OmskZdes.ru

Свободное время • 7 ноября 2025, 12:05

"Ощутить галактику": маэстро Голиков о музыке, с которой человек вырывается за пределы понимания времени

Автор: Виктория Абзамилова

 

В 2025 году исполняется 185 лет со дня рождения Петра Чайковского, 110 лет с появления на свет Георгия Свиридова, а Андрей Петров в этом году отметил бы 95-летие. Музыка композиторов в исполнении симфонического оркестра будет звучать в Омске 13 ноября под управлением Михаила Голикова, главного дирижёра Международного оркестра "Таврический".

 

Сквозь "Метель" Свиридова в ритме "Уличных мелодий в смокингах" Петрова музыканты будут вести публику по музыкальному миру. Путь осветит любовь "Ромео и Джульетты", которая запечатлена Чайковским в увертюре-фантазии. Как композиторы разных эпох "вырывались" из своих веков? Как оказали влияние на развитие киноиндустрии и как русский композитор "переписал" финал трагедии Шекспира? В преддверии концерта обсуждаем это с дирижёром программы Михаилом Голиковым .

- Михаил, программа "Метель" (12+) объединяет произведения композиторов разных эпох. Как считаете, удалось ли кому-то из них в большей степени точно запечатлеть в партитурах своё время? Или же композитор в музыке напротив должен вести своего слушателя к чему-то не реальному, а совершенному?

- Чайковский был человеком своего времени, но писал увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта" на сюжет гораздо старше себя. И с одной стороны, мы узнаём эпоху по его музыке; с другой стороны, интонации, которыми он пользуется на страницах своей партитуры, относят нас далеко в прошлое и одновременно помогают совершить некоторое путешествие в будущее и вообще выйти из времени и попробовать в едином миге ощутить отдельную галактику. Именно галактику создаёт Чайковский своей совершенно феноменальной, прошедшей испытание временем "Ромео и Джульеттой". И мне кажется, что при наличии очень многих произведений на этот сюжет, его увертюра-фантазия выделяется. Выделяется тем, что это сочинение, на самом-то деле, небольшой временной отрезок. Это произведение длится всего 16 минут. Тем не менее за эти 16 минут можно пережить огромную историю со всеми яркими подробностями драмы, трагедии, любви. И улететь вместе с этой любовью за пределы понимания времени человеком.

Свиридов и Петров - очень почитаемые мной композиторы. Уважаемые и любимые. Они безусловно являлись в каком-то смысле зеркалом своего времени, но один и второй вырывались из того времени, в котором они жили. Это очень чувствуется, ведь время в музыке к "Метели" - оно совершенно другое. Достаточно вспомнить одну из частей этой сюиты, которая называется "Весна и осень". Композитор успевает в маленьких двух фресках (длительностью чуть более минуты каждая) описать сразу несколько вёсен и несколько периодов осенней поры. Как известно, Пушкин очень любил осень.

Мы не заем, любил ли настолько сильно осень Свиридов, но, погружаясь в его музыку, мы, безусловно, начинаем её любить и теряем счёт времени. В этом отношении у Свиридова есть много общего с Чайковским, поэтому я и позволил себе сочинения этих авторов объединить в одной концертной программе: мне кажется, очень интересно проследить их взаимоотношения со временем, как эпоха на них влияла и как они предпринимали попытки из неё вырваться. Андрей Петров же - флагман эпохи, развивающаяся в его время киноиндустрия ему многим обязана. Те гениальные фильмы, к которым этот композитор написал музыку - безусловно являются отражением эпохи, но и вместе с тем - каким-то бегством от её изнанки, попыткой создать другое время.

- Петров и Свиридов друг другу современники, однако один из них известен широкой аудитории как автор музыки симфонической, другой - как автор произведений популярных кинолент, и сразу кажется, что он будто "современнее". Что общего находите в музыке этих двух композиторов? И как считаете, сегодня люди больше подвластны влиянию музыки "с текстом" или более сильные потрясения всё же случаются от сочинений свободных от строк со словами, почему?

- Тут удивительный момент заключается в том, что в программе концерта и Свиридов, и Петров представлены в жанре киномузыки. Ведь на самом деле только внешне кажется, что у Свиридова более симфоническая музыка, а у Петрова зримая и привязанная к картинке. Это не так. Во-первых, у Свиридова (не считая его симфонии, которая не была целиком написана) всего лишь 1 симфоническое произведение - "Маленький триптих". И во-вторых, есть очень важный момент: Свиридов тяготел к жанру вокальному. Им написано очень много произведений для хора, для хора и оркестра, для солистов, много камерной музыки. Текст для него является важнейшим топливом, и поэтому музыка без него, что будет исполнена в Омске, особенно ценна. Когда зритель слышит их музыку, даже если он не уверен в вопросе, какой композитор это произведение написал, он точно может сказать: "Да, я это слышал", "Да, я это знаю", "Да, мне это близко", "Да, я это даже могу напеть". Мелодии и песни Свиридова и Петрова люди действительно продолжают напевать: и дома поют в компаниях, и просто когда душа требует. Их мотивы не привязаны к конкретному тексту, и это делает этих композиторов особенными. Тем не менее они разные по стилю письма, они абсолютно разные по типу личности. Свиридов - абсолютный романтик, который родился и жил не в той эпохе (это моё субъективное мнение). Возможно, столетием раньше он был бы другим композитором, может быть, даже в большей степени был бы "на своём месте". Петров, наоборот, стал флагманом своей эпохи.

- Как известно, нет "повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте". Однако увертюра к произведению, которая будет исполнена в Омске, - "фантазия": полна ли эта история для Чайковского света? Как это отражается в музыке? О каком музыкальном произведении вы бы сказали, что "нет его печальнее на свете"?

- Увертюра-фантазия: именно такой жанр Чайковский оставил в заглавии к своей партитуре. Именно "фантазия" определяет здесь особенность восприятия этой истории через симфонизм. На мой взгляд, это произведение пронизано таким светом, каким, наверное, не пронизан даже сюжет Шекспира. Безусловно, здесь финал "светлый". Его Чайковский дописывал после (как ему показалось) неудачной генеральной репетиции премьеры. И для него это был не просто технический момент, это важная точка философии отношения гения к другому гению.

Домыслить. Раздвинуть границы. Найти краски, которых, может быть, и не было у Шекспира. Чем ценно любое произведение искусства? Возможностью увидеть больше, чем смог сотворить автор, - увидеть своё! Почувствовать своё! Чайковский в полном объёме помогает это сделать каждому зрителю. Ведь каждый слушатель по-своему оценивает ту тонкую любовную начинку, которая для кого-то может стать ядом, а для кого-то, наоборот, спасеньем. И даже тех, кто увидит сумрачность и безусловную безысходность трагедии, всё равно Чайковский приведёт к свету.

"Нет повести печальнее на свете" - это не про увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта" Чайковского. У Чайковского есть другое произведение: "Франческа да Римини". Вот там печаль, безусловно, является основным зерном. Мне уже довелось исполнять это произведение с омским оркестром - это был очень яркий, интересный опыт, который я до сих пор вспоминаю. И если сопоставлять эти два гениальных сочинения, то для меня трудно выбрать лучшее. Каждое из них имеет своё место на пьедестале Олимпа мировой музыкальной культуры.

Напомним, что в марте Омский академический симфонический оркестр под руководством Михаила Голикова вступил в "Пляски огня" с Листом, Брамсом и Стравинским, а в феврале маэстро представлял в Омске программу "Спартак и Юпитер". В прошлом году он успешно покрутил "Колесо судьбы".

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/90212.html