Зона рискованного автомобилестроения
Блоги  •  ИА «Омск Здесь» 24 июня 2014, 15:04, последнее обновление 21 декабря 2016, 21:31  •  печать

Зона рискованного автомобилестроения

Быть неудачником не так уж и зазорно, такова жизнь! Каждый народ в чём-то успешен, в чём-то нет. Французы слывут мастерами кулинарии, но слабы в шахматах. Американцы первыми стали делать хорошие автомобили, но не сильны в приготовлении пищи. Японцы превзошли их в одном и другом, умеют многое ещё, но не сильны в хоккее. Китайцы далеко обошли их в производстве всего, что только придумали в мире, но беспомощны в органной музыке. Немцы - образцовые солдаты и пивовары, но лишены чувства прекрасного, на которое способны пылкие итальянцы, обогатившие мировую кухню пиццей и др., но не смыслящие в диалектике. Норвежцы - умелые мореходы и рыбаки, но не понимают толку в собирании грибов и тем более их засолке. Мы, русские, можем почти всё, всё на свете одолеем, но однозначно не способны делать автомобили.

Школьные учебники географии описывают большую часть территории нашей страны как "зону рискованного земледелия" (вряд ли об этом знал русский мужик, хлебопашец, кормивший половину Европы). Однако при Хрущёве заморскую кукурузу пытались выращивать даже за полярным кругом. Возникал закономерный вопрос: учебники врут или в чём другом дело? Известная русская двуглавая беда... Дураки не перевелись на Руси, дороги всё те же, что при Батые, Наполеоне и немцах (так врагов легче одолеть). Обозначилась тем временем третья - средства передвижения.

В старом, нисколько не утратившем свою актуальность, анекдоте проблема описывается так. Смонтировали на АвтоВАЗе новейший конвейер, внедрили зарубежные технологии, заменили сначала инженеров, потом своих рабочих на иностранцев, ничего не помогает; сидят на Жигулёвских горах новые начальники - немец, швед и итальянец, смотрят беспомощно на выползающие из цехов автомобили-уродцы и говорят друг другу в отчаянии: "Не врали русские, что место заколдованное!". Было бы смешно, если бы не было горько. С 1990-х годов в нашей автомобильной промышленности почти ничего не изменилось в лучшую сторону ("отвёрточную" сборку иномарок пока не обсуждаем).

Правительство РФ пошло навстречу чаяниям простых россиян, мечтающих ездить на недорогом качественном автомобиле отечественного производства. С осени прошлого года рулит всем на крупнейшем автозаводе страны (Группа АвтоВАЗ, ведущая деятельность в 46 странах, объединяет 270 предприятий с численностью персонала свыше 20 000 человек) чистокровный иностранец. Глава компании с определяющим участием государственного капитала - президент АвтоВАЗа, Почётный гражданин Нижнего Новгорода Бу Андерссон всего за полгода стремительно превратился из всеобщей надежды в "мальчика для битья". Политикой его недовольны многие: свою деятельность он начал с массовых сокращений и жёстких реформ всех процессов, происходящих на предприятии. В ход пошли проверенные средства административной борьбы: открытое письмо высокопоставленного конструктора с резкой критикой нового руководителя (рассказывают, что первый день своего пребывания на заводе он распорядился вычистить все туалеты, начав с этого перемены на предприятии - может, и правильно?). Депутаты Госдумы от КПРФ потребовали снять шведа со всех постов.

В минувшие дни несчастный иностранец, авторитетный специалист мирового уровня (бывший топ-менеджер GM), оказался благодаря беспощадным российским СМИ в эпицентре обостренного внимания самой широкой и крайне заинтересованной в обсуждаемой теме общественности. Начнём с новости хорошей: "Президент АвтоВАЗа лично представит лифтбек LADA Granta, расскажет о новинке и ответит на вопросы автомобилистов. К этому событию свой автопробег приурочат нижегородские клубы любителей LADA". Перейдём к новости плохой: "Сотрудники считают, что новый президент разваливает АвтоВАЗ. Не все работники предприятия уверены, что резкие перемены пойдут на пользу тольяттинскому автогиганту". Новому руководителю удалось многое изменить; семейство "Гранта" стало конкурентоспособнее, дизайнеры придали автомобилю современный внешний вид, инженеры учли замечания потребителей и улучшили его конструкцию и интерьер. Возросли продажи популярных моделей (за первые пять месяцев 2014 года в дилерских центрах Нижегородской области, однако в целом по стране продажи снизились значительно). Выручка АвтоВАЗа от производства автомобилей и шасси по заказу альянса Renault-Nissan выросла вдвое. Планируется переход с 1 июля на продажи по предварительному заказу; цель - максимально удовлетворить все потребности и запросы потребителей. Аналитики замечают, что это всего лишь антикризисная мера, которая позволит избежать перепроизводства. Пессимистический прогноз снижения продаж собранных в России автомобилей на 10-20% озвучен на недавнем Петербургском международном экономическом форуме. Ослабший рубль поднял цены на автомобили.

Градообразующее предприятие Тольятти испытывает далеко не лучшие времена. Однако впервые за долгие годы ожиданий прибыль сравнялась с убытками. Оптимисты призывают Андерссона сотворить чудо и превратить АвтоВАЗ в прибыльное производство международного уровня. Антикризисная программа предусматривает новую систему корпоративного управления, оптимизацию организационной структуры, освобождение от непрофильных и неэффективных активов, повышение ответственности персонала, разработку системы мотивации менеджмента и работников. АвтоВАЗ не смог договориться с поставщиками о снижении цен на 5% (на материалы и комплектующие приходится свыше 70% себестоимости производства). В первом полугодии 2014 года численность сотрудников сократилась на 5100 человек (2800 рабочих и 2300 менеджеров и служащих); во втором полугодии завод покинут 7700 человек. Планируется остановить приём новых работников и дать возможность части сотрудников выйти на досрочную пенсию. Губернатор Самарской области во время встречи с Президентом РФ заверил, что власти региона приложат усилия для того, чтобы уволенные могли найти новую работу.

Что будет означать снова вводимая "особая экономическая зона"? Зачем нужна перерегистрация компании, кто на самом деле является акционерами, в чьих руках основная масса акций предприятия? Кто управляет финансовыми потоками? Вопросов много, ответов не слышим, тайна за семью печатями? В самарский суд подан иск о признании АвтоВАЗа банкротом. Кем и кому это выгодно? Неужели нас ожидает самое крупное банкротство в истории современной России?

Комментарии
Добавить свой