OmskZdes.ru

Интервью • 26 марта 2017, 12:42

Кирилл Родин: "Конкурс Шпета - хороший трамплин для музыканта"

Беседовала: Дарья Молчанская

 

Председатель жюри II Межрегионального открытого конкурса юных скрипачей и виолончелистов имени В. Я. Шпета заслуженный артист России Кирилл Родин уверен, что для многих участников конкурс станет путёвкой в большую музыкальную жизнь.

Кирилл Родин • Виолончелист, лауреат международных конкурсов виолончелистов, почётный профессор Пекинской консерватории, солист Московской государственной академической филармонии.

 

С 23 по 28 марта в Омске проходит II Межрегиональный открытый конкурс юных скрипачей и виолончелистов имени В. Я. Шпета. Это крупнейшее профессиональное соревнование для молодых исполнителей в возрасте до 19 лет, которое проводится по двум специальностям: скрипка и виолончель. Председателем жюри конкурса стал Кирилл Родин. Он является лауреатом международных конкурсов виолончелистов в Белграде (1984, I премия и специальный приз "Золотая арфа") и конкурса имени П. И. Чайковского в Москве (1986, I премия и Золотая медаль). Среди его учеников - лауреаты международных конкурсов. Кроме этого, он проводит мастер-классы в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Республике Корея, Хорватии, Японии, Испании, Китае и других странах. 

— Кирилл Владимирович, как член жюри конкурса на что Вы будете обращать внимание?

Мы, прежде всего, обращаем внимание на индивидуальность, насколько человек интересен как личность, как музыкант. Мы понимаем, что в столь юном возрасте владеть в совершенстве инструментом даже на уровне того репертуара, который они исполняют, невозможно. Это слишком завышенные ожидания. А вот когда чувствуется, что мальчик или девочка, не постигли ещё всех секретов мастерства, но у них есть богатый внутренний мир, и они пытаются это донести, причём именно как ребёнок, как юный музыкант, - это всегда интересно. За это можно простить какие-то ошибки, которые, увы, встречаются и у студентов. Я вот вчера только, отработав целый день в консерватории, слышал очень много фраз: и хороших, и нехороших. Это нормальный учебный процесс. А вот конкурс как раз из этого числа трудолюбивых, целеустремлённых детей позволяет выявить самых одарённых.

— Есть ли принципиальные различия в манере исполнения мальчиков и девочек и, соответственно, в системе их оценивания?

Нет различий. Для меня будет важным критерием, как он воспринимает свой инструмент: просто как инструмент, который ему дали, и он взял смычок, или как часть самого себя. Это инструмент, который вобрал все диапазоны человеческого голоса, и насколько он может этим инструментом пользоваться, чтобы передавать человеческую природу и дух человеческого голоса естественный, натуральный. Вот на это я обращаю внимание прежде всего.

И здесь очень интересен формат этого конкурса: различные возрастные категории. Когда мы говорим о юношах и девушках 11-12 лет и 15-16 лет, это большой разрыв, и они оказываются в неравном положении. Здесь эта градация поделена очень корректно, и в каждом творческом возрасте девочка и мальчик найдут своих соперников, друзей, конкурентов, коллег, и тем честнее будет соперничество.

— Имеет значение, какое произведение выберет участник?

Есть определённый репертуарный список. Можно же самое простое произведение сыграть так, что его для себя заново откроешь. Я не перестаю учить студентов и учиться у них чему-нибудь, и разговаривать на их языке, и понимать их мысли. Так что, я надеюсь и здесь чему-то научиться.

— Как Вы думаете, лауреаты конкурса имени Шпета смогут показать себя в будущем на юношеском конкурсе имени Чайковского?

Кстати, некоторые участники этого конкурса потом, через три месяца, когда расцветёт сирень, будут участвовать в юношеском конкурсе имени Чайковского. Я думаю, этот конкурс такой хороший дополнительный трамплин, творческий импульс. Это очень важно. Здесь они в своём часовом поясе. С одной стороны, это ответственно - выступать у себя дома, с другой стороны, они ничем не рискуют. Желание соревноваться, желание доказать друг другу, что ты лучший, - это естественно. Поэтому они ничем не рискуют. Пусть играют, пусть воспринимают конкурс как такое яркое, интересное событие, которыми должны быть наполнены их юные годы.

— Кирилл Владимирович, а как складывался Ваш роман с музыкой?

Роман начал складываться, когда меня часто оставляли дома у бабушки. Там было много пластинок. Я слушал записи наших песен в исполнении Бернеса. У меня развивался с рождения музыкальный слух, голос. Я всё время пел. Так получилось, что родители не музыканты, но любили музыку и вот отвели меня в музыкальную школу. Отвели слишком поздно, поэтому им сказали: "Что же вы ребёнка привели так поздно? Уже на фортепиано, на скрипке все заняты. Ну вот есть на виолончели. К тому же у мальчика пальчики вроде виолончельные". Вот так я стал виолончелистом.

Но роман начался позже, потому что первые два  года я, конечно, с виолончелью помучился. Вот самый мой счастливый день был, когда я случайно её уронил, её отвезли мастеру, и три дня можно было не заниматься, и меня никто не мог заставить.

— Но всё-таки заставили…

Мой педагог и та атмосфера, в которой я учился в школе Гнесиных. Конечно, когда видишь, как артист со сцены играет, это кажется недостижимо, а когда твой сверстник или чуть постарше тебя уже играет, ты понимаешь, что достичь этого можно, приложив труд. Я постепенно пересмотрел своё отношение, и меня уже не нужно было заставлять заниматься

Я всё время учусь, и выступаю на сцене, и занимаюсь с учениками, и слушаю конкурсы. Когда я выступаю, мне доставляет, конечно, большую радость общаться с публикой. То, что я ночами не сплю и занимаюсь любую свободную минуту. Мне, конечно, хочется поделиться, реализовать свои творческие возможности как исполнитель. Но когда я занимаюсь со студентами, мне также интересно с ними общаться, предложить им что-то своё, и я сам питаю их своей энергией, и получаю от них тоже немало.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/45982.html