Устоит ли "московский поп" в украинском революционном хаосе?

С самого первоначального момента становления христианской Церкви в "братской" среде верующих - уверовавших и примкнувших к ним - обозначится досадное и пагубное разобщение, даже противостояние различных "партий" (точно также уже во времена раннего Ислама прямые наследники Пророка втянут "правоверных" в жесточайшую распрю между суннитами и шиитами). В одном из своих эмоциональных посланий Апостол Павел вынужден был призывать общины к согласию и миру: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях… Сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры". Главный аргумент его обличительного воззвания столь весом и очевиден, что не оставляет никакой идеологической лазейки противоборствующим сторонам: "Разве разделился Христос?". Горькие слова, сказанные им на заре Христианства, как ни прискорбно, звучат  актуально именно в наши дни - в дни жесточайшего противостояния православных на нынешней "майданной" Украине: "И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы обижаете и отнимаете, и притом у братьев…Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?" (Кор., 6:7-8).

Сообщения СМИ - и российских, и вменяемых украинских - больше похожи на сводки из зоны масштабных боевых действий: "Атаки радикалов на православные храмы Московского патриархата угрожают Украине новым гражданским противостоянием". В продолжающемся противостоянии в Ровенской области вокруг православного Успенского храма в селе Птичье, который с 18 декабря взят в осаду обнаглевшими от безнаказанности боевиками "Правого сектора", давно перейдена условная "красная черта", кровь пролилась, киевская власть преступно бездействует, отмалчивается московский Патриархат. От священника и прихожан, которые всё ещё поистине героически держат оборону, требуют передать храм из-под юрисдикции канонического Московского патриархата в не признанный никем и ни одной из поместных Церквей за пределами Украины патриархат Киевский. Журналисты рисуют весьма безотрадную картину: "Люди держат оборону без электроэнергии, отопления, воды и еды. Их силы на исходе". Эксперты предупреждают: "Оскорблённые верующие, не найдя поддержки среди киевской церковной иерархии, устроят массовые протесты"; "конфликтный потенциал этих событий намного серьёзнее революционных переворотов: на борьбу выйдут прихожане против прихожан".

Искренне озабоченные судьбами многочисленных православных приходов в украинской глубинке журналисты напоминают, что эта вспышка насилия - всего лишь очередной эпизод в давнем противостоянии Русской Православной Церкви с различными украинскими псевдорелигиозными - националистическими - объединениями. Распад СССР значительно облегчил определённым заинтересованным западным структурам и организациям (первым делом - американским государственным и "общественным" канадской украинской диаспоры) восстановление Украинской греко-католической церкви. Заморские радетели украинских христиан цинично исходили из лукаво трактуемого известного принципа "не только верою жив человек". Понятно, что "предметом спора стало в первую очередь церковное имущество, прежде всего многочисленные храмы, в которых существовали общины УПЦ МП". Разбирающиеся в истоках и сути проблемы журналисты констатируют: "Среди захватчиков униаты постепенно уступили место раскольникам" (чего стоит одно провозглашение в 1990-х годах "патриархом Киевским и всея Украины" митрополита Мстислава, в молодые годы воевавшего в рядах "повстанцев"). Одного иерарха "настоящим украинцам" показалась мало. В те же "лихие" 1990-е годы вчерашний коммунист, первый президент "самостийной" Украины Леонид Кравчук и его неожиданный единомышленник, престарелый митрополит Киевский Филарет (только что проигравший выборы Патриарха всея Руси Алексию Второму) взяли и создали на пустом месте Украинскую Православную Церковь (вскоре расколовшуюся на УАПЦ и УПЦ Киевского Патриархата). Апостол Павел на небесах в ужас должен прийти от известий с "православной" Украины.

Раскол церковный усугубляется расколом общества, радикалы и озверевшие националисты пока верховодят повсюду на Украине. Не надо лукавить, врать про "революцию достоинства", революционный "ветер перемен", на Украине идёт жестокая гражданская война, тот факт, что настоящие боевые действия имеют место пока только на Донбассе (дай Бог, перемирие продлится ещё какое-то время, но что потом будет?), ничего не меняет в этом определении момента. Украинские СМИ уже не могут скрывать, что кровопролитной "криминальной войной" охвачены не только районы, непосредственно примыкающие к зоне так называемой АТО, но вся Херсонская область, многие районы Харьковской области, некоторые районы Волынской и Винницкой областей! Боевики из нацистских батальонов подчинили себе все - от добычи янтаря и сбора лесных ягод на западе до добычи щебня и транспортировки горюче-смазочных материалов на юге. Захваты православных храмов - одна из их диких "забав". Любопытный момент: по обе стороны баррикад есть вчерашние "фронтовые братья". Журналисты украинских СМИ утверждают: "В конфликтах за западноукраинские сельские православные храмы ветераны донбасской войны представлены не только среди нападающих погромщиков, но и среди защитников местных приходов Московского патриархата". Война за веру?

Некоторые эксперты пессимистически оценивают перспективы мирного разрешения "конфликта собственников", основываясь на сообщениях СМИ: "По всей Украине с табличек на православных храмах канонической УПЦ МП исчезают упоминания Московской патриархии. …Формально в этом нет никакого нарушения, потому что каноническая православная церковь на Украине одна, и по умолчанию ее главой является патриарх Кирилл". Такие настораживающие изменения действительно выглядят "знаковыми". Тяжелейший вопрос о принадлежности крупнейших монастырских комплексов (Киево-Печерской в столице, Почаевской на Западной Украине и др.) таит в себе невероятную опасность для внутриполитической ситуации. Многие согласны с тезисом, что "Русскую Церковь вытесняют с Украины".

Некоторые горячие головы (из числа идеологов и деятельных участников "Русской весны") прогнозируют дальнейшее развитие событий по "крымскому сценарию": "Сила действия вызовет противодействие". В Крыму и на Донбассе, "понимая геополитический масштаб происходящего, улица апеллировала к России как к защитнице и ожидала от нее внешней поддержки". Однако на теперешней Украине местные элиты предали свой "пророссийский" электорат, местная и центральная, московская "церковная иерархия демонстративно отстранилась" от революционного "творчества масс". Справедливы утверждения тех критиков руководства РПЦ, которые осмелились заявить: "Церковь демонстрировала подчёркнутую лояльность новой власти, апеллируя к тому, что её прихожане есть по обе стороны конфликта" (причём это касалось не только киевского, но и "московского церковного начальства"). К примеру, Крымская епархия, включая приходы Севастополя, по-прежнему остается в юрисдикции УПЦ МП. "Аналогичная ситуация сложилась и в Донбассе, где линия фронта просто делит пополам несколько епархий". Как православный, как мирянин Русской Церкви я шокирован, разумеется, мы не знаем всех "высших мотивов" и соображений Патриарха Московского и всея Руси, но можно ли молчать теперь и сейчас?

P.S.: Скандальное увольнение небезызвестного Всеволода Чаплина с поста синодального отдела РПЦ по взаимодействию Церкви и общества "из-за разногласий с Патриархом" весьма и весьма показательно. Он - активный сторонник проекта "Русский мир", с его суждениями можно не соглашаться, не раз эти его суждения дружно порицались "общественниками", но он прав.

Нельзя продолжать делать вид, что ничего особого не происходит.

Комментарии
Добавить свой