
Свободное время • 17 февраля 2026, 16:04
Автор: Анастасия Мирошниченко
В Омске представят спектакль о расстреле царской семьи. Рассказываем, почему главные герои постановки - это простые жители Екатеринбурга, ставшие свидетелями страшной расправы, и зачем режиссёр поместил действие на цирковую арену.
17 июня 1918 года в Ипатьевском доме, в Екатеринбурге, прогремели выстрелы. Были хладнокровно убиты супруги Николай Александрович (50 лет) и Александра Фёдоровна (46 лет), их дочери Ольга (22 года), Татьяна (21 год), Мария (19 лет), Анастасия (17 лет) и сын Алексей (13 лет). Также среди погибших - лейб-медик, повар, лакей и горничная. Кто все они? Это царская семья - последние из великого рода Романовых, а также их приближённые. Это были люди, которые желали укрыться от всеобщих глаз и начать жизнь вдали от всех, но понимали, что рано или поздно за ними придут. Не из-за жестокости, а из-за страха.
Взглянуть на кровожадную страницу истории рухнувшей Российской империи под иным углом предлагает Омский государственный драматический "Пятый театр". 28 февраля и 1 марта там состоится премьера спектакля "Я убил царя" (18+) по пьесе современного драматурга Олега Богаева. Постановка расскажет не о последних часах жизни Николая II, царицы и их детей, а о том, каким было следующее утро. Что подумали уборщицы, когда их вызвали отмывать с пола царскую кровь? И что почувствовали шофёры, которые вывозили из особняка трупы?

О том, почему эта постановка не про злодеев, а про людей, отчего в ней ни один герой не чувствует себя виноватым и при чём тут цирковая арена, режиссёр спектакля Евгения Константинова и актёры Сергей Троицкий и Александра Урдуханова рассказали журналистам на "Культурном завтраке".
- События июня 1918 года - это абсолютное зло. Оно может войти в жизнь человека практически незаметно, и, оказывается, что человек может сжиться с ним достаточно благополучно. И именно этот процесс больше всего интересовал меня и всех участников спектакля. Я не могу назвать нашу постановку совершенно документальной работой, потому что она обращена больше к эмоциям, к сердцу, - говорит режиссёр Евгения Константинова.
Знакомство "Пятого театра" с пьесой "Я убил царя" началось ещё год назад в рамках режиссёрской лаборатории современной драматургии "Пятый элемент". Свои эскизы показывали студентки 4 курса режиссёрского факультета Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ, СПб). Приз зрительских симпатий тогда взял эскиз "Я убил царя" Евгении Константиновой. Было решено, что именно эта пьеса получит полноценное воплощение на сцене омского театра, а для Евгении постановка станет ещё и дипломной работой.

Евгения Константинова
По словам Евгении, через историю убийства царской семьи проводится художественное и философское исследование человеческого равнодушия. Девушка уверена - важно не то, что убит именно царь и вся венценосная семья, а то, что убиты люди. А ведь они, как и все, хотели просто жить, любили друг друга, им было страшно, но они всё же спустились в подвал Ипатьевского дома в ту ночь, предполагая, что утро для них может и не наступить. Режиссёр уверена, что простить (как и исправить) то, что было сделано с царской семьёй и их приближёнными, невозможно. Можно только столкнуться с кошмаром лицом к лицу, ужаснуться и осознать, что подобного больше нельзя допустить.
- Я ещё не встречала человека, которому эта история была бы не интересна. Это боль, которая понятна всем, кто сталкивается с этим материалом. Он очень ясный и эмоциональный, и он касается, по моим ощущениям, нас всех. Очень важная составляющая этой пьесы кроется в самом названии: "Я убил царя". Здесь присутствует указание на себя. Это личная история каждого героя. И она не про уродов, а про людей. Это про то зло, которое есть в каждом из нас. Мы с вами не были участниками тех событий, но самое страшное, что в нас есть паттерны, которые позволяют нам понять этих людей и которые соединяют нас с ними, - уверена режиссёр премьеры Евгения Константинова.
Спектакль построен в форме допроса тех, кто непосредственно участвовал в расстреле, помогал избавиться от тел или просто видел и слышал, что творилось в Екатеринбурге в те дни. Однако допрашивающего мы не увидим. И кто это - историк или сама совесть - зритель определит для себя уже сам. В основу пьесы легли материалы дела о расстреле царской семьи и алапаевских мучеников, которое по поручению Александра Колчака вёл следователь по особо важным делам Омского окружного суда Николай Соколов.

Автор пьесы Олег Богаев родом из Екатеринбурга. Как рассказала Евгения Константинова, многих героев своего произведения драматург создал из мифов, которые гуляли по городу. Так, например, показания мойщицы полов не зафиксированы документально, но все в городе знали некую женщину, которая после событий июньской ночи ещё долго жаловалась: за уборку подвала в Ипатьевском доме ей так и не заплатили.
Все герои расскажут свою версию произошедшего в Екатеринбурге, именно поэтому история одной кровавой расправы точно становится личным преступлением каждого персонажа. Причём зритель "Пятого" услышит голоса не тех, кто руководил расстрелом, а тех, кто разбирался с последствиями произошедшего, - простых людей. Так, своё мнение выскажут конферансье, официантка, шофёр, обычные офицеры и другие люди, чья жизнь продолжилась, словно бы ничего и не произошло. Но появляется в спектакле один герой, который смотрит на всех остальных взором стороннего наблюдателя. Он потерял всех, кого любил, а его родину разорвали на части. Это сам Николай II, роль которого досталась Сергею Троицкому.

Сергей Троицкий и Евгения Константинова
- Я в первую очередь думаю о том, что Николай II - это муж, отец, но при этом управлявший страной в непростое время. Но его социальное положение не отменяет его обычной человеческой судьбы. Я его полностью оправдываю и защищаю. Мне его по-человечески очень жаль. Я понимаю, что я живу сейчас совершенно в другое время, я не был участником тех событий, и, может быть, живи я в те годы, то тоже бы возмущался положением дел в империи. Но сейчас, оглядываясь назад, я вижу в царе только человека, который стал заложником трагических событий, - рассказывает о своём герое актёр Сергей Троицкий.
Актрисе Александре Урдухановой досталось сразу две разноплановые роли: она играет официантку и спаниеля Джоя. Джой - это собака убитого юного царевича Алексея, которая смогла выжить 17 июня просто потому, что не выла и спряталась под грудами тел. Джой стал единственным, кто действительно видел, как убивали тех, кого он любил больше жизни. Вот только спасти он никого не мог. К сожалению, французская бульдожка княжны Татьяны и королевский спаниель младшей дочери царя Анастасии были убиты вместе с хозяйками.
- Спустя несколько дней спаниеля видели сидящим у двери комнаты, где жила царская семья. Так его обнаружили и перевезли к родственникам Романовых в Германию. Собака - это существо, которое на мир смотрит иначе, не рефлексируя, в плохом смысле этого слова. Оно смотрит через эмоции, через любовь. И если собака видит ужас, она и скажет, что это ужас. И это очень сильно, как выяснилось, отличает её от человека, - считает режиссёр спектакля.

Александра Урдуханова
- Да, собака не даёт оценку происходящему через призму политических событий, как другие герои, или событий человеческой жизни. Она - чистая эмоция. Понятное дело, что монолог Джой - это фантазия. Но для меня он даже на этапе прочтения пьесы был самым понятным, близким, трогательным и самым тяжёлым. Мне кажется, даже собака понимала, что случившееся - это неправильно, - поделилась с журналистами актриса Александра Урдуханова, которой вопреки своему стеснению пришлось приспособиться к чтению монологов на сцене.
По словам Евгении Константиновой, сценическое пространство спектакля будет представлять собой цирковую арену, а не полицейский участок, как можно было подумать. Время в спектакле условно, а само действие лишено бытовизма. Такую форму сценографии Евгения и художник-постановщик Светлана Тужикова выбрали не случайно: те, кто находится на манеже, не могут спрятаться от глаз зрителя, как и герои спектакля не способны спрятаться от того, чему стали свидетелями.
- Цирк - это, прежде всего, место, где человек оказывается словно под увеличительным стеклом, место, где он абсолютно беззащитен. Цирк выносит все несовершенства и совершенства наружу. Именно под таким ракурсом мы и рассматриваем наших героев. У меня с детства сложилось такое впечатление, что цирк - какое-то место, которое возникает и исчезает. Это расщелина в пространстве, где нет времени, а посреди города возникают формы, совершенно непохожие на нашу обычную жизнь. А ещё цирк - это испытание, где проверяются человеческие возможности, - пояснила Евгения Константинова.

С хореографическими тренингами к актёрам "Пятого" специально для постановки приезжала Мария Шешукова. По словам артистов, в спектакле нет застроенной хореографии. Это, скорее, пластика, способ существования героя на сцене. Движения неотделимы от монологов персонажей и становятся их продолжениями.
А пока Омск ждёт премьеру истории о жестокости, равнодушии и несправедливости, которая косвенно через следователя Николая Соколова имеет отношение и к нашему городу, "Пятый театр" приглашает зрителей на генеральную репетицию премьеры. Она состоится 27 февраля, количество мест ограничено. Вход платный.
Фото: Елизавета Медведева
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/91196.html