С клыкастыми героями у мюзикловой аудитории имеются свои счёты. "Бал Вамипров", "Дракула", "Лестат", "Дракула: любовь сильнее смерти", "Дракула: любовь против смерти" - и это только самые популярные проекты о вампирах. Кого-то из главных героев этих постановок фанаты больше чем просто "принимают" - они отдают им всю любовь, а на кого-то посматривают с усмешкой и подозрением. От чего это зависит? Об этом поговорим не сегодня. Сейчас куда интереснее узнать, как "вампирологи" отнесутся к очередному недавнему прочтению романа Брэма Стокера.
14 октября Современный театр антрепризы (г. Москва) представил авторский мюзикл "Дракула" (16+). Как его примут зрители - покажет время, мы же заходим за кулисы и разбираемся, что к чему и почему история о вампирах в 21 веке представляется создателям постановки актуальной. Готический роман композиторы и авторы либретто Константин и Анна Скрипалёвы точь-в-точь на сцену не переносят - находят в нём историю перерождения душ и притчу о повсеместном выборе между светом и тьмой.
Яростная вспышка крови рождает на сцене монстра. Но вмешивается старая добрая романтика, почти изгнанная из жизни человека 21 века. И получается, что Влад Цепеш уже не деспот, жаждущий крови, а чудовище с тонкой душой, рвущее несуществующее сердце на куски?
- Не задавать себе вопросы - это проиграть спектакль. Здесь вопросов больше, чем ответов. Можно сделать сказочку про зубы плюс льющуюся кровь. Здесь у нас есть зубы, нет крови. Здесь главное - повороты души, - считает режиссёр мюзикла Андрей Пляскин. - Когда спектакль только задумывался, он был больше похож на сказку. Недобрую, но сказку, однако нашей задачей было сделать притчу, и надеюсь, что это получилось.
Жить, конечно, со сцены не учат, но моральные ориентиры дать пытаются. Но когда зритель жаждет всплеска крови и дрожи от "сладкой" атмосферы гробов и летучих мышей, сделать это практически невозможно.
- Кровь! Летучие мыши! Полетел! Нет. В этом и была сложность - сделать так, чтобы мюзикл не превратился в банальную историю про вампиров. Чтобы история не просто давала зрителю право насладиться тьмой, а предлагала задуматься о том, что в выборе между добром и злом принимать стоит не самую привлекательную и манящую сторону. Да, добро - это тяжело, оно не говорит тебе: "Делай всё, что хочешь! Наслаждайся - я разрешаю!". Оно многое запрещает, но оно так необходимо и нужно сегодня, - говорит Константин Скрипалёв.
Привлекательности тьмы подчинены и авторы мюзикла. За работу над музыкальным материалом Констанин Скрипалёв взялся, в том числе, и из желания самому выйти на сцену в роли графа. Романтические образы взяли артиста в плен - и возможность создать по-своему идеального злодея он не упустил. Партитуру написал для себя, но место в первом составе уступил воплощению "смерти со стажем" - Дмитрию Бозину.
Он перевоплощается в Дракулу и делает первый шаг в жанр мюзикла, сравнивая игру на сцене с гладиаторским боем, во время которого зрителя нужно держать в напряжении ежесекундно. Как с этим справиться? Держать ритм.
- Каждую секунду ты ощущаешь другой жанр. Я вынужден для себя изобретать велосипед вплоть до того, что необходимо считать. У меня в театре этого уже нет - там я ритм чувствую легко, а тут 1-2-3-4 / 1-2-3-4 (щёлкает пальцами). Это то, что потом становится естественным. А для начала - это открытие. Музыкальная школа детства догоняет тебя потом. Это игра под дирижёра. Пусть его у нас и нет, но внутренний дирижёр существует всегда, - отмечает исполнитель Дракулы Дмитрий Бозин.
Зрительскую тягу к "нездешней жизни" артист объясняет попыткой защититься от мыслей о смерти. Не каждый день удаётся улыбнуться страшной обладательнице косы в лицо.
- Дракула - это тот, кто жаждет твоей крови, кто жаждет твоей ошибки. Тот, кто каждую секунду готов броситься на тебя. Дай ему только маленький знак, что ты согласен, - добавляет Дмитрий.
За "то самое добро" выступает не так много персонажей: Джонатан и Люси. Мина же разрешает тёплым чувствам к графу жить в себе, а Рэнфилд и вовсе рвётся стать вампиром.
- Притягивает их внешняя идеальность, вечная жизнь - именно за это чудовищ люди и любят. Насколько бы скептичными мы не были, нет-нет, да через плечо плюнем. Всё потому что мы не знаем, что там в темноте, мы не видим её насквозь. Там может быть всё что угодно, и даже вампиры, - считает артист мюзикла Константин Барышников.
- Люди с детства рисуют всяких чудовищ - они любят пугаться. Наверное, люди хотят испугаться и чтобы кто-то их спас, - добавляет композитор проекта.
Режиссёр постановки, как бы парадоксально это ни звучало, мюзикл музыкальным жанром не считает. Пляскин делает ставку на актёрское мастерство, а не на вкрадчивость мотивов - музыка для него лишь один из элементов палитры русского мюзикла. Каноничным "Дракулам" не вторит - выбирает метод проб. Убеждён: "правильно" на сцене не бывает, законы жанра до конца не сформированы, а значит, зрителя можно безжалостно "дёргать" за любые нити чувств, желая или рассказать историю, или просто показать красочное шоу.
Что из этого сделали в Современном театре антрепризы? Сколько людей, столько и мнений. Можем предложить вам лишь ощутить атмосферу премьерного показа спектакля и самим понять, хотите ли вы бродить по переулкам и склепам Лондона с обнажённой шеей.
За что люди любят мюзиклы? Мы попробовали разобраться в материале "Купить билет в другую реальность": зачем нам в "бренной жизни" мюзикл". А о проекте "Дракула" мы совсем скоро поговорим в интервью с Андреем Пляскиным и Дмитрием Бозиным. Следите за новостями на нашем сайте.
Фото: скриншоты Musical Universe