OmskZdes.ru

Свободное время • 21 апреля 2022, 14:32

Остановок не будет - кто такие "спидраннеры", и чем они занимаются

Автор: Никита Мурзин

 

Нет времени объяснять, нужно срочно сосредоточиться, принять удобное положение тела и прочитать, кто же такие “бегуны” в видеоигровом сообществе, чем занимаются, почему они это делают. Давайте пронесёмся по этой теме и наконец узнаем!

 

Люди любят соревноваться, это заложено в нашей природе. Только усердный работник получит повышение, самый стойкий рыцарь удостоится внимания прекрасной дамы, а сильнейшего атлета наградят золотой медалью. Почти в каждой сфере жизни присутствует дружеское соперничество за право называться лучшим, и видеоигры - не исключение.

Мы уже рассказывали вам о киберспорте и игроках, сражающихся за первенство на виртуальных просторах. Но это противостояние только “здесь и сейчас”, исключительно против других людей, к тому же в определённых дисциплинах. Те, кого подобные условия не устраивали, нашли выход из ситуации, и стали мериться мастерством в прохождении игр на скорость ещё в 90-х годах прошлого века.

“Speed run” или же “Скоростной пробег” стал своеобразной альтернативой классическому набору очков в игровых автоматах, или, например, тетрисе. Индустрия виртуальных развлечений развивалась всё стремительнее и становилась популярнее, а число желающих посоревноваться - росло. В наши дни практически у многих игры есть свои рекордсмены, стремящиеся улучшить собственный результат и не дать другим геймерам обойти себя.

 

Если же вы загорелись идеей попробовать ворваться в таблицу лидеров, спешим предупредить - это ОЧЕНЬ сложно. Определившись с проектом, который вы действительно обожаете и готовы проводить за ним сотни, а то и тысячи часов, необходимо развивать 3 направления: тактика, память и реакция - верные спутники на тернистом пути бегуна. Ещё до начала забега, выбранную игру нужно пройти, а лучше несколько раз ещё и всеми возможными способами.

Найдя кратчайшие маршруты, вычислив необязательные моменты что можно пропустить и отметив опасные ситуации, задерживающие прогресс - приступаем к разработке плана. Существует великое множестве видеоигр, поэтому тактика всегда уникальна. Если в Sonic the Hedgehog нужно обращать внимание на кадры анимации, определённое расположение персонажа с точностью до пикселя и ориентироваться в двухмерном пространстве, то в Just Cause 3 главным становится выбор кратчайшего маршрута в открытом мире, точность стрельбы и мастерство владения вингсьютом.

После составления плана по пунктам его необходимо не то что запомнить, а выучить наизусть. Каждая секунда на счету, а обращаться к собственным записям - непозволительная роскошь, так как паузы не предусмотрены. Закончив подготовку, начинаем исполняем задуманное на практике. После пары попыток обнаружатся новые проблемы, тормозящие прохождение, а значит, возвращаемся к плану и редактируем его.

Рано или поздно все маршруты закрепятся в памяти, а стратегия приблизится к идеальной. Останется лишь постоянно практиковаться и повышать собственное умение играть, ведь не каждый без тренировки может нажать 5 клавиш за доли секунды в определённом порядке в нужный момент. Такое описание становления спидранером довольно упрощённое но, если рассматривать все нюансы - статья превратится в книгу.

 

И вот спустя какое-то время мы добиваемся достойных результатов и завершаем абстрактную игру за 2 часа, вместо 6, предусмотренных разработчиками. Радостные заходим на сайт speedrun.com, где публикуются актуальные рекорды и приходим в ужас. Какой-то LeXa322 потратил на прохождение той же игры всего 55 минут! Да как он это сделал?

Открываем видео забега и наблюдаем, как рекордсмен при помощи багов проваливается под землю и летает за пределами карты, пропуская половину сюжета. В этот момент не стоит горячится и обвинять кого-то в мошенничестве. На помощь придёт само сообщество бегунов, ведь именно оно придумывает категории и обозначает рамки дозволенного. Таким образом, Алексей попадёт в категорию с глюками, и его время будут сравнивать с теми, кто тоже использовал лазейки.

Сам тип забега определяют по нескольким параметрам: выбранной сложности, степени прохождения сюжета и/или сбора коллекционных предметов, одиночном или кооперативном режиме, использовались ли баги без помощи сторонних программ и т.д. Но, несмотря на всё эти варианты, можете идти на рекорд так, как нравится именно вам, никто не осудит лёгкую сложность или тягу к сбору записок.

Сообщество спидранеров крайне дружелюбное, потому что они по-настоящему любят игры, хвалят достоинства, но знает все недостатки - они не отпугивают от своего хобби заинтересовавшихся новичков. Практически все охотно делятся стратегиями и их особенностями, обсуждают на тематических сайтах, как можно улучшить результат. Если вдруг кому-либо потребуется помощь в понимании механик игры или новых методов прохождения - не сомневайтесь, её предложат.

Зачастую «бегуны» проводят трансляции, где не только демонстрируют свои навыки, но и общаются с аудиторией, делятся открытиями и иногда объединяются с единомышленниками, чтобы на глазах многотысячной публики, например, пройти за один вечер десяток игр, на которые у простого человека ушли бы месяцы. На таких событиях, посвящённых спидранам или же “марафонах”, зрители могут пожертвовать деньги, которые часто направляются в различные благотворительные фонды.

Только за 2021 год на самых крупных ивентах Games Done Quick в США и ESA в Европе благодаря, казалось бы, каким-то игрушкам, было собрано около 5,8 миллионов долларов для борьбы с COVID-19, помощи детям и больным раком. Так же существуют небольшие турниры, где несколько игроков одновременно начинают прохождение, а выигрывает тот, кто пройдёт дальше всех за определённое время или вовсе завершит игру. Денежных призов на таких соревнованиях, как правило, нет вовсе. Но в 2019 году GSA организовала подобное состязание и предложила победителям денежное вознаграждение, спровоцировав шквал критики и негодования от сообщества, которое жаловалось, что это подрывает моральный дух и заманивает игроков, которые бросают из-за этого благотворительные события. Неужели там обитают лишь ангелы во плоти любящие вообще всех? Разумеется, нет.

 

Так как спидранами занимаются далеко не ради денег, главный критерием помимо личного умения становится честность. Каждый уважающий себя бегун записывает весь процесс прохождения, выводит на экран таймер, нередко используют утилиту, показывающую, какие кнопки нажимаются в данный момент.

Но некоторые люди хотят стать лучшими в одно мгновение, по щелчку пальца, а осознав, что таких чудес не бывает, начинают мухлевать. Обманщики, в случае с классическими играми, нередко прибегают к помощи эмуляторов, которые по заранее написанной программе всё проходят идеально. Машина лишена человеческого фактора и не может ошибиться, точно выполняя заданные команды. Существует отдельный подвид спидранов с использованием таких программ - Tool-assisted speedrun или же TAS, который берут за эталон исполнения. Но если вы заявите, что прохождение ваше, никакие инструменты не использовались, а вскроется обратное - это позор. Доступ к сообществу закроется, а дальнейшая деятельность не будет учитываться. Некоторые в погоне за правдой проделывают колоссальную работу.

 

В 2020 году западный ютубер Dream решил податься в спидранеры по Minecraft, и на тот момент установил мировой рекорд. Если вы не слышали про эту игру, то, во-первых, добро пожаловать в интернет, а во-вторых, нужно кое-что разъяснить. Являясь песочницей с случайной генерацией мира, «Майнкрафт» имеет логическое завершение в виде победы над Эндер Драконом.

Путь к нему лежит исключительно через портал, который активируется 12 жемчужинами, что можно найти или обменять в мире игры. На бесконечной карте, которая каждый новый забег меняется, очень сложно придумать единую тактику, поэтому необходимо отталкиваться от ситуации. Основными этапами прохождения были добыча золота, постройка портала и переход в нижний мир. Затем обмен ценного металла на те самые жемчужины у местных обитателей, поиск портала к дракону, который тоже появляется в случайном месте, и победа в битве.

Загвоздка в том, что новоявленному бегуну неприлично везло. К примеру при бартере в нижнем мире он дважды получил по 11 жемчужин, с шансом менее 5 %. При анализе записей стримов, математика подсказала, что у Dream’а они выпадали в среднем на 10 % чаще, как и другие важные для прохождения предметы. Цифры насторожили модераторов, и те попросили выслать файлы игры, в которых ничего не обнаружили, но с момента рекорда прошло больше недели, а значит их могли отредактировать или заменить.

Начались серьёзные разбирательства с углублением в точные науки. Собрав статистику других рекордсменов для сравнения, наподобие шансов нахождения предметов, появления важных зданий и локаций, получилось, что шанс столь удачного забега, как у спидранера, был равен 1 к 20 секстиллионам. Поиски истины затянулись, конкретных доказательств всё же не было, ведь шанс больше нуля говорит, что это возможно, тем более если учитывать сколько людей играют в «Майнкрафт».

Случайность - непростая штука, даже с равным шансом выпадения орла или решки на монете, вы можете получить хоть 10 решек подряд. Но сообщество опубликовало полноценный доклад, больше похожий на дипломную или кандидатскую работу, в котором приведены формулы и расчёты, сопоставление с практическими случаями создания миров других игроков под соусом из строк кода игры. Затем энтузиаст на Reddit под ником u/ruthacury провёл 1.7 миллиона симуляций чтобы проверить, сможет ли он получить схожие с Dream’ом результаты генерации, ответ – не смог. Данная история отлично демонстрирует всю серьёзность по отношению к этому необычному виду состязаний.

Хорошо, нам стало ясно, почему люди занимаются быстрыми прохождениями, но зачем их смотрят обычные игроки? Помимо того, что всегда приятно наблюдать за работой мастеров своего дела, спидраны при первом знакомстве вызывают натуральный шок.

Вот вы неспешно прошли GTA V на 100% в своё удовольствие, потратили на это 80-100 часов, осилили все основные и дополнительные миссии, поучаствовали во всех гонках, прыжках с парашютом, собрали обрывки писем, части космического корабля, завершили триатлоны, пролетели под мостами и ещё куча всего на карте в 108 кв. км. А AlexHonix из Австралии сделал это за 9 часов, не вставая из-за компьютера… КАК? И новый зритель уже на крючке.

Но удовлетворение любопытства и досуг - это ещё не всё. Наблюдая и слушая профессионалов, вы можете многое узнать, то есть спидраны - это своего рода самообразование. Благодаря им можно понять, как работают игры на фундаментальном уровне и что за красивой картинкой с сочными виртуальными мирами всё же находятся нули и единицы, поддающиеся простой математике. Марио можно заставить пройти сквозь зелёную трубу не потому, что итальянский водопроводчик брал уроки у Дэвида Копперфильда, а из-за движка игры, который можно обмануть, проникая на 3 пикселя вглубь при врезании в блок и нажатием кнопки движения в противоположную сторону.

Всё вышеперечисленное на первый взгляд может показаться сложным, но хоть немного заинтересовавшись данной темой, возможно именно вы захотите изучить всё в подробностях, и стать видеоигровым бегуном.

***

Вот так обычные игроки веселят других, спасают жизни, находят истину и преподают информатику, делясь своим любимым хобби с другими. Надеемся и мы смогли заинтересовать вас, рассказав что-то новое. Не медлите на пути к цели, играйте и выигрывайте.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/culture/77725.html