OmskZdes.ru

Статьи • 13 сентября 2012, 18:47

Юрий Николаев

Автор: Екатерина Криль

 

О друзьях и власти, "заманивших" звезду в Омск, грядущей в регион певческой демократии и "марлечке", которую видно, бюджетном воздержании, а также о цензуре и профессионализме, которые нужны, потому что дефицитны. 

 

- Юрий Александрович, ваша мама была капитаном КГБ, папа - полковником МВД, а как случилось, что Вы связали свою жизнь с "несерьезной" профессией телеведущего?

- О такой профессии я даже и не думал. В те времена записаться в какой-либо кружок во Дворце пионеров можно было без всяких трудностей. Я записался в танцевальный и драматический кружки. Занимался с удовольствием, никакой "обязаловки" не было. Конечно, у каждого из нас родители самые лучшие, красивые и мудрые, но я действительно вырос в атмосфере любви, добра и очень теплых отношений. Когда меня спрашивают, что дали мне родители, я отвечаю: "Все". В драматическом кружке ставили этюды, занимались речью. Как-то решили поставить спектакль "Звездный мальчик" Оскара Уайлда, и мне доверили главную роль. Репетировали долго, потом приходили зрители, школьники целыми классами посещали. Спектакль шел довольно долго, иногда меня даже узнавали на улицах Кишинева, где все это происходило. Так я соприкоснулся с лучами славы (улыбается). Я учился в специализированной математической школе, но занимался как раз тем, к чему лежала душа. Когда заканчивал последний класс, то толком для себя и не решил, чего же мне все-таки хочется. В то время была определенная мода на физику, шел диспут "физиков и лириков". Окончил школу я неплохо - всего несколько четверок, любил математику. Очень хотел в Москву - честолюбивым пацаном был. Поставил перед собой цель – учиться именно в столице, притом без разницы - в техническом вузе или театральном. Подспудно понимал, что если я хочу чего-то добиться, то необходимо московское образование, московский мир, который дает большее пространство для реализации возможностей. Тогда, впрочем, как и сейчас, экзамены в театральные вузы - в "Щепку", МХАТ, ГИТИС - были раньше, чем в технические вузы. Я решил: если не поступаю в театральный, то стану "физиком". Тем более были определенные привилегии, ведь я окончил математическую школу. В итоге все удачно получилось - я с первого раза поступил. Год моего выпуска из школы и поступления в вуз был трудным: тогда одновременно выпуск был и у школьников, кто учился по десятилетней системе, и у тех, кто учился по одиннадцатилетней. Конкурс на одно место в университете оказывался в два раза больше, чем обычно. Я закончил ГИТИС, именно там начал сниматься и на телевидении, и в кино, притом первую роль получил еще во время учебы. Телевидение я рассматривал не то чтобы несерьезно, а скорее как часть актерской, театральной профессии. Я мечтал о театре, кино, а телевидение... Оно есть, ну и хорошо. Это и заработок, и встреча с известными актерами. Однако разговора о профессии телеведущего даже и не было. Да, я вел какие-то программы, но опять-таки я не думал: "Ах, я обязательно стану телеведущим". Тогда и понятия "телеведущий", в общем-то, не существовало. Были, правда, Александр Масляков и наши мэтры Игорь Кириллов, Анна Шилова (кстати, омичка), Светлана Моргунова. Они вели различные концерты, но все-таки в первую очередь считались дикторами, а во вторую уже - ведущими.

- Не жалеете, что телевидение все-таки победило?

- Нет. Я вообще стараюсь не жалеть о чем-либо. Если я скажу, что не доволен тем, как у меня сложилась судьба, это будет неправда. Я счастливый человек. Во многом потому, что занимаюсь любимым делом. Не через силу и не потому, что так надо, а с искренним удовольствием. С радостью иду на работу, с радостью возвращаюсь с нее.

- Три года назад в одном из интервью Вы сказали, что главная беда современного телевидения - дилетантизм. Изменилась ли точка зрения Юрия Никалаева по этому поводу сейчас? Если нет, то почему Вы остаетесь включенным в ТВ-процессы?

- Потому что считаю себя профессионалом и не случайно оказавшимся здесь человеком. Да, дилетантство по-прежнему существует. В основном оно проявляется в редактуре. Зачастую я встречаюсь с людьми, которые знают все только по компьютеру. Вот, к примеру, Иван Бунин для меня один из любимейших авторов, а для многих журналистов это просто имя. Они пролистают в своих компьютерах - был такой писатель, создал такие-то произведения, и все, на этом их познание о человеке заканчивается. Вот это поверхностное, адаптированное познание и дает дилетантский подход к профессии. Когда со мной общаются люди, и мы понимаем, о чем идет разговор, вспоминаем какие-то цитаты или сцены из классических театральных, литературных или кинопроизведений, - это прекрасно. Без этого профессия на телевидении получается очень поверхностной, штампованной. Съемки многосерийных фильмов и работа актеров в них, что называется, "на ухе" по тексту стали для меня открытием в свое время. Актерская профессия сводилась к тому, чтобы просто воспроизвести услышанное. Для меня это был шоковый информационный удар: оказывается, можно и так работать. Зачем талант? Получается, просто нужен хороший суфлер, и все.

- Каким Вы видите идеальное телевидение?

- Его не может существовать. Телевидение всегда нацелено на какую-то конкретную аудиторию. Сейчас плюс ТВ в том, что каждый из нас независимо от образования, социального положения, возраста может выбрать себе канал, который ему интересен. Хочешь узнать про огород и огурчики - щелкай на кнопку пульта и смотри. Если тебе интересна история России или православия - нажимаешь уже другую кнопку. Поэтому идеальное телевидение - вопрос очень сложный. Я могу сказать, каковы огрехи современного ТВ. Отмечу, что я очень некатегоричный человек. Но, на мой взгляд, сейчас практически на каждом канале превалируют некие тенденции моды. Есть передача, скажем, о кухне. Так на всех каналах каждый что-то готовит. В свое время появились ток-шоу, и опять возникла эта ситуация - везде транслируются ток-шоу, которые, по сути, сводились к одним каким-то жутким историям. При разном исполнении наблюдается однообразие, повторы. Для меня очень важна стилистика программы: картинка, свет, ритм, в котором все происходит. Я смотрю ведь не только с точки зрения зрителя, но и как продюсер, режиссер, ведущий, как человек, который находится по другую сторону экрана. Как только я вижу какую-то дешевую декорацию и понимаю, что это сделано, условно говоря, на фоне марлечки, мне сразу становится неинтересно. И так во всем: в художественных фильмах, в тех же ток-шоу. Я понимаю себестоимость такой программы, мне это сразу видно. Для меня визуальный ряд очень важен.

- То есть то, что поставлено на поток, не может быть качественным и красивым?

- Почему же? Может быть, если этот поток создают профессионалы. У меня "Утренняя звезда" не снималась с перерывами. Она снималась двенадцать дней подряд, и на каждую программу уходил целый день, трудились с 10 утра до 11 вечера. Каждый номер был выставлен под определенного исполнителя. Учитывались свет, выход артиста, были объемные сцена и декорации. Можно было и проще поступить: один занавес, исполнители выходили бы из-за одной кулисы, я бы их представлял, и на этом все. Но у меня двенадцать номеров, и у каждого участника, повторюсь, был свой выход. По тем временам все это было интересно. Да, это отрепетировано, да, это дороже и сложнее, но зато какой результат! Вот я сейчас буду говорить какие-то вещи и чувствовать себя очень нескромным (улыбается). Тогда все концертные программы делались как: темный фон, легкий дым. В таких условиях очень легко работать со светом. А вот работать на залитой светом сцене сложно было. Если вы сейчас вспомните "Утреннюю звезду", то не увидите перед глазами темного фона. Наоборот, представится что-то яркое, золотистое, серебристое. Для меня это все было очень важно.

- Есть ли ностальгия по высоким стандартам качества телевидения, безупречному дикторскому слову, программах, которые ждала вся страна?

- Ностальгии нет, есть гордость. Есть некая боль по поводу "Утренней звезды". Мне очень жаль, что она исчезла с экранов. Я благодарен "Утренней почте", которая мне много дала, надеюсь, и я дал ей что-то. Тем не менее "Утренняя звезда" мне дороже: это мое детище, созданное с нуля – от идеи до воплощения, без единой бюджетной копейки. Как бы парадоксально это ни звучало, во всем, что я сделал за свою жизнь на телевидении, бюджетные деньги не использовались. Начиная "Утреннюю звезду", я взял кредит с выпученными глазами: "Что будет, если не отдам?". Но вдруг это так выстрелило. Правда, предварительно была такая интрига: я ушел с экрана, "Утренней почты" не было, куда делся Николаев? И потом эта программа вышла. Если для первых передач я искал детей, в основном в Москве, Ленинграде, то уже через три месяца поступало большое количество звонков, видео- и аудиокассет. Приятно то, что нынешняя эстрада пришла из "Утренней звезды": Валерия, Юлия Началова, Ани Лорак. 

- Взошедшие звезды Вам благодарны?

- Да. Для меня это очень ценно. Валерия, когда выпускает альбом или проводит творческий вечер, приглашает меня. Юлия Началова приглашает меня на дни рождения либо выходя в очередной раз замуж (улыбается). Сергей Лазарев, когда окончил школу, решил поступать в театральное, и мы с ним занимались актерским мастерством. Потом он работал в театре им. Пушкина, получил, кстати, "Золотую маску" за прекрасный спектакль. Даже Ани Лорак несмотря на то, что она уже в Украине, приглашает. Те же "татушки" всегда вспоминают с благодарностью. Зару встретил недавно во Франции, она говорит: "Я до сих пор помню, как вы меня выводили на сцену за ручку в программе". В этом отношении я счастливый человек, потому что я точно знаю, что вся плеяда звезд, кто был на сцене "Утренней звезды", запомнят этот день на всю жизнь. Мне это приятно.

- Продюсер или телеведущий - в каком амплуа Народному артисту России больше нравится работать?

- Все-таки продюсер. Я ушел из "Утренней почты", потому что она уже стала давить. Образ ведущего этой программы стал мешать мне даже в личной жизни. Знакомишься с человеком, и уже через три минуты разговор переходит на "Почту". Она шла 18 лет, мне надоели эти рамки, я захотел делать свою передачу, идти дальше. И у меня это получилось – очень не скромно, но вы понимаете, что я человек наглый, самовлюбленный (улыбается). Это одна из немногих (а может быть, и единственная) за последние 30 лет нелицензионная, авторская программа, имевшая высокий рейтинг и перешедшая рамки телевизионной передачи. "Утренняя звезда" - это целое движение. В городах сначала СССР, потом СНГ, России, Прибалтики играли в нее, как в КВН.

- Некоторые проекты, в которых вы участвовали в последнее время, например "Танцы со звездами" и "Танцы на льду", часто называют попсовыми и даже гламурными. Как Вы сами относитесь к такого рода утверждениям, да и к самим проектам?

- Не могу понять, почему гламурными? В моем понимании гламур – это нечто другое: мелькание на тусовках, презентациях, в глянцевых журналах. А программы я считаю очень интересными, по крайней мере, первые выпуски, которые мы вели с Настей Заворотнюк. Там зашкаливали цифры и по доле зрителей, и по рейтингу. Был очень интересный случай. Дочка моего приятеля училась в МГИМО на факультете пиара, и им приводили данные: когда начался пик "Танцев со звездами", то продажи балетных и танцевальных принадлежностей увеличились. Вот пример влияния популярных программ на мышление и увлеченность людей. Стало популярно танцевать. Причем заниматься бальными танцами приходят и люди, мягко говоря, среднего возраста. Записывались для себя, танцевали танго, фокстрот. Поэтому я отношусь к "Танцам со звездами" и "Танцам на льду" очень положительно, я не считаю их гламурными. Да, они лицензионные, купленные у англичан, но они до сих пор идут во многих странах.

- Как Вы воспринимаете сегодняшние реформы для телевидения, в частности закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"? Нужна ли такая "цензура", и помог ли возрастные ограничения?

- Назовем это цензурой, худсоветом, но я считаю, что ограничения необходимы. Я не могу слушать сленг и матерные слова, это просто невозможно. Возможно, я буду категоричен, но это же касается и интернета. Как хорошо написать: "Этот – такой-то!". И никто не знает, кто написал. Как хорошо крикнуть из толпы: "Ты такой-то!". Как смело! Если хочешь написать отношение к какому-то определенному человеку, событию – пожалуйста. Но давайте играть в честную игру. Я, Юрий Николаев, высказываюсь и говорю те слова, которые хочу. То, что за анонимностью скрывается безнаказанность, я считаю неправильным.

- С интернетом понятно, но телевидение… Неужели школьник увидит предупреждение "18+" и отойдет от экрана? Возможен же обратный эффект. Или дело чиновников просто предупредить?

- В первую очередь, это зависит от самого канала и того, что недопустимое для подростков он показывает: секс, сленг и проч. Тогда он должен выбрать время, когда подросток не смотрит эти вещи. Здесь должно быть взаимопонимание.

- Не получится так, что мультфильм "Ну, погоди!" будет транслироваться после 23.00, а школьник в 14.00 отправится в кинотеатр смотреть "Пилу-23"?

- Ну, нет, можно же найти компромиссы. "Ну, погоди!" - любимый, великолепный мультфильм, сделанный Котеночкиным (царствие ему небесное), талантливым человеком. Это классика, как и многая другая анимация, тот же "Ежик в тумане". Я бы ввел цензуру. Пусть это звучит очень категорично, но нельзя, чтобы все это выливалось с телевизионного экрана в уличный скандал.

- Чем лично Вам интересен региональный проект "Утренняя звезда"? Какие цели в рамках него ставите и почему согласились заниматься?

- Я согласился с удовольствием, потому что для меня эта программа стоит особняком от всех, которые я делал. Это мое детище, очень интересная, насыщенная часть моей жизни. И когда я слышу просто слова "Давайте сделаем", я отвечаю: "Давайте!", а потом все это растекается. Виктор Иванович (Назаров - прим. ред.) предложил: делаем "Утреннюю звезду". Я спросил: "Точно делаем?". – "Точно!". Для меня это очень интересно, и я хочу сделать так, чтобы было интересно детям, родителям, всем омичам и жителям Омской губернии, чтобы все это было достойно, красиво, интересно и демократично.

- У вас нет опасений, что в одной Омской области столько талантов не найти, а дети вас разочаруют?

- То, что я делал программу как конкурс, как поиск талантов, - это большое заблуждение. Я не ставил перед собой такой цели, просто так в это вылилось. А я хотел делать программу только для того, чтобы на детей обратили внимание. Когда я начинал в 1989 году и искал задумку того, что люди могли смотреть, то я шел от обратного. Смотрел дома телевизор, и а там наркомания, проституция, убийство, воровство - вся чернуха. На улице – то же самое. Значит, ребенок живет в том мире, который видит: то, что на улице, то и на экране. Я хотел сделать программу совершенно обратную: красивую, интересную, добрую. Я не ставил перед собой задачу отыскивать таланты. С одной стороны, я хотел показать детишкам, что существует другой мир с другими отношениями, с улыбкой, без сюсюканья - я общался с детьми как с равными партнерами. С другой стороны, я хотел, чтобы взрослые обратили внимание на детей, которые живут в их городе, показать, что они рядышком и им нужно помочь. Так и получалось. И уже потом начали воспринимать передачу как конкурс.

- Часто ли Вы беретесь за региональные проекты, и каково мерило их успешности?

- Что касается омского проекта "Утренней звезды", то он для меня очень важен по одной простой причине: за последние 10 лет такого не было. Были одноразовые выезды в День детей, 1 июня в рамках дня города, но такой мини-"Звезды" еще не было. То, что он прозвучит и будет интересен, - 100 процентов! Дело даже не во мне, а дело в том, что это будет демократично: маленькие деревни, города, Омск. Для меня абсолютно нет разницы, с кем ребенок занимается вокалом: со своей бабушкой либо учителем престижной специализированной школы при консерватории. Я надеюсь, что это прозвучит не только по области, но и по России. Я благодарен Виктору Ивановичу, моим друзьям из Омска – Андрею Ивановичу Голушко, с которым и велся разговор. Я Омск знаю давно, у меня здесь много друзей. И я очень надеюсь, что это не просто проект до Нового года. 

Беседовала Татьяна Шкирина

Видеоверсию интервью смотрите здесь

Благодарим за помощь в организации съемок Министерство культуры Омской области и Омский академический театр драмы

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/20203.html