OmskZdes.ru

Интервью • 29 ноября 2013, 19:02

Татьяна Вижевитова

Беседовала: Татьяна Шкирина

 

Об омской ямке финансовой несостоятельности, "стратегических" недоработках Администрации Вячеслава Двораковского и электоральном ядре Виктора Шрейдера, амбициях корыстных депутатов, манипуляциях и профессионализме, который нынче не в цене, а также о том, как заставить население власть уважать. И долго-долго помнить.

Татьяна Вижевитова • экс-первый заместитель мэра Омска

 

— Татьяна Анатольевна, уже 20 лет КТОСы работают, почему за это время они не снискали популярности в народе или это заблуждение?

Может быть, скажу вещи, которые вызовут некоторое негодование, смех или улыбку, но в этом виновата власть. Значит, власть не донесла до населения, что же такое территориальное общественное самоуправление, а ведь если говорить очень обширно, то это и есть люди, их общественная значимость. Значит, власть плохо работала с населением. Это было во все времена. Чем профессиональнее власть будет относиться и подходить к территориальному общественному самоуправлению, тем более информированными будут люди: будут знать, что же это такое КТОС, какие функции выполняет эта структура и почему она не может исчезнуть из жизни нашего города, тем более, учитывая ряд особенностей нашей территории. Только 20 % регионов используют систему территориального общественного самоуправления. Но там, где её используют, она очень хорошо приживается. Самое главное и важное - грамотно и профессионально с этой системой работать, тогда и не будет таких вопросов, которые, к сожалению, иногда мы слышим от населения.

— Вас не раз обвиняли в использовании КТОСов в политических целях: агитация, причём не только за мэра, но и за депутатов, партию власти. Не за эти ли услуги сотни миллионов идут на содержание КТОСов?

Сумма, которая сейчас обозначена - 86 миллионов - я бы сказала, что она не очень большая, но достаточная в условиях сегодняшнего бюджета, который постоянно критикуют за то, что он безумно маленький. Я бы сказала, что нынешняя Администрация города уделила достаточное внимание вопросам развития территориального общественного самоуправления. Год у нас будет вполне спокойный…

— …Избирательные кампании не планируются?

Когда мы говорим об этом, и "знающе" улыбаемся, мы всегда подразумеваем то, что КТОСы используются для работы в избирательной кампании. Но здесь должно быть не понятие "использования", а "взаимодействия" в интересах всего нашего населения. И здесь нужно подходить очень тонко к этому вопросу, потому что КТОС - это не коммерческая организация. Если это буквосочетание у кого-то оскомину набило на зубах, можно назвать КТОСы каким-то другим образом, но суть деятельности территориального общественного самоуправления на любой территории от этого не изменится, ни в коем случае. И я несколько не понимаю нападки депутата Городского Совета, уважаемого Иванова Александра Васильевича, и очень хорошо знаю, что у него есть проблемы с председателем комитета на его территории, где он избирался, но ведь депутаты как нельзя лучше знают и понимают, что, как только наступает выборная кампания, любой депутат, или кандидат в депутаты Законодательного Собрания или Городского Совета, обращается к КТОСу - для того чтобы взаимодействовать в период выборной компании. И здесь именно КТОС определяется: будет он сотрудничать? А что же сделал этот человек на именно этой территории, на которой избран КТОС? Как эта работа дальше будет продолжаться? Население вправе избрать того человека, который будет выгоден для конкретной территории. Интересен нам этот депутат, мэр, или кто-то там еще (я говорю об избирательных кампаниях иного уровня) - население вправе выбирать. А уж как себя преподнесёт человек… Если он что-то делает, если он постоянно встречается с населением и обсуждает все насущные проблемы данной территории, то тогда он как, допустим, депутат удобен для населения, потому что он будет работать в будущей власти в интересах этого населения. В  системе местного самоуправления есть четыре органа: Администрация города, Омский Городской Совет, Городская избирательная комиссия и Контрольно-счётная палата. И в этой системе КТОСы могут работать со всеми этими органами. Здесь должно следить за этими вопросами руководство: Администрация города и администрации административных округов. Вопросов местного значения у нас на сегодняшний день и в уставе, и в законодательстве 42. Буквально по всем этим вопросам место для работы КТОСа находится однозначно.

— То есть, Татьяна Анатольевна, давайте расставим точки над 

Конечно, это не продажная общественность! Это я могу сказать однозначно! Но мы все прекрасно понимаем, что цель создания системы территориального общественного самоуправления была (еще когда Виктор Филиппович начинал создавать на территории города Омска) в том, чтобы вовлечь как можно больше общественности в процессы управления городом. Вопросы существовали всегда, и в середине 90-х их было не меньше, чем сейчас. Другое дело, нужно очень грамотно и правильно работать с населением, чтобы подобрать тех председателей КТОСов, которые бы на самом деле выражали интересы той группы населения, на которой избирается председатель комитета и в целом КТОС. К сожалению, с этим сложно. Профессионализм у нас нынче не в цене, я так думаю (смеётся). Но в целом, у нас сегодня очень хороший институт территориального общественного самоуправления, есть очень много председателей комитетов, которые в полной степени отвечают тем требованиям, которые предъявляются председателю комитета и комитетам. Но остаётся до настоящего времени вопрос, который был в минусе и в прежнее время, и в наше сейчас время - это вовлечение различных групп населения в деятельность на территории. Во-первых, я бы сейчас сделала  больше КТОСов. Насколько я знаю, сегодня существует  78, но есть такие территории, которые охватывают население 20 тысяч человек, а есть такие территории, на которых всего 6 тысяч человек проживает. Разница есть. Так вот там, где 20 тысяч человек, можно сделать два, либо даже три комитета, для того, чтобы привлечь больше населения для деятельности в КТОСе. Я, когда уходила со своей бывшей работы - с сожалением об этом вспоминаю - но на тот период времени у нас было создано 76 молодёжных советов при комитетах территориального общественного самоуправления.

— Молодежь добровольно включалась в работу, и было ли оправдано ее участие?

Представьте себе, молодёжь очень активно там работала, ребятам было интересно. Оставалось неохваченным разве что молодое работающее население. Мы понимали прекрасно, что охватить это население можно – посредством либо детей, которые будут приходить по месту, например, в кружки какие-то заниматься, либо молодёжи, которая будет занята в молодёжном совете, либо старших по домам в их тесном взаимодействии со всем населением. Старшие по домам - это, кстати, не члены КТОСа. Это та общественность, которая живёт вокруг территориального общественного самоуправления, вокруг комитета. Имидж каждого конкретного КТОСА зависит, прежде всего, от председателя комитета, у которого должна быть безукоризненная репутация и огромный авторитет. К этому человеку идут как к власти на месте, в этом маленьком сообществе, на этой маленькой территории. Это самый первый человек, который лицом к лицу встаёт к той проблеме, которая существует у населения и к тем вопросам, которые могут быть у власти к населению. По сути, именно он должен "разрулить" ситуацию таким образом, чтобы это было удобно населению, и чтобы власть узнала, какие же проблемы существуют у населения на этой территории. Да, мало денег в бюджете, всегда было мало, их не хватает никогда. Раньше, действительно, 113-120 млн. выделялось на развитие территориального общественного самоуправления, но год у нас такой сложный, поэтому и с этими деньгами можно прожить, только грамотно выставить работу с населением. Думаю, население поймет.

— КТОСы существуют не во всех городах и многие перенимают именно наш, омский опыт. И Вы, и Виктор Филиппович очень гордились КТОСами - это у вас образцово-показательная структура была. А чем, собственно, гордились и за каким опытом соседи обращаются?

Виктор Филиппович, когда создавал систему территориального общественного самоуправления, еще работал в Администрации ЦАО, и уже в тот момент понимал, что, чем больше населения будет около власти, тем меньше будет проблем с населением, потому что люди будут больше знать о деятельности Администрации. И этот результат, действительно, был достигнут. То электоральное ядро, которое было всегда около Виктора Филипповича, составляло более 350 тысяч человек. Это как раз те люди, которые в тот период времени и в последующие годы принимали активное участие в деятельности и окружной администрации, и Администрации города. Это те люди, которые очень хорошо знали систему работы, которые были рядом, хотели общаться и взаимодействовать с властью. Да, действительно, к нам ездили, перенимали опыт. И те системы, которые прижились на многих территориях, они складывались именно по нашему варианту, по нашей системе работы, и мы до настоящего времени перезваниваемся, и эта работа даёт очень хорошие результаты. Хочу еще раз сделать акцент: мне не нравится слово "использование", я не могу в принципе к власти "пришить" это слово. Это взаимодействие, нормальное, доброе взаимодействие, которое нужно на благо всем. Наша территория обладает определёнными особенностями, у нас было неблагоприятное время для работы и для развития. Я думаю, что со временем мы придём в норму, и всё больше и больше населения будет именно около КТОСов. Но, конечно, нужно следует делать очень хороший, правильный, грамотный отбор руководителей, которые бы были очень авторитетны. Не хотела употреблять эту поговорку, но каков поп таков и приход, здесь и кроется какая-то истина. Когда есть хороший руководитель, тогда и на местах будет всё очень хорошо.

— А у этих руководителей КТОСов всё-таки есть возможность быть нечистыми на руку? Вы детально вникали в процессы и наверняка сталкивались с "нечистоплотностью"?

Были случаи, и даже после того, как мы ушли. Я просто внимательно слежу за этими вопросами.  Бывает разное, но у нас же есть прекрасная возможность проведения конференций, комитет избирается на два года. Можно избрать внеочередную конференцию, есть законодательство, которое это позволяет. Есть кандидатура достойная на замену, пожалуйста, выходите к народу, проводите опрос, спрашивайте, устраивает вас этот человек или не устраивает, и переизбирайте. Но при этом нужно соблюдать ту норму, тот принцип, что обвинять просто так нельзя, должен быть документ, который говорит о том, что человек признан виновным в чём-то. Только тогда можно будет решать вопрос. Просто так неугодных тоже нельзя убирать, поэтому эти вопросы нужно регулировать.

— Сейчас принимают стратегию развития территориального общественного самоуправления до 2018 года. Скажите, на ваш взгляд, в правильном ли направлении идёт нынешний мэр и не возникает ли у вас желания поучаствовать в процессе?

Вы мне так много сразу задали вопросов…. Ну, во-первых, обсуждать деятельность мэра ни в коем случае не буду, потому что сама работала в мэрии и знаю, насколько неблагодарное это дело. А во-вторых, что касается желания, как вы выразились "поучаствовать"… Знаете, я уже начинаю как-то привыкать к тому, что меня никуда не приглашают, вам благодарна за то, что вы меня пригласили в качестве эксперта по вопросу, который меня волнует до сих пор... Если же говорить детально о принимаемой стратегии развития ТОС, может быть, не надо было её на пять лет вперед расписывать, можно было на три года принять, например, как бюджет принимается. Я думаю, что недолго Омску находиться в такой небольшой ямке бюджетной несостоятельности, которая сейчас образовалась, поэтому до 2018 года закладывать какие-то деньги на развитие и на стратегию развития территориального общественного самоуправления, может быть, это не правильно. Но это моё личное мнение, я его высказываю, как бывший, как у вас принято говорить, чиновник. Мне кажется, что можно было конкретно, более предметно какие-то направления деятельности отработать именно на короткую перспективу. Ну и конечно, в этом плане нужно не забывать о том, что КТОСы - это не политические организации, это общественность, это наше население, и, в первую очередь, нужно думать о том, чтобы как можно больше населения привлечь к деятельности территориального общественного самоуправления. Ни в коем случае не надо думать о политике. К сожалению, амбиции некоторых депутатов, как раз, говорят о том, что где-то на горизонте маячит какая-то выборная кампания, и они к ней заранее пытаются подготовиться: кого-то поменять, потому что этот человек, председатель комитета, не удобен, либо не лоялен и т. д. Я думаю, что об этих амбициях нужно забыть раз и навсегда. Население есть население, и манипулировать населением нельзя, с людьми нужно общаться, взаимодействовать в правильном направлении так, чтобы население тебя уважало и потом долго-долго помнило…

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/22558.html