OmskZdes.ru

Статьи • 2 июня 2011, 11:56

Ирина Прозорова

Автор: Татьяна Шкирина

 

Отчет о реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие системы образования Омской области (2010 – 2014 годы)» за 2010 год

 

Отчет о реализации долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие системы образования Омской области (2010 – 2014 годы)» за 2010 год



Представляемый отчет обусловлен необходимостью:

- подвести итоги образовательной политики прошедшего 2010 года;

- оценить наши совместные достижения в сфере образования;

- проанализировать неудачи, выработать механизмы совместных действий и установить новые плановые показатели результативности и эффективности функционирования и развития региональной системы образования.

Остановлюсь на основных направлениях реализации программы в 2010 году.

1. Первое направление. Реализация проекта «Современная школа» в рамках национальной президентской инициативы «Наша новая школа».

Реализация национальной инициативы предусматривает комплексный подход к решению поставленных задач на областном, муниципальном и школьном уровнях, в том числе требующих финансового или иного организационного участия власти.

Реализация инициативы осуществляется в соответствии с рассматриваемой областной целевой программой, а также планами действий Правительства области на 2010 – 2011 годы, ведомственными целевыми программами.

Общий объем средств, запланированных в программе на 2010 год на цели развития школ области составляет более 190,5 млн. рублей.

Сопутствующие непрограммные расходы областного бюджета в 2010 году составили 930,8 млн. рублей.

Выделенные из областного бюджета 147 млн. 733 тыс. рублей освоены.

Доп. информация: 3 млн. рублей выделенных из областного бюджета средств не освоены в связи с объективной причиной - экономия денежных средств по результатам проведенных аукционов.

Средства направлены на:

- обеспечение школ доступом к сети Интернет;

- организацию ежедневного горячего питания всех школьников;

- материально-техническое оснащение школ холодильным и технологическим оборудованием, транспортными средствами, программно-техническими средствами для контентной фильтрации;

- обеспечение всех малокомплектных школ области средствами обучения;

- материально-техническое оснащение школы-новостройки в Знаменском муниципальном районе;

- на организацию и проведение государственной итоговой аттестации школьников в новой форме, введенной федеральным законодательством.

На реализацию отдельных мероприятий первого раздела привлечены средства федерального, местных бюджетов, внебюджетных источников, в том числе:

- на внедрение в школах инновационных образовательных программ;

- на обеспечение школ компьютерным оборудованием, электронными средствами обучения и учебным оборудованием.

Остановлюсь на результатах и соответствующих показателях эффективности программных мероприятий «Наша новая школа».

1. Первое. 95,9 % образовательных учреждений общего образования Омской области прошли государственную аккредитацию, следовательно, подтвердили государственный статус – то есть соответствие условий для организации образовательного процесса и качества предоставляемых образовательных услуг установленным федеральным нормам и требованиям.

По данным общероссийского мониторинга школьной инфраструктуры Омская область вошла в пятерку лучших регионов в Российской Федерации по направлениям:

1) создание оптимальной системы организации школьного питания;

2) рост количества школьников, обучающихся в современных условиях;

3) улучшение качества общего образования на третьей ступени обучения за счет введения профильногообучения.

2. Второе. Содержание образования.

Внедрение инновационных программ в образовательный процесс школ области организовано.

179 школ работают в составе инновационных комплексов федеральных государственных образовательных стандартов.

С 1 сентября 2010 года в 66 школах внедрен новый стандарт для младших школьников.

3. Третье. Индикатором внешней оценки качества образования являются результаты единого государственного экзамена.

Доля выпускников школ области, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, составила в 2010 году 99 %.

В 2010 году на 53 % увеличилось количество выпускников, получивших по результатам единого государственного экзамена 100 баллов.

Считаем, что бюджетные вложения настолько эффективны и результативны, насколько доступно детям качественное образование.

Решению проблемы качественного образования детей, живущих в отдалённых селах, способствует реализация программного мероприятия - организация подвоза школьников к месту обучения и индивидуально-дистантное образование.

В 2010 году за счет средств областного и федерального бюджетов закуплено 69 единиц транспортных средств на общую сумму 43,7 млн. рублей. В результате произведена замена части изношенных школьных автобусов, несоответствующих требованиям ГОСТа, на новые, отвечающие всем требованиям и правилам перевозки детей по специальным маршрутам.

Посредством программно-целевого финансирования школы области приступили к организации индивидуально-дистантного образования детей, что, в свою очередь, затратно, но имеет безусловный социально-экономический эффект в будущем.

4. Четвертое.

В 2010 году на 20 % увеличена доля муниципальных образовательных учреждений общего образования внедряющих информационно-коммуникационные технологии в образовательный процесс.

В 2010 году к ресурсам сети Интернет подключены 100 % малокомплектных школ, следовательно, обеспечена доступность качественного образования для 2,5 тысяч детей, проживающих в удаленных сельских поселениях области.

5. Следующее, пятое направление.

Реализация программного мероприятия по организованному питанию школьников в Омской области результативно.

В 2010 году организовано питание 99,1 % школьников, в том числе «горячее» - 78 %.

Омская область занимает второе в Сибирском федеральном округе место по количеству функционирующих современных школьных столовых. Это 63,9 % школ. (Первое место – Республика Бурятия).

Во всех муниципальных районах Омской области и в городе Омске реализуются целевые программы, направленные на совершенствование системы организации питания обучающихся.

Обеспечивается:

1) сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание детей, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные;

2) реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

3) разработка и реализация индивидуальных программ развития здоровья школьников.

Наиболее эффективные муниципальные целевые программы, представленные Омским, Саргатским, Черлакским муниципальными районами Омской области и г. Омск, получили государственную поддержку из областного бюджета в размере 600 тыс. рублей.

Дополнительная информация: Необходимо учитывать, что сложившаяся демографическая ситуация во многом определяет особенности и тенденции оптимизации сети школ, рационализации кадровых ресурсов. Численность обучающихся школ за период с 2008 по 2010 год снизилась почти на 5 тысяч детей.

С учетом климатических условий, федеральных требований о пешей доступности образовательных учреждений сохранены 48 % малокомплектных школ области.

Сказанное не означает стремление нивелировать важные идеи повышения финансово-экономической эффективности системы.

Система образования Омской области пошла по пути сокращения неэффективных расходов посредством перераспределения непрофильных системе образования услуг.

В результате оптимизации сети учреждений в нашей области превышен среднероссийский показатель наполняемости классов в городской местности.

Областная система общего образования приблизилась к среднероссийскому показателю в сельской местности.

Показатели наполняемости классов в 2010 году составили 23,8 человек и 12,6 человек, в 2011 году ожидаются на уровне 23,9 человек и 12,7 человек в школах, расположенных на территории городских и сельских поселений соответственно.

Численность школьников на одного учителя в 2010 году составила 14,3. На 2011 год прогнозируется значение показателя численности учеников, приходящихся на одного учителя, – 14,4.

В 2009-2010 годах в целях снижения объема неэффективных расходов, связанных с избыточным количеством прочего персонала, во всех муниципальных образованиях Омской области созданы специализированные бюджетные учреждения по централизованному бюджетному учету, хозяйственному обслуживанию и методическому обеспечению муниципальных образовательных учреждений.

В эти специализированные центры переведены более 7 тысяч единиц младшего обслуживающего персонала.

В 2009 году снижение объема неэффективных расходов по сравнению с 2008 годом составило 23,5 % (380,9 млн. рублей), в 2010 году по расчетным данным сокращение неэффективных расходов составило 57,4 % (712,2 млн. рублей).

Посредством оптимизации сети образовательных учреждений Омской области общего образования, сокращения неэффективных расходов в сфере образования, концентрации кадровых, материально-технических, финансовых средств в 2010 году обеспечено формирование опорных (базовых) школ – культурно-образовательных центров, обеспечивающих организацию образовательного процесса на современном уровне в каждом муниципальном районе Омской области. Их расположение оптимально с точки зрения территориальной доступности.

Считаем необходимым продолжение реализации Программы развития образования по всем мероприятиям, предусмотренным в первом разделе «Современная школа», направленных на:

1) обеспечение дальнейшей системной модернизации школ, в том числе:

- развитие школьной инфраструктуры;

- отработку эффективных механизмов подвоза обучающихся к месту обучения;

- усиления охраны общеобразовательных учреждений;

- внедрения системы оказания государственных и муниципальных услуг в сфере общего образования в электронной форме, расширение практики использования механизмов «обратной связи» с потребителями данных услуг, активизации работы общественных приемных общеобразовательных учреждений, модернизации Интернет-сайтов в сфере общего образования;

2) рациональной концентрации материально-технических и кадровых ресурсов системы общего образования Омской области посредством дальнейшего развития базовых ресурсных культурно-образовательных центров, обеспечивающих доступность качественных образовательных услуг на территории каждого муниципального района Омской области;

3) развитие сбалансированного, сетевого профильного обучения обучающихся общеобразовательных учреждений, способствующего повышению учебной успешности, снижению издержек, связанных с ошибочным выбором профессии (специальности).

На эти цели на 2011 год в программе и, соответственно, в областном бюджете запланировано 126,1 млн. рублей.

2. Второй раздел программы посвящен развитию системы дошкольного образования Омской области.

Развитие системы дошкольного образования осуществляется в соответствии с представляемой программой, Планом действий, утвержденным Правительством Омской области в октябре 2010 года, а также постановлениями Правительства Омской области о предоставлении субсидий местным бюджетам на данные цели.

Общий объем средств, запланированных в программе на 2010 год на цели развития дошкольного образования, составляет 37 млн. 632 тыс . рублей. Выделено 5 млн. 900 тыс. рублей, в том числе в рамках программы 5 млн. 900 тыс. рублей. Выделенные средства освоены.

Дополнительная информация: 340,3 тыс. рублей выделенных средств сэкономлено по результатам проведенных аукционов.

В 2010 году на развитие дошкольных образовательных учреждений из областного бюджета были выделены дополнительные средства. В областном законе о бюджете на 2010 год они были предусмотрены как непрограммные расходы, в связи с необходимостью их оперативного расходования для открытия с 1 января 2011 года дополнительных групп дошкольного образования. В 2011 году все денежные средства на данные цели предусмотрены в областном бюджете как программные расходы.

Доложу о результатах развития системы дошкольного образования, суммируя программные и непрограммные расходы областного бюджета.

Средства направлены на:

1) 5 млн. 590 тыс. рублей на ремонт и материально-техническое оснащение дошкольных групп в школах и детских садах;

2) 65 тыс. рублей на компенсацию затрат родителей, воспитывающих детей-инвалидов на дому (14 семей);

3) 1 млн. 725 тыс. рублей на введение в эксплуатацию двух детских садов:

- на 160 мест в Калачинском муниципальном районе;

- на 120 мест в Черлакском муниципальном районе.

Всего за счет финансового обеспечения из областного, местных бюджетов и внебюджетных источников строительства, реконструкции и ремонта зданий в 2010 году открыто 87 групп дошкольного образования на 1740 мест. Планомерная и систематическая работа по обеспечению доступности дошкольного образования позволила снять вопросы очередности в дошкольных образовательных учреждениях Полтавского, Седельниковского, Шербакульского, Оконешниковского муниципальных районов Омской области.

Современными материально-техническими средствами (включая спорт, учебный, мягкий и хозяйственный инвентарь) укомплектованы 15 групп дошкольного образования в 14 детских садах.

Предоставлены субсидии из областного бюджета негосударственному детскому саду на открытие дополнительных 96 мест в объеме 9 млн. рублей.

В 2010 году доля детей в возрасте до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугуи (или) услугу по их содержанию в образовательных учреждениях дошкольного образования, организациях различной организационно правовой формы и формы собственности, увеличилась на 1,3 %.

На реализацию программных мероприятий по развитию системы дошкольного образования привлечены средства местных бюджетов на:

- обеспечение детских садов медицинским оборудованием;

- внедрение инновационных образовательных программ дошкольного образования.

Проблема обеспечения доступности дошкольного образования не решена.

В шести районах зафиксирован крайне низкий показатель охвата – менее 50 %. Это Тюкалинский, Саргатский, Нижнеомский, Горьковский, Москаленский, Калачинский.

Особо остро проблема дошкольного образования стоит в городе Омске.

До сведения населения города Омска органами местного самоуправления доводится противоречивая информация, не соответствующая данным официальной отчетности.

Администрация города Омска представляет данные об открытии за период с 2010 – 2011 годы более 4 тыс. мест.

При этом согласно официальной информации департамента образования Администрации города Омска за период с 2010 года по 6 мая 2011 года открыто вдвое меньше - 1020 мест.

С 2000 года Администрацией города Омска не произведены и не запланированы капитальные вложения в строительство детских садов.

С октября 2010 года не приняты меры по реконструкции безвозмездно переданного Правительством Омской области в муниципальную собственность здания бывшего бюджетного образовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 3 VIII вида» по адресу: г. Омск, ул. Энтузиастов, д. 17 А для открытия не менее 4 групп дошкольников.

Функционирующая сеть муниципальных детских садов не в полной мере соответствует санитарно-эпидемиологическим и противопожарным требованиям, что подтверждается отсутствием лицензии на право осуществления образовательной деятельности у 18,7 % детских садов города Омска.

Широко декларируемые программные мероприятия по реконструкции помещений школ под открытие дошкольных групп – бесперспективны и чреваты негативными последствиями возникновения дефицита учебных мест.

С учетом демографических показателей за период с 2010 года по 2013 год прогнозируемый прирост классов-комплектов в школах города Омска составит 189 единиц, что потребует возврата приспосабливаемых под дошкольное образование площадей школ или введения двух-трех-сменного обучения школьников.

Заявления Администрации города Омска о том, что дефицит мест в детские сады города Омска составляет только 6804 единицы – абсурден, поскольку не реализовано право 35 895 детей в возрасте от двух месяцев до семи лет, стоящих на очереди, на зачисление в детский сад.

Даже при условии реализации в 2011 году в полном объеме всех программных мероприятий, запланированных Администрацией города Омска, количество дополнительно открытых мест составит только 2480 единиц (7,3 % от количества детей, уже сегодня состоящих на очереди), что абсолютно нивелируется ростом очередности детей в 2011 году на 15,9 % по отношению к показателю 2010 года.

Демографические показатели рождаемости детей позволяют прогнозировать дальнейший рост очередности. Уже к 2013 году она достигнет критической отметки в городе Омске – 44, 5 тыс. детей.

Учитывая важность дошкольного образования для социального и экономического развития нашего региона, предлагается продолжить реализацию программных мероприятий в 2011 и последующие годы.

Министерством образования Омской области совместно с органами местного самоуправления города Омска будет продолжена работа по:

- увеличению сети и укреплению материально-технической базы детских садов;

- созданию в детских садах безопасных условий для воспитания и обучения детей;

- развитию специальных (коррекционных) детских садов, для воспитанников, имеющих ограниченные возможности здоровья.

На цели повышения доступности дошкольного образования в программе на 2011 год запланировано 252 млн. рублей.

Сегодня федеральное и областное законодательство позволяет внедрять вариативные формы организации дошкольного образования.

Запланировано дальнейшее субсидирование негосударственных детских садов на открытие мест дошкольного образования в 2011 и последующие годы.

Мы ставим задачу повышения эффективности использования государственных инвестиций. Бюджетные инвестиции на развитие негосударственного дошкольного образования должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в сферу дошкольного образования.

3. Третий раздел программы - развитие образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов

Общий объем средств, запланированных в программе на 2010 год на цели развития профессиональных учебных заведений составляет 25 млн. 403 тыс. рублей. Средства на реализацию мероприятий из областного бюджета не выделены.

В отсутствие бюджетного финансирования привлечены средства федерального бюджета и внебюджетные источники на развитие областных учреждений начального и среднего профессионального образования.

Так, в 2010 году четырем профессиональным училищам и Омскому механико-технологическому техникуму на реализацию инновационных образовательных программ подготовки рабочих передано предприятиями различных форм собственности производственное оборудование на условиях договора аренды на общую сумму 145 млн. рублей.

125,8 млн. рублей выделено из федерального бюджета на приобретение современного технологического оборудования, лабораторных комплексов, универсальных тренажеров для оснащения учебно-производственных мастерских профессиональных училищ.

Внебюджетные средства в объеме 2 млн. рублей, привлеченные профессиональными училищами области, направлены на обеспечение мебелью, холодильным, технологическим оборудованием и инвентарем.

За счет внебюджетных источников также проведены запланированные программой обучающие семинары, региональные научно-практические конференции, методические объединения, форумы, конкурсы, обеспечено участие преподавателей, студентов и аспирантов в аналогичных межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях.

Сегодня система профессионального образования Омской области представлена совокупностью взаимодействующих 116 учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Учебно-материальная база учреждений позволяет вести подготовку рабочих кадров и специалистов всех отраслей экономики по 68 профессиям и 365 специальностям.

Учитывая, что результативность деятельности профессиональных учебных заведений измеряется не статистикой реализуемых программ и перечней специальностей, а показателями социализации выпускников, предлагаю рассмотреть вопрос трудоустройства выпускников.

В 2010 году доля выпускников областных профессиональных училищ, трудоустроенных по полученной профессии в первый год после окончания учебного заведения увеличилась на 2 % и составила 68 % от общего количества выпускников.

В среднем профессиональном образовании рост количества трудоустроенных выпускников по сравнению с 2009 годом составил 3,3 %, показатель трудоустройства – 66,5 %.

Необходимо отметить, что показатели трудоустройства выпускников Омской области превышают уровень трудоустройства по Сибирскому федеральному округу в начальном профессиональном образовании почти на 7 %, в среднем профессиональном образовании – на 9 %.

В целом занятость выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования обеспечивается практически до 100 % с учетом направления выпускников на дальнейшее повышение профессионального уровня в учреждения среднего и высшего профессионального образования и призыва на службу в Вооруженные Силы Российской Федерации.

В Омской области осуществляется последовательная реализация правительственного плана действий по структурному реформированию профессиональной образовательной системы посредством создания ресурсных центров подготовки рабочих кадров и специалистов для машиностроительного, строительного, нефтехимического, агропромышленного комплексов и сферы обслуживания Омской области.

Мы отказались от внутриведомственных подходов к развитию профессионального образования, обеспечивается активное взаимодействие учебных заведений с хозяйственными субъектами.

За период с 2007 по 2010 год реорганизовано 28 областных учреждений начального и среднего профессионального образования. Результатом реорганизации стали двухуровневые, многопрофильные и специализированные ресурсные центры профессионального образования, на базе которых создаются средние специальные двухуровневые учебные заведения – техникумы и лицеи в сфере машиностроения, радиоэлектроники, строительства, сельского хозяйства и нефтехимии.

Прекращена подготовка невостребованных на рынке труда рабочих кадров и специалистов в сфере обслуживания, открыты новые специальности в сфере строительства и машиностроения.

В областных ресурсных центрах за счет средств федерального и областного бюджетов сконцентрирована учебно-материальная база и кадровые ресурсы, что позволило обеспечить:

1) стопроцентную наполняемость обучающимися, повышение показателя численности обучающихся в расчете на одного работника с 3 до 9 человек;

2) стопроцентную обеспеченность педкадрами с высшим профессиональным образованием и квалификационной категорией;

3) исключение дублирования бюджетных услуг в сфере профессионального образования и снижение неэффективных бюджетных затрат.

На 2011 и последующие годы запланировано:

- дальнейшее развитие ресурсных центров в целях обеспечения планомерного удовлетворения потребности региона на срочную и среднесрочную перспективу в рабочих кадрах и специалистах в соответствующих сферах.

- обеспечение учреждений профессионального образования высококвалифицированными педагогическими, инженерно-педагогическими кадрами;

- укрепление социальных и производственных связей учреждений профессионального образования с хозяйствующими субъектами;

- поэтапное внедрение во всех учреждениях профессионального образования федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения, базирующихся на модульно-компетентностном подходе.

В настоящее время с федеральными органами законодательной и исполнительной власти прорабатывается внесенное Правительством Омской области предложение по вопросу предоставления субъектам Российской Федерации полномочий создания универсальных профессиональных колледжей регионального значения, реализующих преемственные программы общего образования, среднего профессионального образования, программы бакалавриата и дополнительного образования;

Это предложение поддержано на федеральном уровне, учтено в новом федеральном законопроекте об образовании в Российской Федерации.


4. Остановлюсь на вопросе реализации в 2010 году четвертого направления программы - обеспечение безопасности участников образовательного процесса.

Общий объем средств, выделенных из областного бюджета в 2010 году на данные цели, составил 157 млн. 331 тыс. рублей, в том числе по программе – 31,9 млн. рублей.

Дополнительная информация: В октябре – декабре 2010 года на данные цели из областного бюджета выделены дополнительные средства, предусмотренные в бюджете как непрограммные расходы в связи с необходимостью их оперативного распределения и расходования.

Средства направлены:

1) 11,8 млн. рублей на капитальный ремонт и установку систем пожарной безопасности в областных образовательных учреждениях;

2) 9,8 млн. рублей на ремонт зданий 448 муниципальных образовательных учреждений;

3) 8,2 млн. рублей на материально-техническое оснащение муниципальных образовательных учреждений;

4) 1,2 млн. рублей направлено на ремонт зданий муниципальных учреждений для открытия 16 групп дошкольного образования для 320 детей из сельских муниципальных образований;

5) 86,5 тыс. рублей направлено на организацию проведения мероприятий с детьми по вопросам безопасности, обеспечено участие школьников из 32 районов области во всероссийских мероприятиях «Безопасное колесо», в учебно-полевых сборах юношей на базе пришкольных лагерей, воинских частей Омской области;

6) 560,5 тыс. рублей направлено из областного бюджета на поощрение образовательных учреждений, показавших лучшие результаты подготовки зданий к началу учебного года.

Работа по данному направлению должна быть продолжена, необходимо постоянно совершенствовать условия для образовательного и воспитательного процесса.

В 2011 году традиционно в рамках подготовки учебных заведений к учебному году будут реализованы программные мероприятия по:

- обеспечению надлежащей охраны образовательных учреждений;

- оснащению образовательных учреждений средствами противопожарной и противокриминальной защиты.

5. Согласно пятому разделу программы в 2010 году проводилась работа по информатизации системы образования Омской области.

Общий объем средств, запланированных в программе на 2010 год на эти цели, составляет 9 млн. 252 тыс. рублей. Выделено из областного бюджета 868,3 тыс. рублей, освоено 838,3 тыс. рублей.

Дополнительная информация: 29,9 тыс. рублей сэкономлено по результатам аукциона.

Привлечены внебюджетные источники на реализацию программных мероприятий по этому разделу в объеме 450 тыс. рублей

Средства направлены:

1) на материально-техническое оснащение ресурсных центров информатизации на базе трех областных профессиональных училищ в объеме 50 тыс. рублей;

2) на организацию конкурсов телекоммуникационных проектов, функционирование виртуальных методических объединений, видеосеминаров, форумов;

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2010 году начато внедрение в общеобразовательных учреждениях пакета свободного программного обеспечения.

На базе общеобразовательных учреждений и ресурсных центров информатизации создано 870 опытных зон по использованию данного пакета свободного программного обеспечения, подготовлены специалисты всех муниципальных районов Омской области.

В отсутствие бюджетного финансирования привлечены внебюджетные источники в объеме 300 тыс. рублей на приобретение компьютеров для профессиональных училищ области.

Средства областного бюджета в объеме 838,4 тыс. рублей направлены на обеспечение доступа всех государственных учреждений области (профессиональных училищ, детских домов, школ-интернатов, вечерних сменных школ, кадетского корпуса) к ресурсам сети Интернет. Затраты на трафик компенсированы в полном объеме.

Процесс информатизации образовательных учреждений должен быть продолжен. На реализацию программных мероприятий по обеспечению доступа образовательных учреждений к современным информационным ресурсам и средствам обучения в 2011 году планируется направить 12 млн. 803 тыс. рублей.


6. Следующий раздел программы - развитие кадрового потенциала системы образования Омской области

Ресурсная перестройка системы образования, переход на новые стандарты, внедрение новых финансово-экономических механизмов требует соответствующих управленческих и педагогических кадров, масштабного и сконцентрированного во времени повышения квалификации персонала.

Общий объем средств, запланированных в программе на 2010 год на цели развития кадрового потенциала системы составляет 13 млн. 346,1 тыс. рублей. Из областного бюджета на данные цели выделено 11 млн. 567,1 тыс. рублей.

Дополнительная информация: Не освоены 85,1 тыс. рублей, из них 71,5 рублей в связи с поступлением от молодых специалистов меньшего, чем было запланировано, количества заявок на получение мер социальной поддержки на профессиональное развитие, 13,6 по результатам проведенных аукционов.

Реализация программных мероприятий в 2010 году позволила:

1) обеспечить поощрение 16 лучших учителей Омской области по результатам федерального конкурсного отбора в размере 294 тыс. рублей (в том числе 94 тыс. за счет средств областного бюджета);

2) организовать переподготовку, повышения квалификации 8,8 тыс. педагогов Омской области;

3) обеспечить выплату 219 молодым специалистам из сельской местности денежных пособий на хозяйственное обзаведение, строительство или приобретение жилья;

4) обеспечить государственную поддержку на профессиональное развитие 565 молодым специалистам в размере 6,5 тыс. рублей.

3,5 тыс. педагогов Омской области в 2010 году по результатам аттестации получили высшую или первую квалификационную категорию.

Почти 11 тыс. педагогов области приняли участие в областных, межрегиональных, всероссийских мероприятиях и конкурсах профессионального мастерства.

В 2010 году в образовательные учреждения Омской области трудоустроены 660 молодых специалистов, в том числе 375 молодых специалистов - в сельские учреждения.

Доля молодых специалистов образовательных учреждений Омской области увеличена в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 1,4 % и составила 10,5 %.

По данным федерального мониторинга «Наша новая школа» Омская область занимает первое в Сибирском федеральном округе место по показателям доли управленческих и педагогических кадров школ, прошедших повышение квалификации для работы по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

В рамках рассматриваемой программы в 2011 и последующие годы нам предстоит последовательное решение задач совершенствования кадрового потенциала системы:

- совершенствование технологий и методик аттестации педагогических работников образовательных учреждений, расположенных на территории Омской области (далее – образовательные учреждения), оценки и стимулирования качества их труда;

- привлечение молодых специалистов для работы в образовательных учреждениях посредством реализации предусмотренных областным законодательством мер социальной поддержки, организации стажировки студентов старших курсов высших и средних учебных заведений, расположенных на территории Омской области, на базе общеобразовательных учреждений, детских садов и учреждений профессионального образования;

11) совершенствование системы целевой подготовки педагогических работников в высших и срених учебных заведениях, расположенных на территории Омской области;

12) срочное, среднесрочное и долгосрочное планирование повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных учреждений.

На данные цели в рассматриваемой программе и, соответственно, в областном бюджете запланировано на 2011 год 19 млн. 580,1 тыс. рублей.

Раздел 7 программы предусматривает мероприятия по обеспечению системы образования Омской области учебной, методической литературой, печатными изданиями.

Всего на данные цели в программе на 2010 год предусмотрено областное финансирование в объеме 15 млн. 909 тыс. рублей. Выделено в рамках программы 196 тыс. рублей, освоено 194,3 тыс. рублей.

Выделенные средства направлены на издание ежемесячной газеты «Большая перемена», журнала «Образование Омской области», различных информационных сборников, справочников, атласов.

На программные мероприятия привлечены средства местных бюджетов и внебюджетные источники.

Так, за счет средств местных бюджетов закуплены учебники для муниципальных школ на сумму 649 тыс. рублей.

220 тыс. рублей внебюджетных средств освоено областными учреждениями начального и среднего профессионального образования на приобретение учебников и учебных пособий.

Основной объем средств областного бюджета на пополнение фондов школьных библиотек направлен местным бюджетам в форме субвенций на организацию образовательного процесса, а также отдельной субвенции местным бюджетам, предоставленной на реализацию органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению учебниками детей из многодетных семей.

В связи с переходом муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 сентября 2011 года на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования из областного бюджета дополнительно выделено 16 864 тыс. рублей на приобретение новых учебников для будущих первоклассников.

Активно в образовательных учреждениях нашего региона внедряются электронные учебники.

По данным федерального мониторинга «Наша новая школа» Омская область занимает первое в Сибирском федеральном округе место по показателям:

1) удельного веса школьников, имеющих возможность пользоваться современными медиатеками;

2) доступа школьников в читальные залы;

3) наличию в школах оборудования для сканирования текстов.

Работа по данному направлению организации образовательного процесса должна быть продолжена.

В целях повышения уровня обеспеченности с 1 января 2011 года на 86,5 % увеличен норматив финансирования расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды в расчете на каждого школьника.

До 1 сентября 2011 года запланировано обеспечение образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями для пополнения фондов библиотек (на данные цели предусмотрено 15155,8 тыс. рублей).

На 2011 и последующие годы мы ставим задачу обеспечения всех школьников области к современными электронными средствами обучения, поскольку 100 % школ области, включая малокомплектные, имеют компьютерное оборудование и доступ к сети Интернет.

Ставим также задачу организации сетевого взаимодействия с учреждениями культуры области для обеспечения доступа каждого ребенка к современным ресурсам.

8. Особый восьмой раздел программы – жизнеустройство детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Всего на данные цели в программе на 2010 год предусмотрено областное финансирование в объеме 7 млн. 871 тыс. рублей. Выделено из бюджета области 587,5 тыс. рублей, в том числе 587,5 тыс. рублей на программные мероприятия.

Дополнительная информация: 61,6 тыс. рублей - экономия средств по результатам проведения аукционов.

Выделенные средства направлены на:

- организацию дистанционного образования детей-инвалидов, не посещающих школу по состоянию здоровья;

- организацию и проведение областных праздничных, творческих и спортивных мероприятий для детей особой заботы;

- издание информационного сборника по вопросу устройства детей-сирот на воспитание в замещающую семью.

Финансовое обеспечение жизнеустройства детей, нуждающихся в особой помощи государства, осуществляется за счет средств областного бюджета, предусмотренных в форме субвенции местным бюджетам на реализацию государственных полномочий, в форме ассигнований на реализацию дополнительных мероприятий, предусмотренных программой, а также в форме ассигнований на содержание подведомственных детских домов и школ-интернатов.

О результативности работы по данному направлению говорят данные официальной статистики.

В области наблюдается ежегодное значительное снижение количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2008 года количество выявленных сирот сократилось на 37,5 %.

Сохраняется высокий процент семейного устройства сирот (в 2008 году в семьи устроены – 76 % сирот, в 2009 году - 80%, в 2010 году - 82,4%). Таким образом обеспечивается семейное устройство не менее 8 из 10 выявленных детей-сирот.

Опека (попечительство) является наиболее распространенной формой семейного устройства в Омской области. Более 7 тыс. детей-сирот воспитываются в семьях опекунов (20,5 % из них в семьях неродственников).

Активно на территории Омской области развивается институт приемной семьи.

С 2008 года количество приемных семей увеличилось на 233 семьи, на 476 детей. На сегодняшний день в регионе 383 приемные семьи, в которых воспитываются 966 детей.

Об эффективной государственной политике по семейному устройству детей-сирот свидетельствует сокращение численности воспитанников детских домов.

Реализация программных мероприятий по направлению жизнеустройство детей, нуждающихся в особой заботе будет продолжена в 2011 году. 17 млн. рублей предусмотрено законом об областном бюджете на 2011 год на эти цели.

Запланировано:

1) дальнейшее развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ускорение темпов обеспечения жилыми помещениями;

3) развитие ресурсных центров информатизации образования, осуществляющих обучение детей-инвалидов на основе дистанционных технологий, оказание методической, консультационной, технической поддержки родителям (законным представителям) детей-инвалидов;

4) совершенствование материально-технического оснащения детских домов и школ-интернатов учебным, игровым оборудованием, средствами бытового назначения, соответствующими современным нормам и требованиям;

5) совершенствование системы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и школ-интернатов.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации с 1 июня 2011 года начнут функционировать Центры постинтернатного сопровождения выпускников детских домов на базе четырех областных детских домов;

6) формирование системы патроната семьи в целях своевременного оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, предотвращения социального сиротства посредством:

- своевременного выявления основных причин семейного и детского неблагополучия и наличия у семьи ресурсов и способности для осуществления позитивных изменений в функционировании семьи;

- восстановления способности семьи к безопасному воспитанию ребенка, взаимодействию с социальным окружением;

- предоставления социальной и социально-психологической помощи родителям и другим членам семьи.

В сфере коррекционного образования в 2011 и последующие годы в рамках рассматриваемой программы планируется продолжить реализацию программных мероприятий по:

- созданию условий для обучения детей со сложными комплексными дефектами в системе специального (коррекционного) образования;

- развитию и обеспечению доступности вариативных форм образования, дистанционных Интернет-технологий обучения;

- созданию условий для интеграции общего и коррекционного образования.

9. Заключительный девятый раздел программы предусматривает мероприятия по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.

Всего на данные цели в программе на 2010 год предусмотрено областное финансирование в объеме 6 млн. 817 тыс. рублей. Выделено 2 млн. 65 тыс. рублей, освоено 2 млн. 60 тыс. рублей.

Выделенные средства направлены на:

- организацию и проведение областного этапа всероссийской олимпиады школьников. Количество победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников составило 15 человек, что соответствует второму результату по Сибирскому федеральному округу. (Первое место – Новосибирская область)

- организацию участия школьников области в межрегиональных, всероссийских, международных олимпиадах и учебно-тренировочных сборах (в 2010 году в рамках мероприятий Программы 86 победителей и призеров международных, всероссийских и межрегиональных олимпиад, творческих конкурсов, спортивных состязаний получили государственную поддержку в форме гранта.

37 % обучающихся учреждений области, участвовавших во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, стали победителями и призерами;

30 % школьников области участвуют во всероссийских олимпиадах при поддержке областного центра олимпиадного движения):

- реализацию совместно с Министерством культуры и Министерством по делам молодежи, физической культуры и спорта конкурсных и праздничных мероприятий в рамках всероссийских проектов;

- поощрение премиями Губернатора Омской области 216 талантливых детей, показавших успехи в учении, спорте или творчестве.

За счет средств спонсоров (350 тыс. рублей) организованы конкурсы и олимпиады профессионального мастерства по различным рабочим профессиям и специальностям для обучающихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования.

Ежегодно увеличивается охват детей дополнительным образованием. В 2010 году он достиг 75,5 % за счет увеличения количества кружков, детских объединений, открытия учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в Усть-Ишимском, Седельниковском муниципальных районах.

По данным федерального мониторинга «Наша новая школа» Омская область в Сибирском федеральном округе занимает:

- первое место по показателю: «удельный вес численности детей школьного возраста, имеющих возможности получать доступные качественные услуги дополнительного образования»;

- первое место по показателю: «удельный вес численности обучающихся, которым созданы условия для занятий творчеством в современно оборудованными помещениями студий»;

- первое место по показателю удельного веса школьников, которым созданы условия для занятий физической культурой;

- первое место по показателю удельного веса обучающихся, которым предоставлена возможность пользоваться спортивными площадками для реализации программы «Легкая атлетика».

Современный этап развития дополнительного образования строится с учетом достижений и проблем, возникших в процессе перехода системы образования на новый качественный уровень.

В 2011 и последующие годы посредством представляемой программы нам предстоит решение задачи формирования оптимальной, интегрированной сети учреждений общего и дополнительного образования, способной создавать культуросообразную среду, соответствующую потребностям развития детей, в том числе:

- развитие сетевого олимпиадного сообщества, объединяющего различные группы обучающихся, группы научных наставников;

- развитие электронных ресурсов для информационно-методической поддержки работы с детьми;

- проведение интернет-олимпиад;

- внедрение дистанционных форм обучения талантливых детей и молодежи.

- сетевое взаимодействие образовательных учреждений с учреждениями культуры, физической культуры и спорта, расположенными на территории Омской области, для обеспечения доступа каждого обучающегося к современным ресурсам системы дополнительного образования и досуга детей;

- существенное увеличение объема спортивной работы в общеобразовательных учреждениях во внеурочное время;

- совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий для всех категорий обучающихся и студентов;

- обеспечение доступности объектов спорта для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья;

- развитие студенческого спорта, включая создание спортивных клубов и оказание информационной поддержки развитию студенческого спорта, проведение универсиад по зимним и летним видам спорта.

На реализацию программных мероприятий по девятому разделу в целом запланированы расходы областного бюджета в объеме 38 млн. рублей, в том числе на 2011 год – 7 млн. 300 тыс. рублей.

Подводя итоги реализации в 2010 году программы развития образования, считаю необходимым отметить, что, несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов, которыми мы располагали, развитие региональной системы образования осуществлялось по всем ее составляющим.

100 % бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы, освоено по целевому назначению.

Рациональное расходование выделенных бюджетных средств позволило обеспечить максимально возможное выполнение мероприятий Программы при заданном объеме финансирования.

В 2010 году на реализацию мероприятий Программы привлечены средства федерального и местных бюджетов городского округа и муниципальных районов Омской области.

Софинансирование мероприятий Программы из федерального бюджета составило 192,4 млн. рублей.

Дополнительная информация:

Неосвоение в 2010 году бюджетных средств в объеме 3692,2 тыс. рублей обусловлено объективными причинами:

1) возврат в областной бюджет из местных бюджетов части субсидий на организацию питания обучающихся в связи с отказом родителей от организованного питания детей и пропусками обучающимися занятий по различным причинам;

2) возврат в областной бюджет из местных бюджетов части субсидий на обеспечение доступа образовательных учреждений Омской области к сети «Интернет» по причине снижения тарифов на данные услуги;

3) экономия бюджетных средств по результатам проведенных торгов на материально-техническое оснащение образовательных учреждений Омской области.

Показатели эффективности

Все плановые показатели результативности реализации программы выполнены в полном объеме.

По результатам подсчета с применением утвержденной Правительством области методики общее суммарное превышение значений целевых индикаторов программы в 2010 году от значений, запланированных в программе, позволяет сделать вывод об эффективности реализации программы, на 48,09 балла превышающей ожидаемую эффективность Программы в 2010 году.

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19016.html