Общество  •  СИ «Омск Здесь» 26 ноября 2015, 15:27  •  печать

Создатель логотипа 300-летия Омска: "Грех нам не продавать Сибирь"

Станислав Иванченко, чья работа выиграла конкурс на логотип празднования городского юбилея, рассказал, на каких туристических особенностях Омск может зарабатывать.

Итоги конкурса, на который поступило 33 работы, были подведены неделю назад. Победитель бесплатно передаёт мэрии все интеллектуальные права на логотип, который станет официальным символом празднования 300-летия основания Омска.

Первое и второе место заняли работы соучредителя Российской ассоциации маркетинга территорий Станислава Иванченко - "Маска" и "Омские достопримечательности". О потенциале логотипов и брендировании города Иванченко рассказал нашему корреспонденту.

О причинах участия в конкурсе без денежной награды:

Во-первых, я всё-таки омич и омичом останусь. Я всегда участвовал в формировании имиджа территории, начиная с производства брендов для коммерческих структур, которые в принципе создают известность для региона. И не участвовать в этом процессе было бы нечестно по отношению к родине, которая изначально дала тебе всё. Это мой дом, и я должен принимать участие в его строительстве. Во-вторых, меня попросили. Было очень много звонков из Омска, мне говорили: "Если ты не примешь участия, то мы не знаем, что получим в итоге. Ты должен подстраховать". Мы же видим, какие знаки выбирают каждый год на День города. К ним очень много вопросов. И люди боялись, что будет то же самое. В-третьих, это профессиональная соревновательность. Я думал, что выставятся все и представительство будет побольше. Но, к сожалению, много кого не увидел.

Мне кажется, рекламы участия в этом конкурсе было в разы больше, чем освещения результатов. И мне странно слышать, что кого-то не позвали. Если я в Москве услышал, то в Омске должны были услышать все. Считаю, что шансы были у всех, но кто-то побоялся. Одно дело в интернете говорить, что сделал бы лучше, а другое - выставить свою работу и получить стандартную омскую критику: "Лучше бы садик построили!".

О том, можно ли празднование 300-летия Омска сделать основой для городского бренда:

У меня есть два подхода, и второй ("Омские достопримечательности" - ред.) сделан для юбилея. По нему ни одного плохого слова не прозвучало. Критики в принципе не было, потому что критика - это разбор по существу. Это стандартный, европейский вариант юбилейного знака. А вариант "Маска" сделан для бизнеса, для брендинга территории. Он не привязан жёстко к трёхсотлетию, хоть и связан с ним. Символ затронул три века: формирование европейской культуры, начиная с прихода военных Петра I, советский период и уже 21-й век. Все события трёх столетий развивались вокруг этой территории - Любинского проспекта и театра Драмы. Сам драмтеатр - символ не только не Омска, но и его позиционирование как самого европейского города Сибири, его культурного уровня (высочайшего для периферии), его уникальности с точки зрения интеллекта. Крылатый гений - это дань уважения всем, кто этот город создал.

У нас в городе возможен событийный туризм, и он существует. Поселиться в омской гостинице, когда проходят фестивали "Движение" и "Академия", практически невозможно, хорошего номера вы не найдёте. Это говорит о том, что событийный туризм работает. Надеюсь, что как раз этот знак будет работать ежегодно в качестве фестиваля искусств и ремёсел, которых в Омске очень много, но о них не знают даже сами омичи. Во-первых, праздник хороший, качественный. Во-вторых, самореализация. Даже с учётом финансовых проблем люди хотят самореализовываться. И мне кажется, что максимальная городская самореализация с точки зрения ремёсел и искусств - это карнавал. Такой формат - это понятная для людей ежегодная программа праздника. Бизнесу будет на чём заработать, туристы будут приезжать и получать качественное зрелище.

О "торговле" территориальными брендами:

В Сибирь и вообще в Россию люди не поедут за комфортом. Сюда поедут за терра инкогнита, за романтикой, экзотикой, адреналином. Омская область всё это может дать. Мне кажется, одни только покатушки на танках привлекли бы европейцев. 

Важный момент - этнопозиционирование. Простой пример здесь - Екатеринбург. Шикарный аэропорт, пять рейсов в Лондон в неделю, и там стоят два киоска: один Bosco, второй - "Этносибирь". Я у ребят спрашиваю: "А почему "Этносибирь"? Вы же Урал, у вас малахит продаётся". Они говорят: "Ты что, чувак? Иностранцы же. Они знают два слова - Россия и Сибирь. Они покупают Сибирь". Екатеринбург продаёт Сибирь, а Омск нет. Грех нам не продавать Сибирь, тем более она здесь начинается. 

Этнотовары - это дикоросы, сувениры и ремёсла. Только туристы покупают сувениры. Товаров много, но они не идентифицированы. Те же изделия из бересты, если на них нет "экзо"-символики, то она и неинтересна за рубежом. А если они видят, что это из Сибири, то это интересно. "А, это сибиряки дикие из этого едят?" Говорят, что не надо нас позиционировать с медведями и дикостью, но на это есть спрос. У них нет спроса на европейскую стерильность. Европейцы любят ездить в Африку, в горы подниматься, у них спрос на экзотику, на настоящие ощущения. Мы это всё можем дать, начиная с рыбалки и заканчивая общением с нашими людьми.

Читайте также