
Свободное время • 10 июля 2025, 10:12
Автор: Анастасия Мирошниченко
Камерный драматический театр имени В. Решетникова ставит вневременную комедию в стиле советского кино про мечты, юность и веру в любовь.
Перемены, любовь, мечты и жажда жизни существуют в любое время. Так считает Сергей Тимофеев - режиссёр спектакля-комедии "Чужой ребёнок" (12+), премьера которого состоится 16 и 17 июля на сцене Камерного драматического театра им. В. Решетникова. Это постановка по пьесе Василия Шкваркина, которого в СССР называли королём комедии. В спектакле о молодости, радости любви и первых связанных с ней "шишках" эпоха 30-х органично сочетается с духом современной молодёжи. О том, что общего у молодых людей из СССР и зуммеров, почему комедия - это не только про смех и как нарастить "актёрские мышцы" Сергей Тимофеев и актёры театра рассказали журналистам.
Действие пьесы происходит в 1933 году, и она наполнена, по словам режиссёра, "ароматом того времени". Лето, дача, Крым. Молодые люди влюбляются, мечтают о новых высотах, кричат налево и направо, что они представители нового поколения и за ними будущее. На фоне меняющейся страны разворачивается история главной героини, погружённой в собственные фантазии. Реальность - для неё неуютная необходимость. Именно из-за своего восприятия жизни юная девушка оказывается в интересном положении.
В спектакле задействованы не только артисты труппы Камерного драматического театра, но и студенты курса Сергея Тимофеева на факультете культуры и искусств ОмГУ им. Ф. М. Достоевского. Причём основная актёрская задача ложиться как раз-таки на молодых артистов. Трое артистов исполняют роли родителей главных героев, а семеро актёров играют наивных и жадных до жизни юных ребят.

Сергей Тимофеев
Хоть сюжет пьесы и персонажи привязаны к определённому времени в истории нашей страны, Сергей Тимофеев решил перенести повествование во вневременную систему. Ведь темы поиска себя, любви, нравственного становления человека - извечные вопросы, которые мучили и мучают молодых людей, что в 1930-х, что в 2020-х. Поэтому Сергей Тимофеев выбрал балансировать на стыке времён. И в наше время молодёжь считает себя новыми людьми, готовыми по мере сил и возможностей, а иногда и за её пределами, строить новое будущее, возможно, пока имея смутное представление, каким оно должно быть. Но они не боятся пробовать, ломают стандарты, удивляют, иногда раздражают, но тем не менее живут и набивают свои шишки. И это, уверен режиссёр, прекрасно, ведь жизнь дана людям, чтобы ошибаться: без этого невозможно найти путь к развитию.
- Нам показалось, что молодые люди, главные герои в этой пьесе, только начинают жить. И всё, что связано с испытаниями и с нравственным становлением, в этом спектакле есть. Перед каждым поколением стоит проблема, как жить и что такое любовь. Поэтому каждое поколение решает эти вопросы с какими-то препятствиями, - говорит режиссёр Сергей Тимофеев.
Гармоничное сочетание времён отражено и в одежде героев. Перед режиссёром не стояла задача сделать исторический спектакль. Ему хотелось показать, что время другое, а люди те же, они подстраиваются под время и выживают, мечтая всегда об одном, - о счастье. И только музыка Цфасмана, Рыбникова и Таривердиева словно переносит нас в светлые, тёплые, как послеполуденное солнышко, времена юности наших прабабушек.
- Эти композиторы всегда будут вызывать трепет. Я думаю, когда зритель слышит Таривердиева, он дрожит от переполняющей его нежности. Русский человек не может не реагировать на это, - говорит Сергей Тимофеев.

Наталья Мельникова и Сергей Тимофеев
Однако история из СССР невольно наталкивает на мысль о том, что без пропаганды тех времен спектакль не обойдётся. Сергей Тимофеев уверен, что подобные перемены были лишь предлагаемыми обстоятельствами, к которым человеку пришлось адаптироваться. Но нутро у него осталось неизменным, а в нём - жажда открытий и вера в лучшее.
- Жизнь складывалась не только из строительства канала или в стенах НКВД. Жизнь всегда тяжёлая. У нас свои тяжести, у них свои были. Но в любое время есть любовь. Правда же? Есть сила и желание жить у молодых людей, какими бы обстоятельства ни были. И мне кажется, что человек, который плачет об обстоятельствах, к себе плохо относится, он не готов к жизни. Ты родился в это время, время перед тобой ставит задачи, и эти задачи надо выполнить, надо стать сильным, найти свою вторую половину, чтобы создать семью, и сохранить баланс с миром, - уверен режиссёр.
Как рассказала актриса Камерного драматического театра и помощник художественного руководителя театра Сергея Тимофеева, Наталья Мельникова, совмещать помощь молодым артистам, контролировать процесс на репетициях и погружаться в роль матери одного из главных героев - задача, направленная на тренировку "актёрских мышц". А всех возрастных персонажей, которые в оригинале описаны "старичками", актёры театра "омолодили", сделав близкими сегодняшним 50-60-летним родителям.

Наталья Мельникова и Сергей Тимофеев
- Для моего мозга это очень интересная задача, потому что когда идёт не моя сцена, я смотрю, что происходит, мне нужно помочь молодым актёрам, направить их. Потом мне нужно быстро переключиться, углубиться в тот объём, который я делаю по роли. Мне нравится такой режим. Вообще трудности тренируют. А в роли мамы мне нравится переформатировать её образ, потому что в этой пьесе родители действительно прописаны как старики. А мы их делаем не стариками, разве сейчас 50-60 лет - это старик? - говорит Наталья Мельникова.
Одна из самых сложных задач в спектакле-комедии - это выдержать ровный градус комедийности и не уйти в фарс, признаётся актриса. Ведь в комедии важен не только смех, чаще в центре сюжета - серьёзный философский вопрос.
- Есть соблазн уйти в поверхностный юмор. И это будет очень простенький водевиль, комедия положений. В этой пьесе юмор очень похожий на Зощенко, но это в то же время и не голая сатира. Там так много тонкой лирики, высоких духовных вопросов, и они вплетены в этот просто искрометный юмор тех годов. Мы пробуем взять и юмор, и высокие темы. И этот баланс соблюсти, - призналась артистка.
А 22 июля "Чужого ребёнка" Камерный драматический театр покажет в Омской крепости. Сергей Тимофеев решил попробовать перевести спектакль в формат площадного театра.
- Хочется, чтобы зритель ушёл с нашего спектакля с мыслями о том, что жизнь прекрасна, что в жизни есть настоящая любовь, которая играет жизнеобразующую силу. Это банальные истины, но без них жить ужасно. Дети прекрасны, они должны пройти испытания, соблазны, чтобы возникли мышцы и силы жить, - резюмировал Сергей Тимофеев.
Фото: Елизавета Медведева
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/89044.html