Свободное время • 2 сентября 2022, 15:15
Автор: Виктория Абзамилова
4 сентября на сцене Органного зала Омской филармонии состоится литературно-музыкальная гостиная "Между жизнью и смертью" (12+). Программа строится на дневниках и письмах главных героев, которые прочтут артисты Ульяна Бондаренко и Сергей Белоусов. Корреспондент "Омск Здесь" поговорила с мастером художественного слова Сергеем Белоусовым и узнала, почему сложно работать в бюджетной организации, как можно понять, что перед тобой плохой артист, и почему люди стали меньше читать.
- Вы ведущий концертных программ Омской филармонии и мастер художественного слова. И на удивление вы не "стабильная старушка", которая с каменным лицом объявляет артистов. В чём заключается главная задача вашей работы?
- Моя работа заключается не в том, в чём кажется зрителю. Нет, я не просто читаю текст и объявляю. Моя задача - написать текст, отрежиссировать мероприятие, разобраться в материале. Составлять его и работать над ним куда интереснее, чем просто воспроизводить его вслух. А как не быть "стабильной старушкой"? (смеётся) Лично я всегда стараюсь говорить с людьми живым языком, наигранная помпезность никогда ничего хорошего не принесёт. Мастер художественного слова - это уже немного другая работа. Здесь ты берёшь произведение, перечитываешь его на 100 раз и потом уже понимаешь, что именно ты хочешь донести до зрителя. Чтобы блюдо было готово, на каркас накидываем мясо, то есть музыкальную составляющую, тогда концерт получается целостностым.
- Когда и с чего началось ваше сотрудничество с Омской филармонией?
- Лет 10-15 назд. В поле с микрофоном я очень давно, но никогда не хотел вести праздники. Меня интересовала серьёзная сцена. Так получилось, что в Омской филармонии не хватало того человека, который бы умел представлять публике программы. Тогда мы и нашли друг друга, мы были нужны друг другу (улыбается). Но я долго отказывался от официального трудоустройства. На бюджете тяжело работать, так могут только люди, которые действительно влюблены в свою работу. Нигде, кроме как в бюджетных учреждениях культуры, в нашем городе ты не сможешь получить такую отдачу от зрителя, его любовь. От такого невозможно отказаться. Когда твоё имя на афише и люди покупают билет, чтобы послушать именно тебя, ты понимаешь, что здесь просто выступить, раз уж тебе заплатили, не сработает. И это круто, потому что именно в такой работе есть изюминка, в этом есть прикольчик (улыбается).
- Назовите топ-5 критериев хорошего ведущего.
- Когда вы первый раз вышли на сцену?
- Ого... Это было давно, КВН. Тогда я никак не думал, что те игровые подмостки вынесут меня на солидную сцену.
- Сразу поняли, что хотите остаться на сцене?
- Да прям! (смеётся) Никто ничего сразу не понимает. Сначала страшно, весь трясёшься в поту. Нельзя сцены не бояться. Если артист в любом возрасте выходит на сцену и у него нет волнения, это значит только одно - это очень плохой артист. Он должен волноваться, хотя бы за свой материал, который сам создал.
- Недавно на сайте "Омск Здесь" вышло интервью с Евгением Романовым. Он сказал, что история "Бархатного сезона" написана вами, в ваших социальных сетях есть стихи, которые, я полагаю, тоже вами и написаны. Когда вы пишите?
- Писать могут всё, писать хорошо могут не всё. Я пишу тогда, когда есть позывы. Они часто возникают после того, как прочитаешь что-то. Ты ведь тогда просто понимаешь: "Надо, надо, надо выплеснуть нечто своё, потому что тебя очень задела эта тема, слишком много накипело". Просто садишься, берёшь ручку. Здесь ведь всё просто: или ты можешь писать, или нет. Иногда ты три года думаешь, что перегорел и уже ничего не сделаешь, а потом за ночь пишешь три сценария. Чтобы что-то сделать, тебя должно крючком поддеть!
- Ваше любимое произведение из художественной литературы?
- Виктор Пелевин "Жизнь насекомых". Обожаю. Вкуснятинка, очень красиво раскинуты роли своеобразных людей на насекомых. Да, мы смеёмся над ними, но, по сути, мы смеёмся над собой.
- Давайте теперь поговорим о предстоящем событии - программе "Между жизнью и смертью", которая основана на произведении Брэма Стокера "Дракула". Чем роман Стокера цепляет вас?
- Стокер первым привёл вампира в ряды классики, а не читать её невозможно. По моему мнению, если ты не читаешь классику, то ты, во-первых, неосведомлённый человек, во-вторых, ты неинтересен. Человек же ищет того, с кем поговорить так, чтобы на интеллектуальном уровне можно было сойтись глазами. Если ты таковым не являешься, то другой навряд ли решит провести с тобой этот вечер. Поэтому надо ли читать? Да, людям надо читать, людям необходимо читать! Потому что после 19 века за ненадобностью у людей атрофировалось философское мышление, атрофировалось восприятие к музыке и литературе. И с веками это в людях только исчезает, а не восстанавливается. Пытаемся ли мы бороться? Да! Мы пытаемся это сохранить? Да. Но нас единицы. Поэтому можно заведомо говорить: "Эту войну мы проиграем".
"Дракула" Стокера - это и экспрессия, и любовь, и баталии. В этом произведении есть интересный намёк на "скрытую эротику". Я так это называю. Там очень много нюансов, после котрых у тебя возникают вопросы к автору. Так и хочется сказать: "Серьёзно? Вот так ты думал?" Этим произведением мы хотим показать зрителю (задумался)… музыку. У нас было желание показать все прелести баррочной музыки. Орган и Стокер - боже мой, это действительно идеальное сочетание!
- Это не первая ваша программа, где вы объединяете своё мастерство и возможности органа. Почему именно этот инструмент?
- Орган - амбициозный и очень сильный инструмент. И если есть возможность прикасаться к ТАКОЙ музыке, то грех не пробовать, не эксперементировать. Я пробую.
- В прошлом сезоне вы представляли зрителю программу "Сон смешного человека". Почему для вас было важно показать именно этот рассказ Достоевского?
- Когда я его читал, то уже с первых строчек оно начало меня есть изнутри. Не было варианта не поставить. "Сон смешного человека" очень похож на меня настоящего. Это произведение очень схоже с моим пониманием жизни, с моим мировоззрением.
- Какое оно, ваше мировоззрение?
- Философское.
- Что ещё хотели бы прочесть публике?
- Многое. Как говорил Женя Гришковец: вы заходите в книжный магазин, смотрите на книги, и даже если у вас есть такое количество денег, чтобы купить все эти книги, то у вас нет требуемого колличества времени. Слишком большим был период, когда люди не брали в руки книги, поэтому сейчас, сколько бы ты ни брал, сколько бы ты ни делал, то всё равно останется что-то такое, за что ещё будет интересно ухватиться. В литературе невозможно остановиться.
Фото: Елизавета Медведева
Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/78870.html