OmskZdes.ru

Свободное время • 27 апреля 2023, 14:47

Сильные, бескомпромиссные и очень точные работы - открылась выставка Сергея Краморова

Автор: Анна Воробьёва

 

Выставка омского живописца и графика проходит в Доме художника.

 

Выставка Сергея Краморова, открывшаяся 26 апреля, приурочена к 70-летию автора. Сергей Краморов - член Союза художников России, автор нескольких книг, выпускник легендарного Строгановского училища (сейчас Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). С 1992 по 2022 годы - дизайнер-педагог, профессор, заведующий кафедрой дизайна ОмГПУ.

На выставке представлены произведения живописи и графики периода с 1990-х годов и по настоящее время. Ранние произведения в большей степени посвящены религии, более поздние - это в основном морские пейзажи в живописи, городские пейзажи и портреты в графике.

Все работы Сергея Краморова - это, как говорит сам автор, в первую очередь дизайн-проект. Поэтому дизайн присутствует и в живописи, и графике. Например, морские волны нарисованы не с натуры, а выстроены чётко по законам композиции.

- То, что я в первую очередь дизайнер, выражается во всём. Задача дизайна - создать продукт. Даже если я работаю в педагогике, я создаю продукт - специалиста, - рассказывает Сергей Краморов. - Что касается живописных работ, например морских пейзажей, то вы никогда такую волну в реальности не увидите. Мне её надо увидеть в голове, а потом написать. А вы можете поверить, что она действительно такая есть. Когда создаёшь это всё, следуешь законам композиции, в этих работах есть большая профессиональная начинка. Я прошёл курс абстрагирования, я не позволяю себе работать в чистой абстракции, но она зашита в моих композициях. Она рождается у меня в голове и переводится в картины реального мира.

Сергей Краморов

Особое внимание привлекают его тематические работы. Среди них много религиозных сюжетов, ангелы, Христос. Есть работа с упавшим Икаром, решённая очень чётко и графично, несмотря на то, что это живопись.

- Ранние произведения у меня монументальные, наполненные, смысловые, а потом появляется легковесность, потому что время такое, когда нужна лёгкость, - объясняет изменения в своих сюжетах Сергей Краморов. - Раньше я мог себе позволить тематические, философские работы с серьёзными сюжетами. Сейчас уже не могу, потому что это тяжело. Сейчас я создаю нечто созерцательное.

И это созерцательное очень красиво, картины наполнены простором и светом, море выглядит очень живым, город на рисунках предстаёт прекрасным, сразу начинаешь ещё больше его любить. Но как легко создавать художнику эти работы?

- На некоторых моих холстах можно заметить, что на них много [слоёв] краски: под конечной работой может быть три предыдущие, - рассказывает Сергей Краморов. - Почему так? Если бы я писал, например, морские пейзажи с натуры, было бы проще. А они создаются из головы. Вечером пишешь, думаешь, как хорошо, утром приходишь - не нравится, и давай по новой. На своих пейзажах я спускаю пары. Я дизайнер, и я, как паровоз, всё время заряженный, топка горит, пары есть, а когда на данный момент трогаться некуда, я начинаю писать море и тем самым разгружать свою голову.

Свои городские пейзажи Сергей Краморов рисует с натуры, например, метромост, который виден из окна его мастерской. Но и здесь он привносит в них что-то своё, взятое из головы.

- Мои карандашные городские пейзажи выполнены и с натуры, и не с натуры. По законам композиции не каждая работа может быть произведением искусства. Чтобы она стала этим произведением, в ней должны присутствовать композиционные загрузки, гармоничные тоновые отношения, это свет и тени. Однажды я, например, хотел написать строящийся метромост, но всё было такое серое, рисовать нельзя. А если включить туда дождь, тоновая композиция выстроится. Я так и сделал. А потом, когда пошёл дождь, всё выглядело один в один как на моём рисунке.

Мы спросили у Сергея Краморова, что бы он хотел получить в подарок на юбилей.

- Гармонию в семье, в отношениях с близкими, в творчестве, чтобы мой колодец не загнил и я мог его изливать, это очень важно. Человеку нужно отдавать. Я даже когда готовлю в жизнь своих учеников, говорю: "За пять лет мы с вами роем свой колодец", - ответил художник.

Кроме Сергея Краморова мы поговорили с его учениками и узнали, что он дал им и как они видят его работы.

Елена Боброва, художница:

- Я училась рисунку у Сергея Николаевича и считаю его своим единственным учителем в этой области. Всё хорошее, что у меня есть в рисунке, от него: и понимание формы, и композиция, абсолютно всё. Когда мы учили историю искусств, он говорил: "Что вы её учите? Её делать надо". Строгановская школа, которую он прошёл, мощная, сильнейшая. Её отличают ясность конструкций, понимание формы, чёткость построения пространства и композиции. И эти лучшие качества строгановской школы Сергей Николаевич принёс в наш город, у нас не было до этого никогда ничего подобного. Для меня работы Сергея Николаевича такие же, как он сам, сильные, ясные, жёсткие, бескомпромиссные и очень-очень точные.

Иван Предит, художник:

- Мне довелось учиться у Сергея Николаевича и то, что он дал мне, - это золото, как закат на одной из его картин. Он дьявольски хорош. Его творчество отличает, безусловно, конструктивный анализ. Он гениальный скульптор и дизайнер, это проявляется и в живописи, и в рисунке, во всём. Про скульптуру говорят: нужно просто взять и отсечь всё лишнее. Так вот Сергей Николаевич отсекает лишнее и изумительно это делает, всё в точку, всё в сотку, рекомендую.

Выставка будет работать в Доме художника по 16 мая.

Фото - 1

Фото: Илья Петров

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/81337.html