OmskZdes.ru

Свободное время • 14 ноября 2025, 18:20

"Ступени к Парнасу любви": Михаил Голиков о жизни романтиков сквозь века

Автор: Виктория Абзамилова

 

Их музыка взывает к чувствам, помогает вступить в откровенный диалог с собой и становится поводом мыслей о чём-то большем, чем о невзгодах сегодняшнего дня.

 

Под руководством главного дирижёра и художественного руководителя Международного симфонического оркестра "Таврический", народного артиста Республики Кабардино-Балкария Михаила Голикова в зале Омской филармонии прозвучали произведения Петра Чайковского, Георгия Свиридова и Андрея Петрова. Какие истории таятся за известными партитурами? Что пробуждают в слушателях интонации классиков? Будем искать ответы вместе.

Пётр Чайковский
Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"

В то время, как в литературе и кинематографе персонажи имеют очень конкретные воплощения образов героев, в музыке главные действующие лица, конечно, чувства. Слушатель словно ощущает присутствие в зале любви, которая, вопреки обстоятельствам, распахивает свои крылья, слышит поступь рока.

- "Ромео и Джульетта" для меня как для читателя и слушателя - это больше про сопротивление, про попытку человека бороться с роком, с судьбой, - отмечает зрительница Ирина Синиджук.

Произведение-переосмысление одноимённой трагедии создал Пётр Чайковский. В его прочтении финал истории совсем иной: сквозь музыку будто льётся свет.

- Перед последними четырьмя тактами есть гениальная тема - тема любви. В последних двух с небольшим тактами она видоизменяется по сравнению с экспозиционной её частью. Мелодия устремляется наверх и затихает, растворяется в некоем таком многоточии и в таком бесконечном пути, тоже светлом, не трагичном, но тем не менее, не ставя точек, не делая этих ступеней, колонн, арок, каких-то символов, исторического утверждения. Последние четыре такта Чайковский написал под влиянием Балакирева, к которому он иногда обращался за советами. И теперь все знают, что эти финальные аккорды уже не "склеп", в котором похоронены Ромео и Джульетта, а, скорее, ступени к Парнасу любви, которая бессмертна, которая торжествует, - рассказывает маэстро Михаил Голиков.

- "Ромео и Джульетта" - одна из моих любимейших увертюр. Каждый раз, когда её слушаю, эмоции переполняют, потому что любовь… Она правит миром! Для каждого понятие любви - оно своё. Но я считаю, что на любви построен наш мир и без любви очень тяжело жить, - размышляет слушательница Лариса Паловодова.

- Вы знаете…. Любовь… (влюблённо смотрит на свою девушку). Любовь, я думаю, есть в каждом музыкальном произведении. Её нужно лишь хотеть заметить. Думаю, классическая музыка сочетает в себе и любовь, и трагедию, и драму, и счастье, - считает слушатель Ян Белицкий.

Георгий Свиридов
Оркестровая сюита "Метель"

Георгий Свиридов писал эту музыку к одноимённому фильму Владимира Басова - экранизации повести А. Пушкина (0+), вышедшей в 1964 году. Композитор называл сюиту "музыкальными иллюстрациями к повести А. С. Пушкина". Он не перекладывал развитие сюжета на музыку в точности до шага персонажей, а, скорее, запечатлевал в партитурах эмоциональные переживания лирических героев, которые переживают и путь на "Тройке", и "Вальс", и "Пастораль", и "Военный марш", и, конечно, "Венчание".

- Я филолог по образованию, и, наверное, я не даром выбрала этот концерт. Его не было изначально в программе Омской филармонии на этот год. Я увидела, что будет такая программа и дирижёр, который в прошлом году был приглашённым, а я все концерты с его участием посещала и стала его фанатом. Конечно, сразу приобрела билет. Программа сегодня литературная! Бессмертный Пушкин и его "Метель" не оставляют равнодушным. Не скажу ничего нового, но музыка Свиридова - один из лучших примеров синтеза музыки и литературы. Будто она писалась в то же время, буквально по следам Пушкина. Моя любимая часть - "Вальс", - делится слушательница Ирина Синиджук.

Вопреки требованиям своей эпохи с её "плакатной" музыкой, Георгий Свиридов создаёт произведения, взывающие к слушателю. Он предлагает прислушаться к собственным, личным переживаниям, наблюдать за их динамикой и помнить, что даже в разгар суровой "Метели" всегда найдутся минуты для "Романса".

- 20 век. Советский Союз. Развитие разных индустрии: это и эстрада, и кино, и новый вид академической современной музыки. Свиридов работал в каждом из них и, как ни странно, всё время находился в каком-то параллельном мире. Фильм "Время вперёд" (0+), который сегодня совсем забыт, на самом деле был абсолютно плакатной пропагандой в своё время. Гениальная румба из него звучала заставкой новостей на Первом канале много десятков лет. Тем не менее остальную музыку Свиридова никто не знает, но она потрясающая, созвучна образам тех героев, которые в фильме показываются, и не с витринной стороны, а как бы чуть-чуть "зайдя за угол". История любви там совсем минимальная, но как она описана в музыке - насколько тонкие, ни с чем не сравнимые интонации использует Георгий Васильевич! Они, конечно, и через сто лет будут абсолютно актуальными. Но для какого зрителя? Который всё-таки любит читать и ещё что-то смотреть. Отчасти Свиридову будет тяжеловато конкурировать с Андреем Петровым в борьбе за нового зрителя, но он точно всегда будет иметь армию своих глубочайших поклонников, которые будут преданы ему всю свою жизнь, - уверен Михаил Голиков.

Андрей Петров
"Уличные мелодии в смокингах"

Танго из кинофильма "Гараж" (12+), вальс из "Берегись автомобиля" (12+), "Подводный мир" и румба из "Человека-амфибии" (6+). Известные мелодии, написанные Андреем Петровым для сопровождения популярных советских фильмов, прозвучали со сцены.

- Я расплакалась на исполнении произведений Андрея Петрова, конечно. Он петербуржец, как и я, да ещё и однофамилец. Все эти мотивы - мелодии жизни моих родителей, моего детства. Эта та музыка, о которой говорят "вечная". Это музыка души. Ты можешь уже не смотреть фильмы, но эти произведения не забываются, они всегда с тобой. Были мелодии, которые навеяли определённые мысли: о жизни, о бренности, о людях, которых уже нет, и в целом о том, как прекрасна эта жизнь, - поделилась впечатлениями слушательница Светлана Петрова.

Сегодня авторы саундтреков к кинокартинам нередко объединяют форму популярной музыки и звучание симфонического оркестра. Зажечь фонарики под песню из "Титаника" (12+), конечно, радостно, но настоящее искусство - оно глубже. Композиторы, которые в своей карьере отдавали предпочтение написанию музыки, легко становящейся популярной и востребованной публикой здесь и сейчас, и нередко в позднем периоде творчества старались перейти к серьёзным формам. Однако их признание оставалось за ними как за авторами своих хитов.

- Иоганн Штраус сделал себе карьеру на лёгкой музыке, на вальсах, польках и опереттах, которые он писал под заказ, зарабатывая на этом деньги, зарабатывая себе имя. Практически всю свою жизнь он был от этого несчастен, потому что мечтал создать настоящую оперу, которая будет идти в оперенном театре. И даже пытался создать оперу "Цыганский барон", но она всё равно осталась в истории опереттой, - отмечает Михаил Голиков.

Сборник сочинений для кино "Уличные мелодии в смокингах" в симфоническом переложении Андрей Петров написал в поздний период творчества. Он мечтал оставить после себя искру любви к серьёзной симфонической музыке в глазах своей аудитории.

- Мне это близко. Я многие годы стараюсь познакомить людей с оркестровой музыкой через доступные жанры. Влюбить их в этот потрясающий безграничными возможностями, насыщенный инструмент, приглашая услышать его в том виде, в котором он замышлялся. С той музыкой, которая писалась именно для этого собрания музыкантов, именуемого симфонический оркестр! - раскрывает свою идею главный дирижёр Международного оркестра "Таврический" Михаил Голиков.

P.S.

Финальными овациями вечер окончен не был. На творческой встрече с дирижёром программы слушатели задали Михаилу Голикову волнующие вопросы о музыке, сотрудничестве с Омским академическим симфоническим оркестром, а также смогли получить автографы дирижёра, под чьим руководством исполненную музыку - не забыть.

- Этим концертом я хотел показать, что понятиям романтика и романтизм время никак не подвластно. Чайковский и Петров жили в совершенно разное время, но тем не менее их очень многое объединяет. И даже в последнем произведении - "Марше" из "Старой сказки", которое мы исполнили в финале программы, - в конце удивительное соло четырёх контрабасистов, которые от душеньки говорят не о том, что блестит и очень быстро чернеет, или о том, что теряет свой настоящий истинный цвет, а о том, что остаются навсегда внутри. Оставайтесь всегда счастливыми от той музыки, которая звучит внутри вас! - рекомендует маэстро.

Фото - 14

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/90297.html