OmskZdes.ru

Статьи • 9 ноября 2012, 14:48

Прививка патриотизма

Автор: Екатерина Криль

 

Чем отличаются празднования великого 7 ноября от не великого 4 ноября, и нужно ли вообще менять прошлое на позапрошлое?

 

Гости студии - Депутат Законодательного Собрания от КПРФ Андрей Алехин и доктор философских наук профессор Омского государственного университета Николай Мисюров.

Марина Малькова: Для начала предлагаю вспомнить историю замены одной даты на другую и напомнить для тех, кто не в курсе, что же мы отпраздновали 4 ноября и что некоторые празднуют сегодня.

День 4 ноября должен был укорениться в умах россиян как «праздник единения и солидарности общества». В этот день, ровно 400 лет назад, в 1612 году войны народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Катай-город освободив Москву от польских интервентов. Этими событиями завершилось Смутное время. Междоусобные войны прекратились, а война была названа освободительной борьбой с поляками. Историки считают это время началом восстановления Российского государства. Эту дату Президент Владимир Путин предлагает рассматривать как день победы над враждой и распрями, день осознания различными народностями и общественными группами себя единой общностью, день рождения гражданской нации. Однако у официальных представителей Польши идея ввести эту дату в качестве общероссийского праздника изначально вызвала шок. По мнению поляков, празднование этой даты россиянами задевает практически всех польских участников тогдашних событий, вернее, их потомков. Другими недовольными по-прежнему остаются коммунисты. Поправив праздничный календарь, депутаты Государственной Думы отменили 7 ноября как выходной день, оставив его в качестве памятной даты. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов уверен, что 4 ноября вытащили из-под сукна только для того, чтобы отнять у «красных» трудящихся выходной день 7 ноября.

М.М.: Для начала, я бы хотела спросить, а как Вы провели 4 ноября? И как отпраздновали 7 ноября? Или может быть наоборот: отпраздновали 4-е и провели 7-е.

Николай Мисюров: Так получилось, что 4 ноября – юбилей факультета, поэтому получается и двойной праздник, и праздник по необходимости, и какой-то альтернативный, выборный. При всем патриотизме к родному факультету я все-таки решил отпраздновать его как День единения, потому что должен быть праздник, который нас объединяет.

Андрей Алехин: В первую очередь я поздравляю омичей от имени нашей фракции в Законодательном собрании Омской области, от имени Омского областного комитета Коммунистической партии Российской Федерации. С Великим днем великого народа, с 95-й годовщиной Великой Октябрьской социалистической революции. 4 ноября я за праздник не считаю, если обратиться к истории, то Москву освободили от поляков 7 ноября. И отмечать, если отмечать этот праздник, то тоже надо было 7 ноября. А переписали только для того, чтобы попытаться стереть в истории Великий день великого народа.

Н.М.: Насчет переписывания, я категорически не согласен, потому что академический словарь «Гранат» за 1929 год, который еще Бухарин редактировал, там он стоит в качестве секретаря редакции, по-моему, там даже Троцкий участник. То, что мы сегодня называем Великой Октябрьской революцией названо, так как оно всегда называлось, даже при Советской власти – Октябрьский переворот 25 октября 1917 года, поэтому 7 ноября - дата совершенно условная. Любой праздник, по сути своей, для одних представляет раздражение, а для других радость. День независимости в США должен ведь оскорблять англичан, потому что в этот день они лишились своего куска федеральной территории. Война за независимость в Америке - это война с федеральным центром. А война с американцами, с точки зрения английской короны – это восстановление конституционного порядка, поэтому праздник, которым они так гордятся, тоже должен кого-то раздражать. Но, наверное, англичане успокоились, а может быть, и нет. Я не знаю, я не англичанин.

А.А.: Что касается 7 ноября, я еще раз повторюсь, что это не переворот, а Великий день великого народа, это Великая Октябрьская социалистическая революция, которая перевернула не только Россию, но и весь мир. Те социальные завоевания, которые имеются и в США, и в Западной Европе, и во всем мире, это заслуга Октября и Владимира Ильича Ленина. Кто бы, что не говорил. Как сейчас противниками на НТВ выносится фильм о том, что это был заговор немцев.

Н.М.: Замечательный фильм, правдивый.

А.А.: Серьезные ученые уже давно сказали, что это была фальшивка, которую подготовили американцы в американском посольстве, потом сами же это признали. Это было сделано в первые дни Советской власти в октябре 1917 года. Те социальные завоевания, которые принес Октябрь и не только в Россию. Но сегодня еще наша страна и держится. То есть на сегодня экономика отброшена далеко назад, мы еще не вышли на уровень 1991 года.

Н.М.: Праздник должен не возбуждать какие-то утраченные, ностальгические воспоминания. Справедливые, не справедливые - сейчас не об этом речь. Если это праздник, то в нем должна быть философия праздника, примирения, а не столкновения и вражды. При всей мифологизации, любого праздника, каждый праздник мифологизирован. Те же серьезные ученые давно установили, что «Аврора» стояла на ремонте и не стреляла. Мне обидно за коммунистов, но это очередной символ.

А.А.: Это очередная фальшивка.

Н.М.: Но при всей мифологизации, это праздник, который кому-то приносит удовлетворение. Плохо, что это удовлетворение воспринимается на каких-то взвинченных тонах, как некий упрек сегодняшней власти или всему обществу. Любой праздник не должен быть упреком.

М.М.: Хочу показать Вам один материал о том, как россияне воспринимают праздничные новинки – опрос общественного мнения.

Согласно опросу ВЦИОМ даже сейчас 51% граждан затруднились с ответом о том, когда их спросили, какой праздник отмечается 4 ноября. Число же тех, кто праздник отмечать не собирается, постоянно растет: с 2006 года с 49 до 66% опрошенных. По данным социального опроса чуть более 10% населения считает, что 4 ноября будет отмечаться годовщина Октябрьской революции. При этом треть респондентов не смогла указать историческое событие, которое было решено увековечить в этот день. Правда, подавляющее большинство опрошенных – 78% отнеслись к идее праздника положительно. А только 21% опрошенных россиян считают эту дату действительно значимой и воспринимают праздник, а не только как дополнительную возможность отдохнут. Тогда как 57% восприняли данный государственный праздник именно как еще один выходной день. А 5% участников исследования сочли, что в России и без того много праздников.

М.М.: И 4 и 7 ноября, принято говорить о том, что это праздники, которые способствуют поднятию патриотического духа. Что касается патриотизма, то есть мнение, что у российского патриотизма есть не очень приглядные особенности. Российский патриотизм - это не столько любовь к родине, сколько ненависть к чужакам, невежество относительно собственной истории культуры. Зачастую люди не знают, что происходило 4 и 7 ноября. О каком патриотизме может идти речь, если большая часть граждан ничего не знает о исторических событиях, происходящих в эти дни.

А.А.: 7 ноября - это не совсем праздник. Митинг и демонстрация, которые мы провели, это одновременно и акции протеста. Против той власти, режима, социально-экономической политики, которые проходят у нас в стране. Мы никогда не согласимся, когда на сегодня тарифы в Омской области зашкаливают.

М.М.: Андрей Анатольевич, давайте ближе к патриотизму.

А.А.: Патриоты - это те, кто любит свою родину. Я не совсем согласен с той оценкой, которую вы назвали. Те, кто любит свою родину, те, кто готов защищать ее, как это было в период Великой Отечественной войны.

М.М.: Это было 60 лет назад? Сходу и не вспомнить.

Н.М.: А были красные мадьяры, которые коммунисты притащили.

М.М.: Так вот именно!

А.А.: Они воевали за свободу народа.

Н.М.: Они вешали русский народ.

А.А.: Вешали русский народ колчаковцы.

М.М.: Может, действительно, нам нужен праздник примирения?

А.А.: Не будет такого праздника.

Н.М.: Вот видите, они не хотят. Я говорю, что народ вешали, а они говорят, что Бела Кун раздавал пряники.

А.А.: Я поражаюсь, когда из Колчака делают какую-то икону. Это был зверь, палач, диктатор, который начал в Омске политические репрессии.

Н.М.: Замечательный человек, боевой офицер и политик.

А.А.: Упырь, который залил кровью Омскую область.

Н.М.: Упырь у Вас в Мавзолее лежит.

М.М.: Это человек, которого можно обвинить во многом, но нельзя обвинить в том, что он не любил свою родину.

А.А.: Нет, патриотом его назвать ни в коем случае нельзя, потому что он был на службе английской короны.

Н.М.: А Ленин на службе германского Генштаба.

А.А.: Это вранье, которое Вы повторяете неизвестно за кем.

Н.М.: Так же как и Вы.

А.А.: Прислали его сюда американцы. А на чьих штыках его держали, и кто его сдал в конечном итоге. Белочехи его и сдали, чтобы проехать до Владивостока. Какой он патриот, о чем вы говорите. А патриоты - это те, кто борется за родину, те, кто отстраивал нашу Омскую область, кто отстраивал нашу страну.

М.М.: Понимаете, Андрей Анатольевич, Вы все время говорите о прошлом, а надо говорить о настоящем.

Н.М.: Да, давайте о патриотизме точнее.

М.М.: О патриотизме сегодня.

А.А.: Те, кто сегодня был на демонстрации и митинге, это как раз истинные патриоты нашей страны. Коммунисты - это самые последовательные демократы и патриоты.

Н.М.: Есть одна очень нехорошая, похабная фраза, сказанная одним негодяем, это один из английских классиков. Его обычно цитируют и говорят: «Патриотизм - последнее прибежище негодяев».

А.А.: Да, было такое к сожалению.

Н.М.: К сожалению, проблема состоит в том, что нас последнее время патриотизмом пугают. И, наверное, доля нашей вины состоит в том, что иногда наш патриотизм отдает тем, что на языке науки называется ксенофобией. То есть мы принимаем свое, потому что отторгаем другое. Мы действительно, утверждая праздники и патриотизм, пытаемся его построить, не обязательно на костях, но на отторжении чужого. Это очень пагубный путь, потому, что он будет дискредитировать наши праздники и разрушит патриотизм. Я как преподаватель вижу, что сегодня молодежь стала на много более индифферентной к проблемам патриотизма, чем раньше.

А.А.: Совершенно верно. Полностью согласен.

Н.М.: Это нам нужно обсуждать, потому что пока мы будем бороться за наши праздники, мы упустим самое главное, мы упустим подрастающее поколение, для которого ориентиров уже не будет.

А.А.: Я с коллегой согласен. На сегодня главная беда, чтобы патриотизм не перешел в национализм, потому что это имеет место быть. И когда разваливали Советский Союз, в 1991 году, как раз сыграли на национальных черточках, которые на сегодня самая слабая струна. А главная беда, что сегодня нет идеологии. Нет идеологии, которая объединила бы нашу страну.

Н.М.: Серьезные ученые еще в XIX веке определили, что нация и национальное сознание - это не факт и не данность истории, а конструкт. То есть любая нация вырабатывается за счет определенной идеологии и определенного движения, а мы ее не выстроили. И, наверное, я имею право бросить упрек нашим коммунистам, потому что эту национальную идею не выстроили и при прежней власти. Толи не достроили, как они уверяют, толи не выстроили, потому что интернационализм не заменил собой национального менталитета, к сожалению.

А.А.: Я не согласен. Национальная идея, идея русского народа была всегда – идея социальной справедливости. К чему привел Христос, эта же идея была идеалом Великой Октябрьской революции. И вот почему молодежь идет к нам, к коммунистам, потому что они чувствуют несправедливость нашего общества. Когда 100 богатых людей страны фактически владеют 70% природных и экономических ресурсов.

Н.М.: Я профессор, а не олигарх, поэтому, поверьте, тоже живу скромно. К сожалению, наша власть и профессоров не любит.

А.А.: В советское время зарплата профессора была на уровне первого секретаря обкома.

Н.М.: Да, согласился бы.

А.А.: Тогда уважали профессоров.

Н.М.: Христос же ведь говорит: «Ни хлебом единым». И они – большевики всегда любили повторять эту фразу. Мы помним, это ведь знаменитая ленинская фраз «Ни хлебом единым жив человек», она взята из Евангелия. Так вот не хлебом единым. Поэтому кроме социальных вещей, социальной справедливости должно быть что-то другое. Пока мы не растеряли остатки сделанного в нашей истории нужно не о праздниках спорить, а срочно вырабатывать идею единства. Если мы ее не выработаем, то история отведет нам мало времени для того, чтобы спастись.

А.А.: Продолжая эту тему, все-таки объединяющая идея – это идея социальной справедливости. Весь мир к этому идет и США, и Западная Европа. Все лучшее они взяли в Советском Союзе, когда в 30-годы, годы первых пятилеток, они увидели, как восстанавливается Советский Союз. На Западе был кризис. Рузвельт взял лучшее у нас. И последнее, когда говорим о нравственности и так далее, моральный облик советского человека, это 10 заповедей, которые были сказаны еще Христом, поэтому здесь все нормально. У нас противоречий нет. Будущее за этим.

М.М.: Хорошо, спасибо большое.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19173.html