OmskZdes.ru

Статьи • 28 июня 2011, 16:04

Немного о глобальном

Автор: Татьяна Шкирина

 

"...Глобализация - мощный экономический, идеологический и политический инструмент западного мира, - оказалась обоюдоострым мечом, который ранит и своего владельца. Так, уже под угрозой оказалась свобода слова, когда из-за политических карикатур на пророка Мухаммеда, нарисованных датским художником, чуть не начался джихад, а по самой Дании и по всему миру прокатилась волна терактов..."

 

За последние шестнадцать лет в ЮАР - одной из самых благополучных стран Южной Африки, - погибло 180 тысяч человек. Шестнадцать лет назад пал режим апартеида, который вводил расовую сегрегацию и разделял социальную, экономическую и политическую жизнь страны на черное и белое. Точнее, на белых и черных. ООН, общественное мнение, церковь, международная общественность - все внешние общественные и политические силы сходились во мнении, что режим апартеида – это зло, которое необходимо уничтожить как можно скорее. И вот в 1994 году в стране установился демократический режим, черные получили все гражданские права, а также многочисленные льготы и привилегии, что фактически, поставило их в привилегированное положение перед белыми. Но тем не менее, сейчас ЮАР, именно после того, как режим расовой сегрегации, рухнул, - лидер по убийствам и изнасилованиям детей, грабежам и зараженности СПИДом.

Причем южноамериканский лидер движения за права белого меньшинства Дэн Роодт считает, что апартеид не умер, он просто поменял цвет. Теперь буров - белых потомков переселенцев из Нидерландов - выдавливают из страны, и это делается как на законодательном уровне за счет предоставления льгот черному населению, так и на бытовом. Кроме того, считает Дэн Роодт, черные развернули против белых настоящий террор.


"За последние годы были зверски убиты три с половиной тысячи белых фермеров. Они насилуют женщин на глазах их мужей со словами: "Мы дарим вам СПИД". Все это является частью политики вытеснения белых путем насилия, ограбления и лишения работы".

И действительно, белые бегут из страны, которая когда-то принадлежала им полностью. В Австралию, в Америку, в Европу. К слову, во времена апартеида, который превозносится как величайшее зло, средняя продолжительность жизни была выше (и у белых, и у черных), практически отсутствовала преступность, экономика была стабильной и процветающей. Теперь в Претории - одном из самых благополучных и относительно спокойных городов ЮАР, - каждый дом обнесен высоким забором, по верху которого пущена колючая проволока - следствие колоссально возросшей преступности.

Кстати, ООН и СМИ, так активно ранее призывавшие к равенству черных и белых, теперь предпочитают молчать, не замечая трагедии. Что это, как не политика "двойных стандартов"? - спрашивает Дан Роодт.

Я не буду останавливаться подробнее на ситуации в ЮАР, это, по сути, частный случай, к чему приводят глобальные, мировые процессы. То, что случилось в Южноафриканской республике, - очень показательный пример, как мировое сообщество, ООН и другие международные организации вынудили страну свернуть со своего, самобытного пути развития. И дело не в том, плох был режим апартеида или нет. В африканских условиях он работал. А теперь ЮАР навязали путь развития, который принят за эталон. То же произошло в Сербии, Афганистане, Грузии, Ираке. То же, возможно, происходит сейчас еще в каких-то точках земного шара. И дело даже не в том, какой режим был в той или иной стране. Дело в том, что навязывание унифицированной демократии, особенно когда народ не "дорос" даже до монархии (как это было с племенами банту - черным населением ЮАР), не сформировал в себе грамотное отношение к своим гражданским правам, а главное – обязанностям, приводит к тому, что население, не готовое к принятию демократии, не вырастившее в себе демократические институты, живет, как и жило - по племенным законам. Поэтому гражданские права рассматриваются ими как вседозволенность, как возможность убивать белых без опасения подвергнуть свою семью кровной мести, как возможность грабить белых и скрыться потом в черных кварталах, куда боится заезжать полиция. Белые в этом случае, живущие по демократическим принципам, становятся париями в этом обществе, где традиционный уклад жизни начинает преобладать над цивилизацией. За ними нет поддержки рода, племени. Суровый закон общества при смешивании прогрессивной и отсталой систем: конечный результат будет скорее отсталым, чем прогрессивным.

И такое положение дел в ЮАР - следствие мировых процессов глобализации. История наглядно показывает, что цивилизация на Земле развивалась неравномерно, в разных участках. И последнее тысячелетие центр мира сместился в Европу, именно по европейскому укладу жизни живет большая часть государств, именно европейский путь принят за эталон развития. И если некоторые смогли воспринять этот уклад более-менее успешно (как, например, США и Канада, основанные переселенцами из Европы), другие в этом опыте преуспели не так. Например, вся история России - это история лидеров (от царей до генсеков), и сам менталитет русского народа более тяготеет к жесткому полуавторитарному правлению. Впрочем, уровень образования в России, отсутствие глубокой социальной пропасти между людьми позволил до некоторой степени положительно принять демократические опыты, рекомендуемые (а иногда диктуемые) мировым сообществом.

Но есть и страны "третьего мира", и туда глобализация, принеся демократию и другие блага цивилизации, разрушила весь поступательный ход истории, перенеся вчерашние первобытные племена в мир макроэкономических процессов, высоких технологий и развитых политических систем. И в довесок - СПИД, оружие массового поражения, наркотики, подковерные политические игры, жесточайшее социальное разделение.

Из-за процессов глобализации страдают все, в том числе и сами европейцы. Поток эмигрантов хлынул в благополучные страны Европы и Америки. В Великобритании – индийцы (наследие колониального прошлого) и арабы, в Испании, Германии, Италии и Франции - арабы и африканцы.

Переселяясь, они приносят на чужую землю свою религию, традиции и обычаи, которые европейцы считают варварскими. В гетто, которые образуют выходцы из Африки и Ближнего Востока, - свои законы, свои правила, и белым (особенно полицейским) находиться здесь попросту опасно. При таких темпах иммиграции европейцы рискуют оказаться в собственном доме на положении меньшинства, как оказались в свое время буры. Традиции и обычаи иммигрантов уже мало-помалу вступают в силу, приобретая силу закона и для коренных жителей. Ведь они подкреплены грубой силой: землячества всегда ревниво относились к своей культуре.

А запретить ее нельзя, как нельзя полностью запретить иммиграцию - на стороне пришельцев сами законы западного мира, основополагающие демократические принципы, ради которых Европа и Америка в свое время окружили ЮАР экономической блокадой, лишь бы призвать буров отказаться от апартеида. В этой ситуации европейцам и американцам намного сложнее, чем, скажем, Китаю или России. Имея мощнейшую военную машину (НАТО), они рискуют проиграть врагу изнутри, проиграть той пятой колонне, которая набирает численность в тылу ведущих европейских держав. Фактически, они уже стали заложниками собственных принципов. А эти принципы, как и демократическое устройство, рискует оказаться размытым просто потому, что новые граждане из "третьего мира" не представляют себе, зачем вообще нужна вся эта демократия, когда есть, к примеру, племенные законы или законы шариата.

Итак, глобализация - мощный экономический, идеологический и политический инструмент западного мира - оказалась обоюдоострым мечом, который ранит и своего владельца. Так, уже под угрозой оказалась свобода слова, когда из-за политических карикатур на пророка Мухаммеда, нарисованных датским художником, чуть не начался джихад, а по самой Дании и по всему миру прокатилась волна терактов. И это всего лишь один пример, когда простое следование ценностям западного мира, идя вразрез с ценностями других цивилизаций, ставит мир на грань войны. Люди просто разговаривают на разных языках. Глобализация дала возможность им вести диалог, но не дала людям инструментов, чтобы понимать друг друга.

Глобализация, в конечном итоге, приводит к тому, что поднимают голову ультрарадикальные течения. В ответ на усилившуюся иммиграцию и засилье иностранцев в Европе активизируются националистические движения и идеи, описанные еще в "Майн Кампф" и, казалось бы, прочно похороненные вместе с самой страшной угрозой двадцатого века, вновь приобретают актуальность. И это только некоторые из проблем.

К чему приведет глобализация? Ясно, что этот процесс не остановить. Он уже вовлек весь мир в единые экономические, политические, информационные, идеологические отношения, и решение, принятое в одной точке земного шара, будет иметь последствия в совершенно другом месте. Глобализация только началась, и очень скоро она так же глобально изменит мир.



 Павел Ремнёв, обозреватель ИА "Омск Здесь"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19143.html