
Свободное время • 10 октября 2025, 18:05
Автор: Анастасия Мирошниченко
Камерный драматический театра имени В. С. Решетникова покажет омичам детский спектакль, где всё наоборот.
Представьте, если бы вдруг всё перевернулось с ног на голову. Бабушки взбунтовались против своих внуков, дерево заговорило, а на голове распустились цветы. В такую фантасмагорию и калейдоскоп детских фантазий 18 и 19 октября юных омичей и их родителей отправит Камерный драматический театр имени В. С. Решетникова. Там готовят детский спектакль "Вверхтормашками" (6+). Над пьесой Ксении Драгунской работает Евгений Трубкин. Это его второй опыт в качестве режиссёра. Дебют Евгения состоялся в январе прошлого года - он представил омской публике спектакль "Да, мы дамы" (16+).
О том, как поставить спектакль в жанре балагана для детской аудитории и самим не запутаться, режиссёр и актрисы Камерного театра Наталья Мельникова и Евгения Суровая рассказали журналистам на "Культурном завтраке".

- Когда мы занимались разбором пьесы, я говорил артистам: "Давайте уходить от логики". С этим материалом не работает привычное нам восприятие текста. И мы долго пытались подобрать ключик к этому спектаклю. Одну из первых сцен я переделывал, и до сих пор её переделываю. Мы хотим, чтобы спектакль зажил, - поделился с журналистами начинающий режиссёр Евгений Трубкин.
Пьеса российского драматурга и прозаика, как признаётся режиссёр, зацепила его своим абсурдным драйвом, неординарностью и непредсказуемостью, которую создатели спектакля постарались сохранить и в постановке. Сюжет прост: бабушка так устала от капризов своей внучки Лизы, что в какой-то момент нервы женщины не выдерживают и она решает уйти из дома. По пути беглянка натыкается на загадочное дерево, которое умеет говорить и раздаёт "дурные" советы женщине с артрозом. Однако именно деревянный сенсей и двигает всё действие и, как уверяет Трубкин, является чуть ли не главным героем спектакля. В то время, пока старушка собирает свою компанию вольных бабушек, раскаявшаяся внучка отправляется на поиски вкусившей свободу родственницы.

- Наше дерево далеко не бесхарактерное. Это старое дерево, но только внешне. Это необычное создание, которое добавляет сказочности всему тому, что происходит в спектакле. Сверхзадача дерева, наверное, состоит в том, что ему нужно быть таким персонажем, который всю историю соединяет воедино. Дерево ведёт всех героев в нужном направлении. Говорит им о том, как дружить, как любить и ценить тех, кто рядом, - уверен режиссёр.
Всё в мире спектакля переворачивается вверх дном: нарушаются рамки места и времени. Героям на пути встречаются разбойники, которые к бандитизму не приучены, а ещё одна героиня Красавица далека от идеала глянцевой обложки, но зато прекрасна изнутри. И музыка, по задумке Евгения Трубкина, должна соответствовать творящемуся на сцене фарсу. Он хотел, чтобы она была не каноничной детской, а чтобы в музыке сохранилось ощущение непредсказуемости происходящего, которое есть в пьесе Ксении Драгунской. Над музыкальным сопровождением спектакля работает Сергей Шичкин, а над хореографией - Ирина Горэ.
- Когда мы работали с Серёжей Шичкиным, я хотел уйти от логического представления музыки в детском спектакле, к которому мы привыкли. То есть я попросил его добавить немного дурости в музыку, попробовать найти в ней парадоксы. Но при этом, чтобы она была понятной для детей, - сказал Евгений.

Как рассказывают артисты, работа над абсурдной вещью повлияла и на их слаженное взаимодействие, добавив чуть больше смешного фарса в подготовку спектакля. То у режиссёра и актёров вдруг окажутся разные версии сценария, и половину читки Евгений Трубкин не будет понимать, за каких персонажей читают его артисты; то написанная музыка не будет ложиться на текст песни, потому что композитор получит не те слова, а артисты станут выбиваться из ритма.
В спектакле задействовано два состава артистов. Одна из исполнительниц роли бабушки, актриса Наталья Мельникова, отмечает, что первое, на чём строилась работа режиссёр, - разбор психологических портретов героев. Однако на одном психоанализе актёрскую работу построить не получилось.
- Первым делом мы пытались понять наших героев. Разбирались, как в семье может появиться настолько развязный, всё себе позволяющий ребёнок. Почему может случиться так, что появится такая бабушка, которая на себе поставила крест и делает всё, лишь бы внученька не сказала, что ей что-то не нравится. И когда мы стали репетировать и жонглировать психологическими проблемами героев, то поняли, что пьеса не работает. Она тяжело идёт, скрипит, не смешно. И мы сделали упор на лёгкость, - прокомментировала Наталья Мельникова.

Как пояснила актриса, она не играет типичную бабушку, завёрнутую в сотню платков, сгорбленную и с толстенными линзами в очках. "Разве современные бабушки такие?" - спрашивает артистка. Её бабушка более современная, следит за своим внешним видом, однако о своих желаниях, мечтах и целях давно забыла в угоду хотениям эгоистичной внучки. Её пример - живое напоминание о том, что, как бы сильно мы ни любили своих детей, никогда нельзя забывать, что они отдельные личности. Им нужно пробивать свою дорогу в жизнь, и ради них нельзя забывать об уважении к себе.
- Бабушка старается сделать для своей сиротки всё, что в её силах, чтобы та была довольна и счастлива. И сама уже не чувствует вкуса жизни. Она становится какой-то функцией, которая действует на потребу внучки. И когда она начинает общаться с деревом, то узнает, что можно и нужно помнить о себе. Можно даже на пылесосе полетать! И пускается в отрыв, - говорит актриса.
Когда Евгений Трубкин распределял актёров на роли, он хотел, чтобы артисты попробовали себя в новом амплуа, вышли за рамки своих профессиональных возможностей. Так, Евгения Суровая, которая в театре играет в основном принцесс, получила роль капризной, эгоистичной и хулиганистой девочки Лизы. Однако история покажет, что и сердце, в котором казалось, нет места любви, может вспомнить, как ему дорог его близкий человек.
- Для меня работа над персонажем Лизы изначально была стрессовой. И Лиза - хулиганистый ребёнок, который может позволить себе всё. Бабушка для неё - это просто обслуга, которая ещё и мешает: хочется играть дома, мультики смотреть, а она девочку на 580 кружков тащит. И здесь для меня было сложно не уйти в какую-то крайнюю жестокость, а найти девочку, которая где-то в глубине души любит бабушку. Но она просто привыкла так с ней общаться, - считает Евгения Суровая.

Сама актриса признаётся: на свою героиню она совсем не похожа. Маленькая Женя никогда не хулиганила, да и с бабушкой так не скандалила. Однако артистка благодарна этой роли за то, что она позволяет ей вытворять на сцене то, что в реальной жизни актриса бы никогда не сделала.
Над художественным оформлением спектакля работал Алексей Осипов, поставивший в Камерном театре спектакль "Эзоп" (16+). Он заполнил сцену мягкими кубиками, которые актёры нещадно пинают, а всем актёрам придумал специальные шляпки, отражающие их характеры.
Несмотря на всё безумие и фантастичность происходящего, которое больше похоже на детскую игру, создатели спектакля надеются, что дети и их родители не только получат положительные эмоции от премьеры, но поймут скрытый смысл постановки. В жизни важно не только уметь любить, но и быть любимым, уважать тех, кто о нас заботится. Тогда и не только наши мечты будут иметь шанс на осуществление, но и мечты тех, кто нам дорог.
Фото автора
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/89959.html