OmskZdes.ru

Экономика • 5 мая 2015, 15:04

Подрезали крылья. Почему омичам дорого летать по России и за границу?

Автор: Екатерина Криль

 

Стартовавший сезон отпусков заставил туристов перетряхнуть свои кошельки: комфортно добраться до курортов в этом году стоит ещё дороже. Почему омичам невыгодно летать из своего города, разбирался "Омск Здесь".

 

Опубликованное в апреле полётное расписание Омского аэропорта на лето-2015 расстроило любителей путешествий значительным сокращением рейсов. Чартерная программа уменьшилась в два раза. Теперь улететь напрямую из Омска можно лишь к морям Турции, Египта, Кипра и российского юга - в Крым и Сочи. Закрыты рейсы в Грецию, Таиланд, Вьетнам, Тунис, Болгарию, Италию, Испанию. В 2014 году по исчезнувшим направлениям было перевезено около 60 тысяч пассажиров, что, впрочем, в два раза меньше, чем в одну Турцию.

Параллельно подорожал и сам отдых. На стоимости туров сказался целый комплекс факторов, в первую очередь, изменение курса валют. К примеру, некоторые отели в Турции повысили цены в два раза. Однако даже в таких условиях омичам отдыхать за границей выгоднее, чем на родных просторах, из-за дорогих авиаперевозок. Так, перелёт на регулярном рейсе в Сочи или Крым и обратно обойдётся примерно в 20 тысяч рублей, а пакетный тур на заграничный курорт по системе "всё включено" можно купить и за 30 тысяч рублей.

- Конечно, повлияло сокращение полётной программы, так как конкуренция уменьшилась. В соседних городах больше вылетов, удобнее даты и продолжительность полётов разная. А у нас очень ограниченный выбор не только в плане направлений отдыха, но и в сроках поездок. Не всегда получается подобрать оптимальный вариант под отпуска, вот и приходится летать из соседних городов. Такое чувство, что вообще забыли, что наш город существует, - констатирует директор турагентства "Берег мечты" Ольга Краля.

Альтернативными площадками для вылета на курорты для омичей чаще всего становятся аэропорты Екатеринбурга, Новосибирска и Москвы. В прошлом году были очень выгодные предложения авиаузлов Кемерова, Тюмени, Челябинска и Красноярска, но сейчас там экономическая ситуация ухудшилась. В этом сезоне, по словам директора турагентства "Сёрфари" Екатерины Братцевой, тур в Италию, Грецию или Арабские Эмираты с вылетом из столицы Урала может оказаться дешевле отдыха в Египте или в Крыму с трансфером из Омска.

- Нас это тоже удивляет, но это факт. Причём отели в том же Крыму гораздо хуже, и питание - только завтрак вместо турецкого "всё включено", - говорит Екатерина Братцева.

По словам руководителя, две трети от цены путёвки составляет именно стоимость авиаперелёта. Туристы, предпочитающие путешествовать самостоятельно, могут сократить эти расходы, дождавшись выгодных предложений и скидок от перевозчиков. Однако до Омска подобные акции доходят редко и распространяются преимущественно на перелёты внутри страны.

- Распродажи авиабилетов от авиакомпаний и продажа туров на курорты не взаимосвязаны. Авиакомпании иногда "выкидывают" промоцены на билеты по городам России, на зарубежные направления они редко влияют, - комментирует заместитель директора турагентства "Киви-тур" Татьяна Ковалёва.

Сама стоимость авиабилета складывается из множества составляющих и зависит от сезона и загруженности рейса. В пресс-службе компании "Оренбургские авиалинии", которая осуществляет перелёты из Омска в Москву, Сочи, Анапу, Мюнхен и Ганновер, корреспонденту "Омск Здесь" пояснили, что тарифы на билеты формируются на основании данных затрат на одно занятое кресло и предельного уровня рентабельности. Себестоимость полётов рассчитывается российскими авиакомпаниями согласно "Методическим рекомендациям по определению себестоимости рейсов воздушных судов гражданской авиации". В документе предусмотрено три группы прямых эксплуатационных расходов. К первой относятся затраты, связанные непосредственно с выполнением рейсов: топливо, аэропортовое и аэронавигационное обслуживание, метеообеспечение, питание пассажиров и экипажа, содержание экипажа в аэропорту. Ко второй - расходы, зависящие от налёта часов в зависимости от типа воздушного судна: амортизация самолётов, капремонт и страхование авиамашин, лизинг, зарплата лётчиков и бортпроводников. Третья группа включает расходы по оплате труда наземного персонала и прочие производственные и общехозяйственные расходы, связанные с работой авиапредприятия в целом.

По данным Минэкономразвития, топливо составляет до трети расходов авиакомпании. На втором месте - аэропортовые сборы, наземное обслуживание и аэронавигация, на которые приходится 15-20% от цены билета. Размер этих расходов разнится в зависимости от аэропорта обслуживания. Цена топлива в Сибири примерно одинаковая: по последним данным Росавиации, тонна керосина в Омском аэропорту стоит от 30 150 до 32 430 рублей, в новосибирском "Толмачёво" верхняя планка цены чуть ниже - от 30 624 до 31 470 рублей. У соседей значительно ниже тариф на наземное обслуживание воздушных судов. К примеру, сбор за взлёт-посадку там составляет 310 рублей за тонну самолёта, в Омске - 545 рублей; сбор за обеспечение авиационной безопасности в "Толмачёво" составляет 256 рублей/тонна, в Омском аэропорту - 484 рублей/тонна. Впрочем, в Омске в два раза дешевле обходится пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров.

Сейчас ОАО "Омский аэропорт" проводит политику оптимизации издержек. Однако это вылилось в конфликт между сотрудниками и генеральным директором предприятия Виктором Титарёвым. Такая ситуация негативно отражается на функционировании авиаузла - вместо привлечения новых авиаперевозчиков, создания собственной авиакомпании (вместо обанкроченной "Омскавиа") и расширения географии полётов местный аэропорт вынужден "биться" во внутренних междоусобицах. А в это время омский трафик перетягивают на себя аэропорты Новосибирска, Тюмени и Екатеринбурга, предлагающие более низкие цены на перелёты. Поэтому в местном аэропорту в этом году уже не ожидают прошлогоднего рекорда - миллион перевезённых пассажиров.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/economics/31646.html