"Художник не должен быть голодным": омские студенты о жизни современного творческого человека
Свободное время  •  ИА «Омск Здесь» 10 декабря 2020, 17:25  •  печать

"Художник не должен быть голодным": омские студенты о жизни современного творческого человека

"Омск здесь" продолжает знакомить читателей с молодыми и перспективными жителями города в проекте "20х20".

Наши сегодняшние герои Алиса Кусакина и Иван Носков - одногруппники, талантливые молодые художники с разным подходом к искусству и жизни.

Алиса Кусакина, студентка 5 курса факультета искусств ОмГПУ.

- Как и когда вы решили, что хотите заниматься творчеством?

- У меня всегда была тяга к живописи и к прикладным видам творчества. По сути, искусство было со мной всегда. С трёх лет родители начали меня водить в различные кружки и секции. Мне нравилось что-либо рассматривать, наблюдать за разными процессами и, через призму своего восприятия, преобразовывать увиденное в живописные, графические образы. Я ничего не умею кроме искусства и не хочу уметь.

- В каком направлении вам сейчас больше нравится работать?

- Я больше принадлежу к графике, мне нравится изучать техники, различные ответвления печатной графики. Например, в этом году я для себя заново открыла гравюру на картоне.

  

- Легко ли в Омске реализоваться молодому художнику?

- Мои начинания поддерживает культура и структура Омска. У нас есть замечательный музей "Либеров-центр", где проходят выставочные проекты. Также нас поддерживает музей "Искусство Омска" и "Дом художника". Можно прийти на эти площадки, продемонстрировать свои возможности, посмотреть, на что способны другие художники. Происходит синтез, коммуникация между молодыми и уже состоявшимися художниками. Я ощущаю, что это очень хорошо сказывается на моём творчестве.

- Как молодому художнику сегодня заявить о себе, сделать так, чтобы его заметили?

- Я считаю, что для молодого художника самое главное - это много, много работать, не обращать внимания на мелочи, смотреть обширнее, трезво оценивать свою роль. Только через поиск себя и своего языка можно чего-то достичь. А дальше уже всё сложится, будут выставки и так далее. В интернете проходит множество конкурсов, которые могут помочь в становлении, в раскрутке. Главное - постоянно работать над собой, совершенствоваться, не стоять на месте и не замыкаться, а быть открытым.

- Нужно ли учиться рисовать или достаточно иметь врождённый талант?

- Я считаю, что образование необходимо. Судя по моему опыту, я вижу разницу между тем, какой я пришла на факультет и какой уже скоро отсюда выйду. Необходимо, кончено, интуитивно чувствовать, но и подкреплять всё логикой. Я анализировала работы тех, кто начинал свой путь в живописи без академических знаний, а потом изучал грамоту рисунка, композицию и так далее, и видела, во что они потом преобразовывались.

- Нужно ли учиться понимать искусство?

- Не всегда в творчестве, неважно живопись это, графика, скульптура или что-то ещё, заложен какой-то смысл художником. Не обязательно искать ответ на вопрос "что имел в виду автор?". Это какое-то постсоветское мышление, и оно очень ошибочное. Автор может вообще ничего сакрального в работу не закладывать.

- Часто ли вы ходите на выставки, смотрите на работы других художников?

- Для того чтобы в будущем стать художником, хотя им можно и не стать… необходимо много смотреть. Я стараюсь смотреть разные выставки, которые проходят, даже те, которые далеки от моего видения. Произведение становится живым, обретает значимость и наполняется смыслами тогда, когда ты его кому-то показал, и этот кто-то его оценил. Не важно, какую эмоцию зритель испытал: негативную или позитивную, главное, что эта эмоция была.

- Когда вы создаёте свою новую работу, вы думаете о том, как её воспримет зритель?

- Нет, когда я создаю работу, то будто впадаю в транс. Когда я нахожусь в творческом процессе, у меня не появляется мысль о том, что о ней могут подумать. Главное, чтобы идея меня саму задела. Одобрение, признание приходят позже, главное - сам процесс. Искусство ради искусства.

  

- Вы уже на пятом курсе университета, чем планируете заняться после окончания обучения?

- Жизнь коротка, искусство вечно. Не хочется, чтобы пластмассовый мир побеждал. Хочется заниматься творчеством, искусством, воплощать своё видение. Это ценно! Важно, чтобы каждый понимал, что именно его взгляд на мир важен. Нас отличает от животных не разум и физические возможности, а именно творчество.

Иван Носков, студент 5 курса факультета искусств ОмГПУ.

- С чего начался ваш путь в искусстве?

- Я родился в супермаленьком селе Топольное Алтайского края. У меня было обычное деревенское детство: помогал родителям в огороде, со скотом возился. Папа у меня - резчик по дереву, этому его когда-то научил его отец, мой дедушка. Дал в руки стамеску, деревяшку, рисунок цапли и сказал: "Держи, попробуй". В итоге его так зацепило, что он до сих пор этим занимается. Так и мне отец дал карандаш и сказал: "Нарисуй, вон собака лежит". В итоге я стал рисовать всё, что видел. Потом родители развелись, мы переехали в село побольше, где я уже пошёл в художественную школу.

- Где вы находите идеи для новых картин, зарисовок?

- Я всегда историей увлекался, сейчас вот изучаю эпоху правления Наполеона, его реформы и так далее. Скажу вам по секрету, что совсем недавно начал новую картину. Это будет большая работа, где Наполеон в слезах стоит на фоне чиновников. Я склонен больше к таким жанровым, сюжетным картинам, которые на какую-то мысль наталкивают.

 

- Как вы определяете для себя, что такое быть художником?

- Я занимаюсь искусством, потому что это то, что раздражает меня меньше всего. Я часто думаю о том, чем бы я занимался, если бы не нужно было деньги зарабатывать, но ответа так и не нашёл до сих пор. Многие известные художники не любили, когда их обсуждают. Пикассо, например, говорил о том, что художники должны разговаривать о том, где краски хорошие купить. Мне вот такая позиция близка. Я пытался работать в этой сфере, создавал графику для компьютерных игр. Как-то до меня дошло, что одно дело - рисовать на заказ, а другое - творить для себя.

- Часто ли вы общаетесь с другими художниками вне стен университета?

- Мне всегда было тяжело вливаться в коллектив: в детском саду, в школе, в университете. Когда я рисую на улице и ко мне подходят с вопросом: "Ой, а ты художник?", я чаще всего молчу, потому что не знаю, что ответить. Наверное, я так сам по себе и останусь до последнего. Как-то мне неудобно со всеми.

- Как вы воспринимаете критику своих работ?

- Самое главное, чтобы критика была конструктивной. У меня была история на первом курсе, нам нужно было отлить из гипса орла. До этого я вообще ничем подобным не занимался, из деревни приехал. Принёс я свою работу преподавателю по скульптуре, а он говорит: "Что это за курица такая, зачем ты вообще с ней ко мне подошёл". Мне хотелось получить какую-то объективную оценку, например, что у моего орла когти короткие или клюв недостаточно загнут. Естественно, что я к такому преподавателю больше за советом не подойду.

 

- А если речь идет не об учебной, а о творческой работе?

- Если человек создает своё произведение таким, как он задумал, то в нем даже неточности неважны. Не будем же мы в творческой работе обсуждать, например, технику карандаша. Тут важны только категории "нравится" и "не нравится". Я вообще считаю, что если зрителя что-то в работе зацепило, то об этом нужно обязательно сказать автору, а если что-то не понравилось, то лучше промолчать. Критика уместна, когда тебя спросили.

- Чем вы планируете заняться после окончания университета?

- Я хочу на общество работать, но пока точно не знаю как. Люди - единственные животные, у которых есть возможность что-то изучать, в космос полететь. Если была бы возможность отринуть мирское и представить, что все мы работаем на одну глобальную цель, то человечество достигло бы очень многого.

 

Фото из личных архивов героев публкации

Читайте также

Комментарии
Добавить свой