OmskZdes.ru

Статьи • 17 апреля 2011, 18:15

Объект культуры

Автор: Татьяна Шкирина

 

Кому "храм музыки", кому "крематорий"

 

Кому «храм музыки», кому «крематорий»

15 апреля 2011 года в Омске после реконструкции открылся Концертный зал. И это тот случай, когда не подходит хрестоматийное «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Телевизионные репортажи с церемонии открытия не позволяют передать именно звуковое совершенство нового зала, звучание оркестра и хора надо слушать «в живую». Впрочем, у жителей и гостей города есть возможность сделать собственные выводы и о внешнем облике, и о внутреннем убранстве нового Концертного зала. Сегодня имеет смысл напомнить и о других крупных архитектурно-строительных проектах в сфере культуры, реализованных в Омске в постсоветскую эпоху. Не самую благоприятную для бюджетного обеспечения затрат подобного рода.

 

Библиотека им. Пушкина

28 апреля 1995 года Постановлением Главы Администрации Омской области Леонида Полежаева введено в эксплуатацию двенадцатиэтажное здание областной научной библиотеки имени Пушкина. Решение о создании публичной библиотеки было принято Городской думой в честь столетия поэта в 1899 годы. С 1907 года она располагалась в пристройке к зданию Думы, а потом и занимает весь комплекс. Уже в семидесятые годы становится очевидно, что историческое здание не соответствует фондам библиотеки и количеству читателей. К исполнению принимается проект Василия Трохимчука, удостоенный диплома ВДНХ СССР. Но с распадом самого Союза, рассчитывать на серьёзную поддержку из государственного бюджета не приходится. Несмотря на колоссальные финансовые проблемы первой половины девяностых годов областная администрация берётся за строительство библиотеки: она должна стать не просто «хранилищем знаний», но и свидетельством сохранения преемственности и устремления современных поколений в будущее.

Двенадцатиэтажное здание общей площадью более 18 тысяч квадратных метров – это 9 этажей книгохранилищ и три этажа читальных залов, пунктов обслуживания посетителей, каталогов. Документный фонд библиотеки – 3,5 млн. экземпляров. Здесь созданы все условия для полноценной научно-исследовательской работы с применением новейших технических достижений, в том числе, создан «Омский региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцына». Конференц-зал библиотеки – традиционное место проведения важнейших научных, деловых и общественно-политических форумов международного уровня.

Здание несёт омичам и гостям города и тысячелетнее культурно-историческое послание прошлых поколений. По главному фасаду в нишах установлены выполненные из кованой вороненой меди скульптуры Ярослава Мудрого, Сергия Радонежского, Андрея Рублева, Николая Карамзина, Михаила Ломоносова, Михаила Глинки,   Константина Циолковского. Центральная фигура скульптурного пантеона – образ Александра Пушкина. Боковой фасад здания библиотеки украшает тридцатиметровый рельеф со скульптурно-философскими зарисовками из истории Отечества.

Гостями Омской государственной научной библиотеки имени Пушкина были первый Президенты России Борис Ельцин, главы других государств, побывавших в Омске с официальными визитами.

 

Галерея им. Врубеля

Спустя год на улице Ленина после масштабной реконструкции открывается картинная галерея Омского областного музея изобразительных искусств имени Михаила Врубеля. Музей был основан в 1924 году, его старое здание располагается в Генерал-Губернаторском Дворце. Новое – постройки 1914 года – изначально было Городским Торговым корпусом, затем здесь располагались учебные аудитории Автомобильно-дорожного института. В ходе реконструкции на здании с учетом особенностей его конструктивного решения была выполнена кропотливая реставрация пластики стеновой поверхности здания, купольных покрытий и сводов Монье, восстановлены богатые лепные украшения  интерьеров залов и фойе. В отделке помещений использованы только натуральные строительные материалы: гранит, мрамор, ценные породы дерева. Сегодня музей обладает одним из крупнейших художественных собраний Сибири – его коллекция насчитывает свыше 25 тысяч экспонатов, многие из которых имеют мировое значение.

В парадном зале музея проходят торжественные приёмы и другие мероприятия на высшем государственном уровне.

                                    

Зал органной и камерной музыки

         В 2002 году в историческом центре Омска после реконструкции архитектурного комплекса начала ХХ века открылся Зал органной и камерной музыки. Здание кинотеатра «Кристалл-Палас» (с 1922 года переименован в «Художественный») пережило глубокую реконструкцию. Решение о переносе органа из Свято-Никольского Казачьего собора было принято в 1997 году. С помощью металлической арматуры был укреплен фасад здания. Для самого органа установили сверхпрочный фундамент и помост.  В основание фундамента было заложено пять тонн битого стекла. Зал с балконом, колоннами, восстановленными лепными украшениями теперь полностью соответствовал требованиям в итоге оказался для органа акустически лучше, чем прежнее «место  жительства». Омский инструмент-гигант, имеющий 3 мануала, 64 регистра и 3700 труб, был перенесен и установлен при помощи специалистов фирмы «Ригер-Клосс». 

           В настоящее время ведется масштабное расширение омского органного зала. Огромный концертный комплекс объединит сразу несколько исторических зданий, будет включать представительские залы, студию звукозаписи, большой камерный зал, музей музыки.

 

Омский академический  театр драмы.

 

          Прославленный Омский академический театр драмы – играет в истории и современной жизни Омска особое место. Один из лучших в России, он приносит городу славу театральной столицы Сибири, а омичам – радость общения с прекрасным. Основанный в 1874 году, в нынешнем – историческом здании, построенном архитектором Хвориновым – театр располагается с 1905 года. В стиле своего времени здание театра украшали затейливые линии позднего барокко, цепь пилястр, легкий орнамент балюстрад на балконах второго этажа, лепнина и фигурные вазы. В нишах установлены скульптурные портреты Толстого и Чехова, на фронтоне – скульптура «Крылатый гений». Сохранив исторический архитектурный облик, реставрация кардинально преобразила внутреннее убранство и оснащение: от итальянского гранита и мрамора, чешского хрусталя и испанской мебели, до современнейших технических решений сценического света и звука. Первый спектакль на новой сцене прошёл в декабре 2004 года.

 

Театр «Арлекин»

Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» — один из старейших детских театров России, ведущий свою историю с апреля 1936 года. С 1954 года театру предоставлены помещения в здании по пр. К. Маркса, 10, где он ютился несколько десятилетий. В 2002 году в собственность Омской области для театра было приобретено здание ДК «Молодежный». 30 декабря 2005 завершилась его реконструкция, уникальная как по архитектурному замыслу, так и по техническому решению. Театр оснащен современным отечественным, австрийским, немецким, чешским и американским оборудованием. В здании три зала (большой, малый и зал для самых маленьких зрителей), зимний сад, фонтан, музей кукол. По оценкам компетентных специалистов — это лучший по исполнению и техническому оснащению детский театр России.

 

«Пятый театр»

Омский государственный камерный «Пятый театр»  образован в 1990 году как театр-студия под руководством Сергея Рудзинского. 1997 году по решению Администрации Омской области для размещения театра было приобретено в собственность Омской области здание ДК «Юбилейный». За счет средств областного бюджета  проведена реконструкция здания, которое было приспособлено под театр, оснащено необходимым театральным оборудованием.

 

В эти же годы в Омске были созданы и установлены памятники Михаилу Врубелю (2006 г.), Фёдору Достоевскому (установлен в 2001 г, выполнен в бронзе – в 2007 г.), Георгию Жукову (2005 г.), Анастасии Ларионовой (2002 г.), Омичам-труженикам тыла (2010 г.). До этого, за исключением мемориала Победы, в городе увековечивалась память лишь революционных и советских деятелей во главе с В. Лениным - более тридцати памятников и бюстов первого руководителя советского государства «украшали» Омск.

 

Уже в начале 90-х годов в Омске восстанавливаются по сохранившимся фотографиям часовня Иверской Божьей матери и Серафимо-Алексеевская часовня. В честь празднования 2000-летия Рождества Христова на Левобережье в феврале 1999 года был заложен первый камень нового Христо-Рождественского собора.  Храм построен по проекту омских архитекторов в традициях древнерусского зодчества. Первая служба прошла здесь 7 января 2001 года. За два года было воздвигнуто кирпичное здание собора, увенчанное семью позолоченными куполами. Высота церкви составляет 47 метров, площадь более 1700 квадратных метров. Церковные службы могут одновременно посещать до полутора тысяч прихожан. Для храма было отлито 11 колоколов.

           

Воссоздание Успенского Кафедрального  собора

          Собор был построен в 1898 году. Архитектор Э. Виррих взял за основу проект Санкт-Петербургского храма Спаса на Крови 1894 года. При этом омский храм стал не копией, а переработкой архитектурного решения, что в хрмовом зодчестве было обычным явлением. В 1935 году был взорван.

 Распоряжением Правительства Омской области от 11 июля 2005 года    принято решение о воссоздании Успенского Кафедрального Собора. При раскопках фундамента взорванного собора обнаружили захоронение архиепископа Сильвестра, причисленного Русской Православной церковью к новомученикам российским. 14 октября 2005 года состоялась церемония закладки первого камня в основание нового собора. В канун Рождества, 6 января 2007 года, колокола впервые зазвучали на новой колокольне. Новый Успенский собор был торжественно освящен 15 июля 2007 года. Примыкающая к храму центральная площадь города получила официальное название Соборной.

 

         В день, когда в Омске открывался новый Концертный зал, на одном из сайтов, обслуживающих (действующего на данный момент) омского мэра Виктора Шрейдера, отметившегося в истории города исключительно сносом памятного для всех омичей дома Карбышева и строительством на его месте пристройки к зданию городской администрации,  разразились проклятиями по поводу архитектурного решения Концертного зала. Критики увидели в нём сходство с крематорием. Надо полагать, в их представлении бывшая серая бетонная коробка омской филармонии – образчик советского архитектурного убожества – была для них образцом совершенства. Причина такой реакции одна – идея строительства, многие архитектурно-строительные решения данного, как и большинства из перечисленных выше проектов, принадлежат лично губернатору Леониду Полежаеву. Перефразируя наблюдение про собачий лай и путешествующий караван, можно констатировать, критики, в зависимости от политической конъюнктуры, приходят (если есть деньги на оплату их услуг) и уходят (когда соответствующие бюджеты заканчиваются). А все что описано выше, служит и ещё многие десятилетия будет служить поколениям жителей и гостей Омска.

 

 

 

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19372.html