OmskZdes.ru

Свободное время • 13 ноября 2025, 15:40

"Хотел сыграть его в Омске и не ошибся". Никита Михалков объяснил, почему привёз легендарный "12"

Автор: Дарья Пучкова

 

Известный режиссёр принял участие в пресс-конференции, где поделился с журналистами планами на будущее и рассказал, почему зрители не всегда понимают, как нужно правильно реагировать на происходящее на сцене во время спектакля "12".

 

Два дня на сцене Омского государственного музыкального театра омичи наслаждались знаменитым проектом "12" (16+) режиссёра, народного артиста РСФСР Никиты Михалкова. Непростую историю воплотили артисты "Мастерской "12" Никиты Михалкова". Во время игры в зале стояла звенящая тишина, а когда опустился занавес, зал вспыхнул овациями. Спектакль получил высшую награду "Золотой Витязь" и стал частью "Золотого фонда театральных постановок России".

Приезд народного артиста в Омск для многих стал настоящим событием, да и сам режиссёр был не прочь побеседовать с журналистами. Так, 12 ноября состоялась пресс-конференция, где Никита Михалков рассказал о том, почему для "Больших гастролей" выбрал "12", какими он увидел омичей, и поделился секретом успеха своих проектов.

Почему "12" должны были увидеть омичи

Мы гастролируем, учитывая интересы регионов, куда приезжаем. Нас просят привезти этот спектакль, но мы не навязываем его. Это большой и тяжёлый проект. Его реализация не обошлась без поддержки Министерства культуры, "Росконцерта", заинтересованных благотворителей. 

Дело в том, что проект важен для нас, потому что он важен для вас. Если бы зрители не находили в нём ответов на свои вопросы, мы бы его не играли. Руководствуемся интересами зрителя. На первый взгляд кажется, что история понятна, но это не так. Внутри много важных тем. Монологи актёров и мой монолог - всё звучит современно, несмотря на то что события в спектакле и в фильме происходят в начале нулевых, но в постановку привнесено то, что сегодня звучит актуально.

Сценарий, написанный в соавторстве, получается живее

Сценарий спектакля "12" был написан в соавторстве с братьями Пресняковыми не потому, что я не люблю делать это один, а потому, что мне интересно, когда отношения персонажей рождаются в диалоге. Мне неинтересно выдумывать, я не умею этого делать. Сейчас мы с писателем и сценаристом Сергеем Минаевым тоже работаем в паре и обсуждаем, как каждый персонаж ведёт себя в той или иной ситуации, и из этого складывается живое взаимодействие.

Тишину в зале сгенерировать невозможно

Когда я говорю об аплодисментах, которые можно инициировать, я имею в виду практику, существующую, например, в оперных театрах. Там есть специальные люди - клакёры, которые задают тон овациям. А вот энергию зала и энергию тишины инициировать невозможно. Она либо есть, либо её нет. И я убеждён, что атмосфера в зале - это отражение того, что происходит на сцене. Актёры должны быть энергетически включены, это очень важно. Я сижу во время первого акта спиной к сцене и вижу всех их. Ни на секунду они не выключаются. Пока кто-то другой играет, они всегда находятся в состоянии готовности.

Интересно наблюдать за реакцией зрителей в разных регионах. В Сибири зрители включаются позже, чем в средней полосе России. На Дальнем Востоке публика более осторожна: "Посмотрим, чего нам привезли московские штучки".

Когда мы впервые со спектаклем были далеко от Москвы, на одном из показов не было ни одной реакции в течение первого акта. Я сказал актёрам: "Ребята, вы не понимаете, что происходит". Люди привыкли к антрепризе, где четыре медийных актёра развлекают публику. А когда ты приходишь на развлечение, а его нет, это вызывает недоумение. Но в финале реакция всегда одинаковая - взрыв аплодисментов.

Омский зритель - внимательный зритель

Омский зритель - весьма избалованный и очень внимательный. Я знаю Омск, люблю его, у меня здесь много друзей. Я был готов к тому, что омичи настроены серьёзно. Зрители постепенно включаются в происходящее и начинают реагировать на реплики. Когда они уже знакомятся с персонажами, спектакль становится похожим на жизнь. Благодаря взаимодействию сцены и зала мы проживаем вместе почти четыре часа, и наша жизнь начинает совпадать. Поэтому слоган постановки "Про всех и для каждого" точно отражает её суть. Я очень хотел сыграть спектакль в Омске и не ошибся.

"Мастерская “12” Никиты Михалкова"

Мы начинаем репетировать с Михаилом Ефермовым и Анной Михалковой спектакль по моему фильму "Без свидетелей" (12+). Что касается новых работ, мы сейчас играем премьеру - импровизацию по пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта под названием "Перед рассветом" (18+). В конце месяца мы отправимся с ним на гастроли в Санкт-Петербург.

Проект "Атлас театральной России"

В нашем театре мы запустили новый проект "Атлас театральной России". Теперь раз в месяц предоставляем сцену региональным коллективам. Любой может подать заявку и привезти свои постановки в Москву. Это не фестиваль и не конкурс - режиссёры сами решают, что представить. Теперь в центре Москвы, на Поварской улице, пять дней в месяц будут проходить спектакли региональных театров. Жители столицы могут познакомиться с областными театрами, которые не всегда легко посетить. Я горжусь этой идеей и рад, что её поддержали.

​​​​Метод Никиты Михалкова

Я считаю, что кино - это продолжение театра. Я не начинаю снимать фильм, пока не проведу как минимум две недели репетиций, как в театре. Этот подход я перенял из театральной школы. Я уверен, что русская театральная школа - лучшая в мире. И это заблуждение, что в кино и театре актёрская игра разная. На самом деле, хорошо играть сложно и там, и там. Хороший режиссёр может сделать из театрального актёра кинозвезду.

Поэтому мне интересно создавать миры на экране. Многие из моей труппы - выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова. Мы ставим произведения Бунина и Чехова. Это замечательная возможность показать, как литературное произведение можно перенести на сцену. После спектаклей люди говорят, что это новое слово в театре. Я отвечаю, что Бунин и Чехов - не новое слово. Просто артисты хорошо играют. Люди отвыкли от качественной работы. Настоящее мастерство - это когда зрители плачут, если видят, как актёр играет по тексту.

Про планы в кинематографе

У нас был отличный сценарий для драматического фильма "Шоколадный револьвер", он был связан с Голливудом, однако проект стал неактуальным. Сейчас мы продолжаем работать вместе с Сергеем Минаевым над новым сценарием. Я пока не готов раскрыть его тему, но процесс идёт.

Секрет успеха

Если к кино относиться как просто к делу, к работе, оно тебе за это отомстит. Кино должно быть твоей жизнью. Я хочу защитить артиста от плохого режиссёра. Когда режиссёр не может помочь актёру, он бездарен. Кто-то говорит: "Вспомни бабушку умершую и заплачь", или "Я тебе сейчас расскажу анекдот, будешь смеяться", это не режиссёр. Для актёра важен не только талант, но и самоирония, терпение, трудоспособность и искренняя любовь к своему делу.

Важно показать артисту, как выполнить задачу, если тот её не понимает. Для этого нужна актёрская школа, но некоторые режиссёры, не обладая ею, всё же могут заставить актёров делать то, что нужно. Например, Тарковский и Балабанов не показывали им, как это делается, но результат был впечатляющим.

Мы создали академию, потому что убеждены, что наши студенты - универсальные бойцы. Они не боятся сжигать мосты, обладают смелостью, мастерством и техникой, которыми сами наслаждаются. Когда мы собираем их в стенах театра, возникает ощущение мощной семьи, способной на всё. Я работаю как в кино, так и в театре, и считаю, что главное - это игра актёров. Если они не играют так, чтобы зрители смотрели, раскрыв рот, то всё остальное бессмысленно.


Как на сцене Музыкального театра прошла постановка-размышление, рассказывающая о том, какой ценой порой достается свобода, что такое сострадание и может ли каждый из нас помочь постороннему человеку, оказавшемуся в беде, - читайте в этом материале.

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/90266.html