OmskZdes.ru

Свободное время • 17 декабря 2022, 10:08

#влюблённыевкниги: масштабные книги о масштабных событиях

Автор: Александра Макарова

 

Сегодня в подборке рубрики #влюблённыевкниги собраны самые настоящие книги-тяжеловесы. В них вместилось много героев, много историй и судеб. И, главное, все они - о непростых временах, которые переживала наша страна.

 

Книги из сегодняшней подборки не только невероятно увлекательные, содержательные и информативные. Каждая из них погружает в атмосферу конкретного исторического периода. Каждая - про слом эпохи. Про людей, судьбы которых ломаются под колёсами истории. Юродивые, стрельцы и царевны времён Петра Первого, старообрядцы, бежавшие от преследователей в Сибирь, кулаки и коммунисты на Алтае. Сотни страниц, десятки героев, и в результате - целое огромное полотно под названием: "Наша такая разная страна, наша такая разная история".

"Хмель", Черкасов

В эту книгу вместился целый век. От 1812 года до года 1917-го. Старообрядцы, ушедшие из Поморья в Сибирь, декабристы, отправленные на каторгу, самопровозглашённые праведники и старцы, сибирские купцы и большевики - Черкасов написал масштабное произведение, показав жизнь России с разных сторон. Особенно интересна здесь тема раскольников, живущих общиной в глухом месте на Енисее. Жёсткость и регламентация быта, интриги и борьба за власть, жестокость в выявлении и казнях "анчихристовых слуг". А главное - фанатизм, доведённый до крайней степени, подчинение общины маленькой кучке агрессивных фанатиков, которые повсюду видят грех и происки безбожников. Вера, разделившаяся на разные толки, - тополевый, рябиновый и т. п. вызывает абсолютное ощущение абсурда. Не знаю, насколько документальны эти места у Черкасова. Возможно, секты старообрядцев показаны утрированно для того, чтобы видна была темнота, заблуждение народа. Светом для которого впоследствии стала революция. Очерствелость души, вековечная покорность, нищета и рабское послушание отлично показаны автором. Тоскливая темень избушек, иконы с ликами святых, бесконечные молитвы и образный язык старообрядцев создают чёткую и явственную картину. В этой книге очень много действующих лиц, много человеческих судеб, интриг, трагедий, любовей и потерь. Читается она легко и быстро. По стилю напоминает "Вечный зов". И если вы хотите прочитать что-нибудь масштабное и про Россию, то "Хмель" для этого очень подходит.

"Любавины", Василий Шукшин

Книга состоит из двух частей. Первая часть. 30-е годы ХХ века. Алтайская деревня Баклань, в которой живёт семья Любавиных - отец и четыре сына. Зажиточные кулаки. Про таких людей моя бабушка говорила - "кипяток"! Мрачные, злющие, с норовом, вспыхивают от любого косого взгляда, неосторожного слова. Свирепые и страстные, они не умеют договариваться. Мучают друг друга, мучаются сами. Такие не гнутся. Такие только ломаются. Как противовес Любавиным - молодой Кузьма. Идейный, коммунист, весь из себя честный и по-советски правильный. Шукшин писал "Любавиных" в 1961 году, романтизм коммунистической идеи был ещё силён. Вспоминались советские фильмы про вихрастых революционеров, прекрасных, всегда правых, почти святых борцов с "кулацкими выродками". Вторая часть книги всё о той же деревне, постаревшем Кузьме и потомках тех самых неистовых Любавиных. И опять - идейные коммунисты, которые только и думают о судьбах народа, честные, работящие парни. И, на другом полюсе - взбалмошные, запутавшиеся товарищи, которые рано или поздно возвращаются в лоно большой советской семьи. Если бы не деревенский диалект жителей Алтая, авторский стиль и череда невероятно колоритных персонажей, эта книга была бы похожа на советский фильм, где обязательно играл бы Николай Рыбников. Но Шукшину удалось из по сути пропагандистской истории сделать человечный, правдивый, многоцветный роман, который очень интересно читать. Герои отлично прописаны, запоминаются с первых же страниц. Язык повествования мощный, яркий, каждое слово, каждая фраза на своём месте. Ни одной скучной, заунывной строки. Сила духа Шукшина чувствуется в его книге, в мощи его героев. Отдельное место в моём сердце заняли описания местности, природы, гор и Катуни. Каждый год бываю в этих местах и никогда не могла словами передать силу и красоту этих мест. А Шукшин так правдиво и точно про них написал, что у меня почти наворачивались слёзы. Однозначно рекомендую!

"Пётр Первый", Алексей Толстой

Из этой книги можно написать по меньшей мере сотню книг - и каждая будет интересной, познавательной, захватывающей. Про каждого персонажа Толстой пишет объёмно, ёмко, красочно. Каждый запоминается и лицом, и характером. Все слои тогдашнего общества охватил писатель, везде провёл читателя, чтобы тот смог увидеть, услышать, унюхать разнообразные, прекрасные и ужасные картины, звуки и запахи. Постоять на паперти рядом с юродивыми. Послушать байки нищих в харчевне, пропахшей кислятиной. Ужаснуться масштабу и жестокости казни, где сам Пётр хватал топор. Посидеть в царском тереме среди вздыхающих царевен. Отшатнуться от церкви, пылающей огнём, где горят, спасаясь от антихриста, старообрядцы. В немецкой слободе любоваться на милую Анхен, разгорячённую танцем. Азов, Нарва, Голландия, Турция, Москва, Троице-Сергиева Лавра, Воронеж, Орешек, будущий Петербург - география романа обширна. Поражает размах, с которым Толстой описывает эпоху. И не укладывается в голове, как такое количество информации можно переработать, а потом ещё так складно, так чисто и великолепно всё это описать. Язык, на котором разговаривают герои, старинные выражения и словечки очень украшают текст. Толстой перечитал множество протоколов допросов из пыточных, чтобы выудить оттуда слова, слетавшие с уст замученных людей. А значит, наиболее естественные, правдивые. От этого факта леденеет кровь. Впрочем, как и от многих сцен, описанных здесь. Жуткие времена, переломные. Во многом фигура Петра исторически перекликается с фигурой Сталина. Толстой проводит параллели между петровской эпохой и индустриализацией. И там, и там - слом традиционного уклада, переход государства на новый уровень ценой больших жертв. В Википедии пишут, что писатель этим романом оправдывает Сталина. Честно говоря, я бы не стала рассуждать столь прямолинейно. Толстой, как большой художник, врать не умеет. И Пётр у него получился не стопроцентно положительным персонажем. Да, он и обаятелен, и неуклюж, и иногда по-человечески справедлив. Но порою так страшен, непредсказуем, безумен даже, что жить в ту эпоху, находиться рядом с ним и зависеть от него - упаси Бог.

* * *

На нашем сайте вы можете найти подборки книг на любой вкус. Рецензии на книги от Александры Макаровой вы также можете найти в официальной группе автора "Влюблённые в книги" во "ВКонтакте".

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/79461.html