OmskZdes.ru

Статьи • 20 сентября 2011, 12:47

Неубиваемые комары, или Охотники за головами коллекторских агентств

Автор: Екатерина Криль

 

Кошмар заканчивается, когда ты просыпаешься. От специалистов коллекторского агентства избавиться не так просто. Они будут преследовать вас днем и ночью, даже если вы (вот парадокс!) ничего и не должны банку. Достаточно, чтобы ваш телефон попал в базу данных. И все уверения в том, что вы все свои долги выплачиваете точно в срок, будут разбиваться о ледяную стену спокойствия коллектора. Сегодня каждый третий должник банка хоть раз просыпался от слов:"Здравствуйте,  я звоню Вам по вопросу Вашей задолженности!"

 

Кошмар заканчивается, когда ты просыпаешься. От специалистов коллекторского агентства избавиться не так просто. Они будут преследовать вас днем и ночью, даже если вы (вот парадокс!) ничего и не должны банку. Достаточно, чтобы ваш телефон попал в базу данных. И все уверения в том, что вы все свои долги выплачиваете точно в срок, будут разбиваться о ледяную стену спокойствия коллектора. Сегодня каждый третий должник банка хоть раз просыпался от слов: "Здравствуйте,  я звоню Вам по вопросу Вашей задолженности!"

Так и я, и днем, и ночью, отвечал несколько десятков раз на звонки безупречно вежливых (поначалу) коллекторов. Сначала я честно пытался объяснить, что ничего никому не должен, кредит брал один раз в своей жизни - на покупку куртки пять лет назад и давным-давно его погасил. Коллектор меня выслушивал, ждал, пока я выговорюсь, и начинал, что называется, "отрабатывать возражения". Как правило, козыряли тем, что против меня непременно будет возбуждено уголовное дело, имущество мое будет распродано на торгах, а сам я потеряю работу, семью, уважение в обществе. Особо религиозные коллекторы давили на христианские добродетели. Типа: "Нельзя же Рождество с долгами встречать!" Хорошо хоть, что не предлагали покаяться или купить религиозную литературу. Причем все мои возражения, что я ничего никому не должен, видимо, пропускались мимо ушей. Кончилось все тем, что я тоже стал отвечать дежурными фразами, особо не вслушиваясь в разговор. И звонки мало-помалу прекратились.

Впрочем, многим бывает не до смеха. Например, Светлана (имя изменено), жительница Новороссийска, задолжала крупному российскому банку. Кредит взяла на лечение мужа - ему требовалась дорогостоящая операция на сердце. Занять сумму в 600 тысяч рублей было не у кого,  еле насобирала  у родственников 100 тысяч.  За остальным пришлось обратиться в банк.  Несмотря на то, что женщина сумела найти необходимую сумму,  конечный результат был бессмысленным – муж не выдержал операции и умер. Она осталась одна, с несовершеннолетними детьми. Теперь и будни, и выходные, начинаются со звонков коллекторов. От них не скроешься у родственников, на работе - звонят и туда. В курсе проблем женщины, пожалуй, уже вся округа: коллекторы позвонили соседям, коллегам, начальству, родственникам. Страшнее всего для женщины постоянные угрозы, ведь каждый разговор неизбежно заканчивается напоминаниями о том, что задолженность растет, а значит, "отберем квартиру, заберем холодильник, посадим в тюрьму…".

Те, кто не сталкивался с "телефонными выбивателями долгов", могут недооценивать их. Напрасно. Это очень эффективная структура, несмотря на то, что действуют они дистанционно, на большом расстоянии. Воздействие коллекторов, прежде всего, психологическое. И его сила в каждодневном повторении. Это как своеобразная мантра, бесконечный аутотренинг, который в буквальном смысле "выжимает" из человека деньги. С кровью и потом, надо добавить. Вам когда-нибудь мешал уснуть писк комара? Казалось бы, обычное насекомое, и сделать-то ничего не может. Но, поворочавшись час, два, приходится вставать, включать свет, искать кровопийцу. А теперь представьте, что убить его нельзя, и он будет нудеть, пока вы не заплатите. Альтернативы нет.

"Это система, - говорит один из сотрудников коллекторского агентства, не назвавший своего имени. - И как всякая система, она жестока и не признает исключений. Бывали случаи, что на звонки отвечали, к примеру, дети. На наш вопрос отвечали: "А папы нет дома". Тогда мы "отрабатывали" детей. Чтобы, когда отец вернется с работы, они пошли и надавили на него. Чтобы он заплатил. Поступить иначе мы не можем: все наши разговоры фиксируются, и за отступление от правил переговоров постоянные штрафы".

Коллекторы не имеют права проявить элементарную человечность: тот, кто останется человеком на такой работе, из-за штрафов просто перестанет получать зарплату. Из-за этого постоянная текучка кадров. Откройте любой HR-сайт, там вы почти со стопроцентной вероятностью найдете вакансию коллектора. Впрочем, если абстрагироваться от морали, правовые основания коллекторских служб довольно шаткие.

Как правило, единственный закон, которым они оперируют в разговорах, является закон об агентском договоре (1005 статья ГК РФ). Закон звучит следующим образом: "По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки". О том, чего именно касается сделка, и кто может являться принципалом и агентом не сказано ничего. Как правило, люди, не особо подкованные в юридических нормах,  прислушиваются к этому закону. Вроде закон, и сделать ничего нельзя.

Но посмотрим теперь на  закон о персональных данных №152 ФЗ: "Операторами и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи". К слову, во 2-й части о коллекторах речи не идет.

Каким образом  коллекторы используют закон об агентском договоре, в обход другого законодательства – это вопрос, который мучает сегодня и Госдуму. Закон о коллекторских агентствах до сих пор не принят.

Парламентарии до сих пор спорят о целесообразности принятия такого закона, но банковское лобби очень сильно. Рынку финансовых услуг выгодно существование коллекторских агентств. Если продолжать аналогию, то это вовсе не "собиратели" (от англ. сollection), а настоящие "охотники за головами" (headhunters), действующие, как в вестернах, на грани (а иногда и за гранью) закона. И это эффективно. Они используют в работе 4 главных принципа: назойливость, убеждение, давление и хитрость. Причем последовательно. Цель — создать вокруг должника максимальный психологический дискомфорт.

К слову, "курс молодого коллектора"  - всего несколько дней. И это, в основном, техническое обучение, ограничивающееся в зазубривании ответов на возможные возражения телефонного собеседника. Когда такой "молодой боец" сталкивается с юридически грамотным должником, он либо сваливается в откровенные угрозы, либо нервно начинает "сворачивать разговор", это уже зависит от уровня культуры. Но, как правило, люди боятся возражать, боятся заявлять о собственных правах, боятся жаловаться в правоохранительные органы.

Если коллектор угрожает вам, если начинает повышать на вас голос, "давить" - это преступление, 163 статья УК РФ "вымогательство". Записывайте разговор, обращайтесь в полицию, подайте в суд на коллекторское агентство, выигрывайте. Только так можно сформировать у "выбивателей долгов" осознание того, что люди готовы отстаивать свои права. Только так можно победить телефонное хамство, угрозы и беспринципность. Закон на вашей стороне.

Павел Ремнев

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19030.html