Ситуация с "Омскэлектро" накаляет Горсовет уже полтора года, из-за споров вокруг имущества городской электросетевой компании даже сам ОГС выходил из строя. Здесь случались сердечные приступы, женские истерики, сбои в электронной системе голосования и работе депутатов. За это время сменился директор, мэр и состав Горсовета. Неизменной осталась только ситуация с долгами: с 2008 года предприятие накопило 1,5 млрд. рублей. Неоднократно, рассказывая об "Омскэлектро", разные ораторы сравнивали ситуацию со спасением утопающего. Не удержался и вице-мэр Александр Турко. Только ни одна спасательная операция, тем более на воде, не длится больше года. Такому "утопающему" вряд ли поможет комплексная терапия от Горсовета и мэра, предприятие давно находится в коме, а вся система жизнедеятельности зависит только от решения кредиторов.
- Предприятие находится под угрозой ареста счетов, муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении, то есть банкротства. Дальнейший сценарий при предъявлении кредиторами требований - это банкротство и продажа с молотка муниципального имущества, - поставил диагноз Александр Турко.
При этом выручка "Омскэлектро" - деньги, собираемые с населения и предприятий города через тариф за пользование электроэнергией – более 2 млрд. рублей ежегодно. Самые убыточные МУПы города - "Омскэлектро" и "Тепловая компания" входят в 100 крупнейших предприятий Омска по объему выручки. Энергетика во всем мире - курица, которая несет золотые яйца. Ситуация с имуществом омской компании очень четко укладывается в повествование старой русской сказки про курочку Рябу, когда "дед бил - не добил, баба била - не добила...". Главные действующие лица скандала, когда через Горсовет разными способами пытались продавить продажу сетей, - топ-менеджер из Барнаула Виталий Маликов и экс-заместитель мэра Татьяна Вижевитова. Осталось только узнать о "серой мышке".
На этой неделе, еженедельник "Коммерческие вести" опубликовал информацию о регистрации новой компании ЗАО "Омскэлектро" по адресу еще пока работающей МПЭП "Омскэлектро". По версии издания, акционерную компанию организовала холдинговая компания "Акция" с целью участия в торгах на право быть инвестором предприятия "Омскэлектро" - то есть выкупить акции, которые, по версии чиновников мэрии, в полном объеме сохранятся в собственности города. Депутаты с версией администрации согласились, приняв к сведению изменения программе приватизации имущества.
- У нас не угроза, связанная с "Омскэлектро" и его имуществом, а угроза с бюджетом стоит. Надо однозначно давать такое поручение, чтобы администрация могла начать конкурс по отбору оценщика, который принесет в Горсовет, администрацию бумаги только через три месяца. Так что нам затягивать не нужно, - настаивает председатель финансового комитета Юрий Федотов.
Депутаты также решили создать рабочую группу, чтобы контролировать процесс акционирования "Омскэлектро". Только смена организационно-правовой формы будет означать потерю контроля над имущественным комплексом муниципального предприятия со стороны Горсовета. Норма закона, запрещающая мэрии распоряжаться имуществом на сумму свыше 2 млн. рублей без согласия депутатов ОГС, в случае с акционерными обществами не действует.
Создание акционерных обществ как альтернативы муниципальным предприятиям – популярный рыночный механизм, который диссонирует с самой идеей административной реформы. Имущество, закрепленное за муниципалитетом (имущество жителей города), через акционирование и последующую продажу все чаще переходит в руки частным компаниям. Этот процесс почти всегда необратим. Только мэрия Омска пытается одновременно запустить диаметрально противоположные процессы – акционировать "Омскэлектро" и вернуть в собственность города имущество "Омскводоканала".
Если же вернуться к русской сказке про курочку Рябу, то снести другое золотое яичко взамен разбитого мышкой курочка только обещала. То, что "плачет дед, плачет баба", из повествования следует точно.
Ольга Михно