OmskZdes.ru

Интервью • 27 сентября 2012, 13:47

Андрей Голушко

Беседовала: Татьяна Шкирина

 

О престарелых Дедах Морозах, маминых страхах и отцовском счастье, пеших прогулках и соседе в Совфеде, правильных словах Полежаева, планах с Двораковским, взаимоожиданиях с Назаровым, и о том, как использовать собственных друзей в корыстных целях.

Андрей Голушко • член Совета Федерации от Омской области

 

— Андрей Иванович, в лихие 90-е Вы начали свою карьеру с кооператорства и добились успеха. Вам не было страшно этим заниматься, ведь с конкурентами в то время боролись жестко? Или тяга к риску – это в Вашем характере?

Господь с вами! Нет у меня никакой тяги! Моя любимая поговорка: "Храбрость, отвага и бесстрашие – первый признак алкогольного опьянения". Страшно мне не было. Было страшно маме, она боялась и кричала: "Сынок, ты можешь стать адвокатом! А-ДВО-КА-ТОМ!!! Какой кооператив?!! Вас всех через полгода разгонят и пересажают!!!" А я и мои партнеры тогда об этом не думали, нам просто надо было как-то жить. 1989 год: у меня молодая жена, родилась старшая дочь. Нужно было на что-то кормить свою семью. Самым главным мотивом были мои внутренние установки: моя семья должна жить хорошо и мои женщины должны быть счастливы. Все, что этому мешало, тут же куда-то "задвигалось". Я не боялся и не сомневался. Просто работал.

— Как я пониманию, Вы и поныне не жалеете, что в 1989-м не послушались маму?

Да уже и мама не жалеет, что я ее не послушался! (Смеется.)

— С волками жить – по-волчьи выть. Используете ли Вы в своей жизни эту распространенную, как в политике, так и в бизнесе "формулу успеха"?

Я от волков пытаюсь подальше держаться, чтобы и не жить, и не выть с ними. Мне во многом повезло, возможно, интуиция помогает: я смотрю на человека и сразу понимаю, есть ли шансы, что мы будем с ним общаться, или шансов нет. Я благодарен судьбе, поскольку чаще всего оказываюсь прав, делая ставку на определенных людей. Правда, не всегда, есть и исключения.

— Вы были и вице-губернатором, и омским депутатом и просто обязаны 

Да все плохо! Просто плохо и обидно. Самое простое – начать говорить, что Омску не повезло с мэром, с губернатором, что он слишком долго был, ну и так далее. Это любимая тема сейчас: "власти виноваты во всем". Власти, конечно, в чем-то виноваты, но, как бы ни было обидно, во многом виноваты и сами омичи. Чтобы в этом дворе навести порядок: посадить цветник, устроить песочницу - не деньги нужны, а желание!

— Ну, энтузиасты есть, но у людей должны быть и стимулы. Разве нет?

Мы с мэром (Вячеславом Двораковским – прим. ред.) обсуждаем сейчас этот вопрос, и я очень настойчиво пытаюсь вдохновить его на то, что нужно найти форму убеждения для нашего бизнеса. Для тех, кто заработал первые деньги, но все еще ленится содержать фасад, благоустраивать территорию. Я даже придумал конкурс - как украсить свой офис к Новому году, ХК "Акция" учредила премию, которую получит победитель. Вы знаете, как во всем мире готовятся к Рождеству, Новому году. А у нас как? В лучшем случае, лампочка кривая, да Дед Мороз столетний... Почему мы сами себя загоняем в провинциальность в самом плохом смысле этого слова?! Необходимо другое отношение к городу, дворам, людям! Со всех сторон: самих жителей, бизнесменов, руководителей. Котел кипеть должен, понимаете? Мы будем соревноваться не в том, кто сколько денег заработал и увез из Омска, а в том, кто что здесь оставил! Я буду убеждать делать в Омске круговое движение, которое оправдывает себя во всем мире. Не наши эти перекрестки со светофорами и милиционерами, а именно круговое. Во-первых, это позволит увеличить траффик проходимости на 20-30%, во-вторых, снизить аварийность почти на 80%, плюс эти правильно оформленные круги и кольца с клумбами станут украшением города. Как минимум, пять штук в центре города я сделаю за свои деньги! Нет, я же теперь сенатор… ХК "Акция" за свои деньги сделает в следующем году. Хотя сенатором благотворительностью можно заниматься! Так вот, я обязуюсь сделать сам и показать, как это может быть красиво. Но нужно еще фасады ремонтировать, территорию облагораживать, а то город, как правильно Леонид Константинович (Полежаев, экс-губернатор Омской области - прим. ред.) говорил, "как после блокады".

— Часто ли Вы вообще ходите по улицам, особенно омским?..

Не часто. Ну, не часто…

— …Или как вся политическая элита и лицо публичное Вы стараетесь избегать людных, да и вообще пешеходных зон?

Специально я, конечно, напоказ не гуляю. Не приехал бы к вам, этот двор не увидел бы... Ну что мне тут делать, правда? Тем более, для того, чтобы видеть разруху, не обязательно глубоко забираться. По любой улице едешь и видишь уродливые строения. Я когда по метромосту еду, на этот "Малибу" смотреть не могу!! Это же центр города, там должна быть какая-то архитектурная доминанта, а там ресторан пластиковый! У меня нет претензий к владельцам – им дали возможность, они и построили. Я другого не понимаю… Не понимаю, в какой голове могут родиться идеи застраивать Омск уродливыми зданиями и жуткими конструкциями?? Я убеждаю мэра, что нам нужно устроить не просто конкурс, а международный конкурс на должность главного архитектора Омска. Нам нужно развести две должности: директор департамента градостроительной политики – это чиновник, пусть он бумажки подписывает, а главный архитектор города – это творческий человек! Я уверяю вас, сотни архитекторов со всего мира будут участвовать в этом конкурсе! И не из-за денег и больших контрактов, а из-за того, что появляется возможность реализовать свои творческие амбиции в миллионном городе.

— Вот это скорее пугает... Амбиции и талант не всегда идут рука об руку. Илья Варламов, если помните, приезжал в Омск едва ли не с лозунгом "Давайте взорвем театр "Арлекин".

У Варламова свои причуды, пусть взрывает, что хочет у себя. А к нам я хочу привести нормального архитектора. Многие на меня обидятся, конечно, но у нас творческой, нормальной архитектурной школы в стране нет! И задачи такой никогда не было – нужны были только функциональность и рациональность (отсюда и все "хрущевки" и др.). Нам нужно найти и привести творческого, яркого человека, у которого за спиной какой-то бэкграунд, чтобы он выработал и представил нам концепцию развития города. Мы бы эту концепцию посмотрели, скорректировали, одобрили и похлопали в ладоши, а дальше он следит за каждым зданием, которое строится, за каждым фасадом, вывеской, рекламой. Нам надо менять облик города. Сегодня Омск выглядит как город из глубокой-глубокой провинции, сделанный из пластика и дешевых материалов, с грязью. Мне обидно.

— Андрей Иванович, рискну спросить, а любимые места в Омске у Вас есть? И где рядовой омич может запросто встретить сенатора от Омской области?

Я иногда хожу пешком от улицы Интернациональная до здания Правительства мимо замечательного храма, который Леонид Константинович построил. Бываю на улице Тарской. Ну хожу я там, правда!

— Не так давно стало известно, что вторым сенатором от Омской области в Совфеде станет Игорь Зуга. Губернатор отметил, что возлагает на него большие надежды. Не обидно ли Вам, что Ваше назначение Виктор Иванович никак не комментировал? И вообще насколько Вам будет приятно соседство с Зугой? Должны ли сенаторы дружить?

Не обидно, потому что мы с губернатором взаимно возлагаем друг на друга большие надежды. Я очень хочу, чтобы он, как минимум, лет 10 был успешным губернатором. А он, знаю, хочет, чтобы я лет 10 был успешным сенатором. Что касается Игоря Михайловича… Знаете, приятно мне должно быть в семье, и на это мы все работаем (смеется). А с коллегой у нас должны быть нормальные партнерские отношения, которые мы, надеюсь, выстроим. Будем друг другу помогать и поддерживать. В этом смысле, я сенатора не выбирал. Кого назначил губернатор, с тем и будем работать.

— Вы покинули команду Леонида Полежаева в свое время, как Вы сами утверждаете, из-за того, что не сошлись взглядами. А в общении с новым губернатором Вы готовы отстаивать собственную точку зрения даже ценой своей карьеры, если она, скажем, придется не ко двору?

Ну, уж если я нашел возможность разойтись с Леонидом Константиновичем, когда у нас взгляды сильно разошлись, как думаете? С Виктором Ивановичем (Назаровым, губернатор Омской области - прим. ред.) у нас не существует такого рода проблем, наверное, в силу того, что мы люди одного поколения, одного учебного заведения, знаем друг друга по 25 лет. У нас много в чем совпадают взгляды, но, конечно, не во всем. Есть позиции, где мы не согласны и можем спорить (это есть уже сейчас), и это нормально. У губернатора есть исключительное право принимать решение в той части, за которую он отвечает, и его не нужно оспаривать. Но точно так же у меня есть право высказывать свою точку зрения и ее отстаивать, если это требуется.

— Вас, кстати, не задело, что первую же высказанную Вами инициативу о смене часового пояса для Омска некоторые откровенно высмеяли, обвинив в том, что Вы очень далеки от реальных проблем региона?

Мы на самом деле не в том часовом поясе живем! Возьмите карту часовых поясов, астрономическое время – мы находимся не там. Не должно быть в 11 часов вечера светло, как днем. Уверен, что мы, как минимум, будем это еще обсуждать. К чему придем – вопрос выбора населения. Что касается того, что смеются, осуждают… Я очень ровно и спокойно к этому отношусь. Все приветствуется, кроме некролога.

— У Вас очень интересные и яркие друзья: Михалков, Николаев, Якубович. Расскажите, как удалось войти в звездную компанию, и какие интересы Вас объединяют?

Я очень дорожу дружескими, товарищескими отношениями. Все, кого вы перечислили, - яркие и неординарные люди. Кстати говоря, очень непросто с ними дружить: у каждого свои тараканы в голове, обиды, капризы, и они имеют право на это. Но когда ты много лет рядом, на это уже не обращаешь внимания, и этого становится меньше. Я очень многому у них учусь. Вот вы спросили, как я отношусь к высмеиванию. В этом плане Никита Сергеевич – образец. Уж чего про "клан Михалковых" не говорят и не выдумывают, а слон как двигался, так и двигается в направлении, которое он себе избрал, и никому слова вправо-влево сдвинуть не удалось. Люди яркие, интересные. Я не могу детально вспоминать, как сложилось знакомство с одним, вторым, третьим, четвертым, пятым. Вопрос в другом – каждого из них я теперь в своих узкокорыстных целях под названием "Омская область" собираюсь использовать. Сейчас Юрий Николаев (телеведущий- прим. ред.) проведет у нас замечательный конкурс "Утренняя звезда", думаю, что сотни омских детей будут просто счастливы стоять рядом с ним на сцене, держаться за его руку, получить подписанный им диплом, фотографию. А ведь еще кто-то поедет в Канны! Представляете, что это такое для наших, особенно деревенских ребятишек, да и городских тоже? На их этапе это называется "жизнь удалась": я не зря пиликал на скрипке, танцевал – я не зря. Я еду в Канны!!! Где вся европейская богемная публика будет аплодировать нашим ребятишкам. Из-за одного этого нужно было Николаева сюда привезти. Леонид Аркадьевич (Якубович - прим. ред.) просто рвется проводить для детей "Поле чудес", и скоро мы это сделаем. С Никитой Сергеевичем у нас тоже большие планы, в частности, фестиваль обсуждаем. Я постараюсь, чтобы было нескучно.

— И все-таки про общие интересы Вы не рассказали. Слышала, что в основе дружбы лежит, в том числе, и любовь к охоте. Так ли это?

Да, какое-то время мы проводим вместе так, например, в моем охотничьем хозяйстве. Мне туда не стыдно никого привезти, я этим очень горжусь, оно одно из лучших в стране. Но такой досуг, знаете, разве что 5% от нашего общения. Мы встречаемся с друзьями и в Москве, и за рубежом, сейчас они в Омск начинают ездить и будут ездить еще чаще(улыбается).

— Вы известный политик, бизнесмен, но как человек для многих загадка. В Вашей жизни что на первом месте – семья или работа?

О чем тут говорить? Конечно же, семья. Мой еще один товарищ, Женя Гришковец, в фильме, который поставил, сказал: "Ребенок для мужчины - это очень хорошо. Потому что пока его нет, тебе кажется все сложным, тяжелым, непростым. Но как только он у тебя появится, все сразу покажется простым". Понимаете, появляются дети, за которых ты отвечаешь, для которых именно ты - весь мир. В этом смысле семья, конечно, и есть самое важное, самое главное. Она у меня большая, дружная, у меня трое детей. Младшему 8 лет, он замечательный пацан. После двух девочек, знаете… (улыбается). С мальчиком все не так, но зато очень интересно.

— Путевку в сенаторы Вам дали односельчане, которые Андрея Голушко, безусловно, любят и уважают. Наверняка кто-то из них не знал, что Вы избираетесь, чтобы оказаться в Совфеде. После выборов встретились со своими односельчанами, сказали им "спасибо" за оказанное доверие?

Во-первых, каждый из них все знал, притом сразу же с момента выдвижения. И в местной прессе, и на встречах я это говорил, при желании можете проверить. Вопрос же в другом. Сейчас спрашивают: "Как 99 процентов жителей оказались "за", и только три человека в деревне проголосовали "против". Так же не бывает!". Знаете, если бы я к ним приехал за два месяца до выборов и сказал: "Ребята, меня здесь 30 лет не было, а теперь я приехал и вас о чем-то прошу", наверное, я бы тоже победил, но не так. 30 лет я для своего родного Шербакуля чего-то делаю, когда-то меньше, когда-то больше, по сути, никуда далеко отсюда я не уезжал. Соответственно, когда я приехал и попросил о поддержке, мне не было стыдно смотреть им в глаза. Хотя, если честно, я и не ожидал, что это будут 99%. Очень приятно было. После выборов, конечно, и съездил, и поблагодарил. Даже сейчас, пользуясь возможностью, хочу им сказать еще раз: "Спасибо!". Уверен, что никто из шербакульцев об этом решении не пожалеет.

— Вы много лет помогаете храму в Шербакуле. Бытует мнение, что меценатство именно в этой сфере - ни что иное как попытка замолить некие грешки. Как Вы относитесь к такого рода подозрениям? Не смущает, что Вы вкладываете деньги в институт, который за последнее время в глазах общества себя дискредитировал?

Нет. Знаете, у каждого свое отношение к Богу. Не могу сказать, что я глубоко верующий человек, я не воцерковленный человек. Но я хожу в храм и считаю, что Православие и Церковь - те основы, благодаря которым столько лет держится наша страна. Если поставить задачу разрушить страну, то необходимо будет начать именно с веры. Это бесспорно. Покопайтесь в истории, ведь одна из главных гитлеровских директив гласила: "Русский народ нужно разлучить с церковью. Рушить храмы, убивать священников, на покоренных территориях не должно быть ни одного упоминания о вере". С их точки зрения это был совершенно оправданный подход. Понимаете, для меня Бог не в какой-то из этих церквей. Я его внутри осознаю, спрашиваю, советуюсь, естественно, поглядываю туда, наверх (улыбается). И очень часто это помогает. У меня уже есть опыт, когда я так находил правильные ответы. Что касается Шербакуля... Я и строил эту церковь, поддерживал ее. У нас там очень хороший священник, по моему мнению, лучший в Омской области. Он окормляет паству, прихожан становится все больше и больше. Два года назад мы построили воскресную школу, и уже туда каждую субботу-воскресение ребятишки ходят. Сколько смогу, столько храму этому я буду помогать.

— Андрей Иванович, очень часто люди приходят к Богу через трагические события. В Вашей жизни тоже был такой эпизод. Скажите, после того покушения не возникло желание полностью поменять свою жизнь и, может быть, навсегда бросить политику?

Нет. Было желание закончить все то, что начал. Такое стремление было. Притом во многом закончить назло. И это я сейчас успешно продолжаю.

— Вашу карьеру простой не назовешь, но, так или иначе, это всегда движение вверх. Сенаторство ведь не предел Ваших мечтаний? Кем и где видит себя в будущем Андрей Голушко?

Вижу себя хорошим и любимым отцом. Я этого очень хочу. Самое главное, чтобы у меня в семье сохранились отношения с детьми, которые есть сейчас. Девочки взрослеют, у старшей своя семья уже, есть у меня зять. Они меня "пугают", что скоро стану дедом, а я не верю!! (Улыбается.) Средней нашей звезде 16 лет. Младшему "перцу" уже восемь... Это с возрастом приходит - чем старше мужчина становится, тем отчетливей он начинает осознавать: есть семья, дети и только потом уже все остальное.

— Говорят, что на качелях власти очень сложно удержаться. Есть ли у Вас свой собственный секрет равновесия?

Делай как должно, и будь, что будет. Это самый простой рецепт, которого всегда необходимо придерживаться. Любые вихляния, уворачивания - это все рано или поздно выходит на поверхность.

— А как Вы боретесь с политической скукой? Ведь крепнет убеждение, что в политике нет движения вперед, назад, есть только движение по кругу. Согласны с этим?

Знаете, каждый находит что-то свое, что-то для себя. Кто-то получает чин, ранг, пост, чтобы потешить самолюбие. Я же отмечаю какие-то вехи иначе. Не было, скажем, в Омске маленьких теннисных кортов, я построил "Дирижабль" - поставил галочку. Не было трубного завода, я сделал и снова поставил значок. Не давал никогда фонд реформирования ЖКХ Омской области два миллиарда рублей - даст, скорее всего. Рисую галочку опять…

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/interviews/22516.html