OmskZdes.ru

Свободное время • 18 августа 2025, 18:53

"По глупости мы начинаем верить, что мы высшие существа". Чехов в стиле 90-х в Омске

Автор: Анастасия Мирошниченко

 

Режиссёр Анатолий Праудин возвращается в "Пятый театр", чтобы поставить чеховского "Дядю Ваню".

 

Как далеко мы способны зайти в своём поклонении другому человеку? И к чему приводят беззаветная верность и эгоцентризм? Уже 21 августа в "Пятом театре" покажут первую в 35-м сезоне премьеру по культовой пьесе Антона Чехова "Дядя Ваня" (16+).

За режиссёрским пультом - Анатолий Праудин. Это уже четвёртое сотрудничество режиссёра с омским театром. В 2002 году он ставил на сцене "Пятого" "Женитьбу" по пьесе Николая Гоголя, в 2004 - "Чудакова" по Максиму Горькому (спектакль вошёл в число номинантов на "Золотую маску"). А в 2012 году там же Анатолий Праудин представил премьеру спектакля по пьесе Михаила Булгакова "Зойкина квартира".

О том, почему текст мастера короткой формы вписывается в декорации 90-х годов XX века и как актриса Елена Заиграева вживалась в образ няни, которая старше её на 40 лет - создатели спектакля рассказали журналистам на "Культурном завтраке".

Анатолий Праудин

Действие разворачивается на усадьбе покойной жены профессора Серебрякова. Главный герой Иван Петрович Войницкий всю свою жизнь посвятил служению профессору, забросив в долгий ящик свои мечты и надежды. Но в один момент он понимает, что жизнь проходит, а у него своей жизни-то и не было. Войницкий во всём винит Серебрякова. А тем временем в доме набирает обороты любовный треугольник между молодой женой профессора Еленой Андреевной, доктором Астровым и дочерью Серебрякова от первого брака Соней. Напряжение, взаимные обиды и недовольство своей жизнью разрастаются в большой снежный ком. Он или раздавит героев без шанса на возрождение, или поможет оттолкнуться от дна, в которое они незаметно погрузились.

Анатолий Праудин уже не первый раз обращается к "Дяде Ване" Чехова: в 2014 году режиссёр выпустил спектакль "Дядя Ваня. Работа над ролью" на "Экспериментальной сцене" в "Балтийском доме", а потом вернулся к чеховскому материалу в 2022 году в Серовском театре драмы. По словам режиссёра, возвращаясь к пьесе в третий раз, он понимает, что лирическая сторона истории постепенно отходит на второй план. Теперь всё внимание к себе приковывают духовные проблемы. В постановке от "Пятого театра" будет сделан акцент на разрушении дяди Вани в исполнении Бориса Косицына как личности. Зритель увидит, как человек, который "сотворил для себя кумира" из профессора Серебрякова (играет Сергей Худобенко) опускается до самого дна, допуская противную человеческому существу мысль об убийстве человека и добровольном уходе из жизни.

- Всё больше убеждаюсь, что Антон Павлович Чехов - главный богослов отечественной литературы. Его пьесы-проповеди стали для меня важными провокаторами, чтобы в том числе разобраться в себе. В пьесе исследуется тема "не сотвори себе кумира". Кажется, а что в этом такого? Главный герой так поверил в профессора, что пошёл на самопожертвование, и в это оказался втянут не только он один, но и все близкие Серебрякова. Но оказывается, что такие отношения неизбежно ведут к катастрофе, - говорит режиссёр спектакля Анатолий Праудин.

По мнению режиссёра, "готовность к служению развращает человека". И нужна сила, чтобы оградить людей (особенно если ты выступал в роли их наставника, как Серебряков для Войницкого) от поклонения тебе. Каждый учитель должен уметь передавать свой опыт, но не привязывать ученика. Важно, чтобы тот набивал шишки и шёл своим путём. А профессор Серебряков, уверен Анатолий Праудин, из собственного тщеславия не смог избежать этого.

- Это обратная сторона проблемы идолопоклонничества. Только идолом человек становится уже сам для себя. Иногда по собственной глупости мы сами начинаем верить, что мы высшие существа. Тем более, если все вокруг нас начинают говорить об этом. В своё время я сам не избежал звёздной болезни, но сумел избавиться от неё. И уверяю, это очень сложно, - поделился на встрече с журналистами режиссёр.

Евгений Точилов

Чеховскую историю петербургский режиссёр решил поместить в декорации столь популярных в последнее время 90-х годов XX века. Время перелома, когда все условности были стёрты, люди в стране потеряли ориентир. Они ворвались в новую эпоху, почувствовав свободу, но ещё не успели избавиться от старых привычек. Это привело к тому, что временные акценты стали размыты. Наверное, если бы Чехов сам жил в 90-е, то тем для новых произведения у него было бы предостаточно. Герои оказываются в типичном гараже среди деревянных и железных балок, покрышек, старых кресел, рок-гитар и ударных установок. Это сделано для того, чтобы у зрителя не создавалось впечатление, что чеховские произведения написаны не про нашу эпоху, а про изживший себя аристократический уклад.

Актёр Евгений Точилов исполняет роль доктора Астрова. Этот герой больше всех приближен к современности. В нем чувствуется стремление к новой жизни, его тянет лес, он вегетарианец. Доктор ищет себя в этом мире, но не знает точно, что конкретно его не устраивает. Это и есть знакомая каждому из нас хандра, особенно в осенних буднях.

- Конец у нас у всех один, просто идём мы к нему разными путями. Но рано или поздно доктор придёт к очищению и искуплению, но в своё время, - говорит о своём герое Евгений Точилов.

Евгений Точилов и Елена Заиграева

Елена Заиграева исполняет роль старой няни Марины, которая не кричит о своей проницательности на каждом углу, а принимает эту жизнь со смирением. Актриса ни на секунду не выходит из образа своей героини. Она даже посещала храм, чтобы найти в себе внутреннюю опору для героя. А как-то раз и вовсе "встретила" свою няню в общественном транспорте.

- Я как-то опаздывала на работу. Ехала на машине и рядом со мной двигался автобус. И я вижу: в окне сидит Марина. В платочке, в очках. Я понимаю, что скорее всего эта женщина едет со службы. Скромно одета, вне времени. Я вижу даже, о чём она думает. Говорю сейчас об этом, и у меня мурашки по коже. Это человек, который никого не осуждает, но всё понимает, - рассказала актриса "Пятого театра" Елена Заиграева.

Новый директор "Пятого театра" Андрей Маслов добавил, что продолжит намеченный предыдущим руководителем театра Ильёй Киргинцевым путь, настроенный на экологичные творческие эксперименты. И "Дядя Ваня" как раз-таки демонстрирует готовность "Пятого" к преобразованию привычных форм, не теряя при этом полноценности произведения. 

Андрей Маслов

- "Дядя Ваня" - это комедия, хотя на самом деле драма. В этом весь Чехов. Он врач, у него такое отношение к жизни. Он знает, где у человека душа буквально прячется. Он ироничен и саркастичен к себе, к окружающим и к действительности. Поэтому-то Чехов о страшных вещах говорит с юмором, - отмечает директор "Пятого театра" Андрей Маслов.

Авторы спектакля уверены, что Чехов - это про сочувствие к человеку, про самоиронию и про вневременность. А убедиться, правы ли они, можно на премьерных показах 21 и 22 августа, а также 10 сентября.

Фото: Елизавета Медведева

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/89420.html