OmskZdes.ru

Интервью • 5 июля 2016, 20:17

Вячеслав Двораковский: "Нам не стыдно за то, что мы сделали"

 

Омский градоначальник в интервью программе "Омск Здесь" телеканала "Продвижение" рассказал, почему кадровая "скамья" мэрии столь коротка, какие выводы сделаны из скандала в "Рябиновке", когда будет построен метрополитен и зачем ивы из Порт-Артура пересадили к Кадетскому корпусу.

Вячеслав Двораковский • мэр города Омска

 

— Вячеслав Викторович, в среду, 6 июля, Вам предстоит дать отчёт о своей работе перед депутатами Городского Совета. На чём будете делать акцент, а о чём, может быть, предпочтёте не говорить?

Что-то скрывать и уходить от каких-то острых тем в планах у меня нет. А говорить будем исключительно о том, какие мы принимаем меры, как анализируем ситуацию, что нужно сделать для того, чтобы исполнять свою основную функцию - полномочия местного самоуправления и реализацию стратегии развития города Омска. На этом будет построен доклад с учётом участия всех структур, которые работали вместе с нами в течение прошедшего года.

— В конце декабря 2015 года у новогодней елки в интервью нашему телеканалу Вы сказали, что Вам не за что краснеть: всё, что было предусмотрено планом Правительства РФ по подготовке к 300-летнему юбилею Омска и что входило в компетенцию мэрии, выполнено. Сейчас до праздника остаётся месяц, и складывается такое впечатление, что работы идут в авральном режиме. Что не успеете сделать к юбилею?

Перед Новым годом мы как раз и говорили о том, что распоряжение правительства №2040 выполняется администрацией города Омска в полном объёме. И сегодня, когда до Дня города осталось чуть более тридцати дней, могу с уверенностью сказать - именно так дело и обстоит. На сегодня из распоряжения-2040 осталось три крупных объекта: путепровод на ул. 15-я Рабочая, ливневая канализация на ул. Завертяева и (вне программы-2040) Омская крепость. Везде обеспечено финансирование, сформированы планы, всё организовано таким образом, чтобы в намеченные сроки было всё сдано.

Программа была сверстана таким образом, что основной объём работ сконцентрировался в 2013-2016 годах, и здесь принимали участие бюджеты всех уровней. Сегодня можно перечислить объём работ, связанных с дорожным строительством: известные всем путепроводы, развязки, новые и реконструированные дороги, строительство канализации, очистные сооружения Ленинского водопровода, линия электропередач на бульваре Архитекторов и так далее. Сюда добавилась программа по обеспечению детей местами в дошкольных образовательных учреждениях - два садика и две школы, и ещё есть проекты строительства дошкольных образовательных учреждений. Мы подготовились в полном объёме к празднованию 300-летия.

— Не жалеете, что в Омске к юбилею так и не появятся метрополитен и аэропорт?

Это очень досадно. Это самые крупные объекты подготовки к 300-летию, они очень финансово ёмкие, очень затратные и очень востребованные. Видимо, из-за полосы кризиса, которая началась в 2008 году, успешное продвижение по Красногорскому гидроузлу и метрополитену приостановили. И дальше условия, которые сложились в экономике и бюджетах, помешали нашему правительству довести эти объекты до завершения. Но я не думаю, что это совсем трагично. Сегодня речь идёт о приостановке одного объекта, а другой продолжает строиться. Пусть он будет позже, когда-то наступит момент расконсервации, и я думаю, все они будут завершены.

— Насколько близка эта перспектива?

Я думаю, что гидроузел будет выполнен в полном объёме в 2017-18 годах. Метрополитен будет в большей степени зависеть от наполняемости бюджета области. Через два-три года, наверно, ситуация изменится, потому что промышленность развивается, есть и федеральные субсидии. Мы уверены, что инвестиции будут формироваться для Омской области достаточно успешно. Скоропалительное решение наших зарубежных коллег о санкциях тоже найдёт свою более трезвую оценку. Если собственно начать работать, то три-четыре года, и метрополитен будет готов. Я думаю, через два-три года начнём работать.

— Вячеслав Викторович, давайте пройдёмся по другим болевым точкам городской среды. В частности, детские сады, о которых Вы уже говорили выше. Чиновники рапортуют, что очереди ликвидированы, но при этом все понимают, что они существуют скрыто, ведь департамент образования просто не учитывает детей от нуля до трёх лет. Есть и ещё один аспект - переполненные группы в дошкольных учреждениях, в одной может быть 30-38 малышей. Есть ли перспективы реального изменения ситуации?

Давайте разберёмся. Была поставлена задача - к 1 января 2016 года обеспечить местами в дошкольных образовательных учреждениях ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет. Задача выполнена. Да, есть проблемы с детьми до трёх лет. Ответ на этот вопрос может быть найден в новой программе, если таковая появится. Но это не означает, что мы достигли этих результатов и успокоились. Отнюдь. В Омске на протяжении трёх-четырёх лет растёт рождаемость, и в 2017 году потребуются дополнительные решения этой проблемы. Мы принимаем меры: один садик строится, есть три проекта, и будем ещё выделять земли и проектировать. Для детей до трёх лет у нас порядка 6 тысяч мест. Думаю, в дальнейшем мы сумеем оказать помощь и этой категории, потому что очередь, действительно, сохраняется.

Что касается наполняемости садиков. До момента, когда мы начали выполнять программу по увеличению мест, наполняемость групп была очень низкая - 50-55 процентов. Сегодня, чтобы в группе не скапливалось сорок человек, мы приняли решение о том, что список доводится до такой степени, чтобы в группе постоянно находилось 25-27 человек. Многие уезжают, занимаются с ребёнком дома, и эта подвижная часть позволяет нам стабильно обеспечивать всех нуждающихся местами. Думаю, за темпами рождаемости мы успеем.

— Ещё одна важная тема – озеленение. Цветов и деревьев на улицах Омска высаживается много. Недавний позитивный пример - высадка сквера у завода им. Баранова. Но без скандалов в этой сфере не обходится, например, шаровидные ивы из мемориального комплекса в Порт-Артуре пересадили к Кадетскому корпусу. Не всегда эффективны компенсационные посадки, когда вырубают деревья в одном месте, а высаживают в другом. Как это всё укладывается в концепцию "города-сада"?

Когда утверждали эту концепцию в 2014 году, мы обсуждали, привлекали дендрологов, общественников, журналистов - всех, кто объективно и грамотно заинтересован в вопросах озеленения города. Тогда возникло компенсационное озеленение с учётом высадки крупномеров. Всем понятно: хоть ты три хворостины посади, хоть десять - это не компенсация. По экологическим и эстетическим параметрам семи-восьмилетнее дерево уже может быть соизмеримо с тем, что было. Это было первое требование. Второе: мы идём по пути зелёной архитектуры. Всё должно сочетаться, должны формироваться пешеходные зоны, скверы. Поэтому мы не высаживаем деревья там, где дерево не будет жить. Город не теряет объёмы озеленения, а только приобретает. Я призываю понять простую вещь: в середине прошлого века велось активное озеленение теми породами деревьев, которые быстро растут и быстро дают листовую массу, но им уже пришёл век. Сейчас нужно спокойно заменить их новыми деревьями, что мы и делаем. Проект каждого сквера обсуждается на публичных слушаниях. Есть такие замечания населения, которые мы вынуждены принять. Это общение очень полезно и жителям, и нам, и всему процессу озеленения.

Возвращаясь к шаровидным ивам у Кадетского корпуса. В Омске нет хороших  питомников для посадочного материала, поэтому мы договорились с питомником на Урале. Но учитывая, что поставщик нас подвёл, а обещание было озвучено, мы поступили так, как поступили. Мы вернём всё на место, и Порт-Артур ничего не потеряет. Я не буду сейчас давать гарантии, но задача поставлена – найти деревья в других питомниках и всё восстановить. Людей мы не обманем.

— Давайте поговорим о расселении жителей ветхого и аварийного жилья. Три года назад был скандал в "Рябиновке", потребовалось Ваше личное вмешательство. Сейчас проблема разрешилась, и омичи переезжают в комфортабельное жильё. На Ваш взгляд, можно ли решать такие проблемы без шумихи?

Нужно ставить задачу, чтобы подготовительная работа к любому действию обеспечивала исключение таких конфликтных процессов. Я не оправдываюсь, но, во-первых, "Рябиновка" - это первый опыт, во-вторых, там очень жёсткие условия - малоэтажное строительство, которого в городе больше нигде нет. Земля на вес золота, везде стремятся строить многоэтажки. Считаю, что "Рябиновка" - вариант хороший. Подтверждением моих слов является то, что зима прошла, есть мелкие замечания жителей, но к чести строительной компании и управляющей компании эти замечания устраняются быстро. Проблема заключается в том, что уезжать из центра на окраину города никому не хотелось. Поэтому оценки переселению давались в резкой, критической форме. 67 семей отказались переезжать, и сейчас идёт процесс выделения денежной компенсации. Никто не брошен, никто не обездолен. Освоение "Рябиновки" продолжается, там строится садик, выполняется благоустройство, озеленение, есть магазин, ко Дню города откроется поликлиника. Останется решить вопрос со школой, и думаю, она не за горами. Это будет очень хороший благоустроенный район. Строительство домов там также продолжается.

— Пример "Рябиновки" будет тиражироваться?

Нет. Когда были сняты ограничения по этажности домов для переселенцев из аварийного жилья (не более трёх этажей - прим. ред.), мы пошли по пути строительства жилья как заказчики. Считаю, этот опыт ещё более удачный. Хорошие проекты, подрядчик своевременно всё выполняет. Люди получают квартиры, они полностью удовлетворены. В целом, программу переселения мы исполняем уверенно. Уже готовы 500 квартир, в июле-августе люди будут туда переселяться. В будущем году остаётся порядка сотни квартир, и программа закроется. Нам нужно формировать новые задачи.

— В центре города активно идёт реконструкция Любинского проспекта, нашлись средства на ремонт домов по так называемому "гостевому маршруту". А как быть с окраинами? Почувствуют ли "юбилейные" изменения те, кто живут в городке Нефтяников, в промышленном Октябрьском округе, Порт-Артуре?

Не только в центре города происходят преобразования. В прошлом году сдали школы искусств в Нефтяниках и Октябрьском округе, в этом году такая же будет на ул. Дмитриева. Путепровод на ул. 15-я Рабочая - тоже хороший подарок и серьёзное решение проблемы, потому что микрорайон "Радуга" практически заперт железнодорожными переездами. Вспомним строительство школы и детского садика на ул. Мельничная. По всему городу есть объекты, которые будут вовлекать всех наших жителей в подготовку к празднику. Плюс около двухсот инициатив и проектов, которые реализуют предприятия, предприниматели, КТОСы. Город повсеместно имеет точки развития.

— Совсем недавно за дороги в Омске власть не ругал только ленивый. Сейчас идёт большой ремонт автомагистралей. Омичи настолько устали от бездорожья, что даже благожелательно и терпеливо относятся к затруднённому движению. Сколько в итоге средств удалось привлечь из вышестоящих бюджетов?

1,3 миллиарда рублей. Первая половина, состоящая из 21 дороги и 670 миллионов рублей, завершается до 20 июля. Затем область выделила ещё 200 миллионов, из них сто миллионов пойдёт непосредственно на ремонт дорог в том же качестве. Дополнительно правительство страны выделяет 750 миллионов, из которых город получит 500 миллионов. Эти средства оформлены и выставлены на торги, за исключением 50 миллионов, которые пойдут на тротуары. По нашим расчётам, работы должны начаться 12-15 августа и закончиться в период с 15 сентября по 1 октября. В целом будет отремонтировано 57 дорог на площади больше миллиона квадратных метров. Это примерно 10% от всех омских дорог, что и является нормативом ежегодного ремонта.

— Вячеслав Викторович, если бы была гипотетическая возможность вернуться на несколько лет назад, какие свои решения Вы бы изменили, каких ошибок не совершили бы, какие кадровые перестановки сделали или не сделали бы?

Наверно, менять что-то существенно не пришлось бы по двум причинам. Первое: когда наша команда вышла на выборы, мы заявляли, что основная задача - ориентироваться и планировать свою работу, откликаясь на запросы населения Омска. Второе: мы с первого дня начали формировать общественные и экспертные советы при департаментах мэрии, чтобы была обратная связь. Спасибо всем активистам, общественникам: кто-то сразу включился, кто-то позже, но эта работа выстроилась. То, что мы делали, мы сравнивали с реальной потребностью Омска и складывающейся ситуацией. Что-либо серьёзно менять смысла нет, так как это требовалось жителям.

Что касается кадров, то это очень сложный вопрос. Модно говорить сейчас о том, что наша "запасная скамейка" очень короткая. Действительно, у нас нет системы подготовки кадров для работы в структурах власти, в том числе муниципальной. Поэтому набор кадров всегда вызывает особенные затруднения. Спрогнозировать здесь что-то было бы очень сложно. Я позволю себе сказать: то, что произошло, видимо, должно было произойти. Сейчас кадровый состав устоялся, хотя совершенствовать управленческую деятельность необходимо более тщательно, чем мы сейчас и занимаемся. Распределение функций должно быть более чётким, нужно создать условия, чтобы эти функции исполнялись. До сих пор идёт спор по поводу централизации дорожных служб округов. Я это сделал, потому что считаю это правильным. Глава округа должен работать с населением, предпринимателями, общественными организациями. Его задача - наладить такую работу в округе, которая обеспечивала выполнение функций каждого жителя, каждого предпринимателя, каждого владельца земельного участка. Вот это власть. А дорожные и благоустроительные дела должны выполняться специалистами, выполняющими подрядную работу по заданию того же главы. Из всех сомнений, существующих в нашей администрации, это, пожалуй, один большой вопрос. Во всём остальном, я считаю, естественный диалектический путь позволяет нам получать результаты. Не будем здесь излишне скромны, но кое-что удалось.

— В силу своей прежней должности Вы много времени проводили на строительных объектах вне Омска и только потом стали градоначальником. Какие открытия в омичах Вы для себя сделали, начав работать мэром?

Очень тяжело после строительной площадки становиться чиновником. Это совсем иная структура организации, планирования, достижения результатов. Методы и пути совершенно различные: если в строительстве это прямое указание и прямая ответственность, то во власти несколько иначе.

Что касается омичей… Несмотря на то, что рассказывают, что Омск - совсем плохой город, применяя такие выражения и эпитеты, что страшно становится за произносящих это людей, в целом у омичей растёт активность. По сравнению с 2012 годом заметно выросло количество людей, занимающихся физической культурой. Резко выросло количество грантов и уровень проектов, к грантам подключается гораздо больше организаций и частных лиц. Предприятия стали тесно работать со школами, дошкольными образовательными учреждениями. Социальное партнёрство оживилось. На общественных советах всегда существуют предложения, отчёты о том, что сделано. В целом люди всё больше и больше понимают, что если своими руками что-то делать, помогать, конструктивно критиковать, только тогда будет движение. В этой части у Омска всё нормально. Пессимистических настроений стало меньше. Я убеждён в этом.

Пессимизм нагнетают вокруг того, что молодёжь уезжает. Но давайте посчитаем: количество молодых семей увеличивается, рождаемость растёт, в Омск приезжают (пусть даже из села и соседнего государства). У нас очень мощное, разностороннее образование. Такое количество специалистов, которое готовим мы, ни один город-миллионник не может принять на работу. Поэтому такая активная миграция. Если мы побываем в молодёжных общественных организациях, там настроения совсем другие, нежели хотят приписать Омску. Поздравляя выпускников-медалистов я спросил их: вступая во взрослую, конкурентную жизнь, чего у них больше – волнения или уверенности в том, что всё будет благополучно. В ответ - громкий хор: конечно, всё будет хорошо. Считаю, что пессимизм лишает людей возможности действовать. А развитие есть только тогда, когда есть действие.

— В завершение, Вячеслав Викторович, давайте вернёмся к тому, с чего начали - отчёту перед Горсоветом. Как Вам работается с его нынешним составом? Опишите двумя-тремя словами этот процесс.

Во-первых, это сотрудничество, во-вторых, это противовес (и законодательно, и по сути). Но командный дух всё равно присутствует. Наши депутаты - это одновременно и строгие судьи, и квалифицированные контролёры, и глубокие аналитики. Когда они себя так проявляют, мы вырабатываем те решения, которые позволяют рачительно использовать наш очень скромный бюджет и получать результаты. Ещё раз смею повторить: нам не стыдно за то, что мы сделали.

— Что бы Вы хотели пожелать омичам в преддверии праздника?

Я хотел бы, чтобы все омичи, участвуя в подготовке праздника непосредственно или поддерживая в душе, будучи просто наблюдателем со стороны, прониклись одним чувством: трёхсотлетие - это не есть рубеж, которого достигли и остановились. Это просто какой-то пикет на пути, после которого мы начнём новый отсчёт. Но его будем начинать с учётом того, что мы уже набрали очень солидный темп, очень много сделали, научились сотрудничать. Всё является успешным только тогда, когда мы объединяем усилия. Когда разные уровни власти, общественные организации, различные структуры наваливаются вместе, тогда получается успех. Хочу пожелать всем здоровья, счастья, благополучия и помнить, что если мы вместе что-то задумаем и тщательно подготовимся, мы обязательно достигнем результатов ещё больших, чем мы уже достигли. Это то, что должно сопутствовать нам после шестого августа, когда мы отпразднуем трёхсотлетие города, и должно сулить Омску нормальное светлое будущее. 

Беседовал Антон Парахин

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/40009.html