Политика  •  СИ «Омск Здесь» 20 февраля 2015, 18:33  •  печать

Подайте на проедание. Сколько стоит мэрия

"Омск Здесь" выяснил, во сколько обходится нищему городскому бюджету содержание всех департаментов мэрии и окружных администраций.

Создание в Омском городском Совете рабочей группы по вопросам совершенствования структуры Администрации города заставило городских чиновников готовить собственные варианты оптимизации и отчитываться обо всех бюрократических расходах. В распоряжении редакции "Омск Здесь" оказалась такая "информация к размышлению", подготовленная в стенах серого здания на Гагарина.

В частности стало известно о том, сколько бюджетных миллионов в 2015 году получат окружные администрации и департаменты мэрии. Так, самым богатым городским округом следует признать Центральный. На него в городской казне предусмотрено более 57 миллионов рублей. На Ленинский округ приходится 52,7 миллиона, на Советский - 51,5, на Октябрьский - 49,9 и на Кировский - 47,5.

У депутатов Горсовета озвученные цифры вызвали недоумение. Так, Евгений Аронов предложил унифицировать финансирование окружных администраций, чтобы каждая из них получала из бюджета одинаковую сумму на зарплату муниципальным служащим, закупку товаров, работ, услуг, а также на уплату налогов, сборов и иных платежей. Юрий Федотов удивился, почему разросся управленческий аппарат в окружных администрациях: "Где-то по два советника, где-то по три. Мне непонятно, зачем содержать такой аппарат, сильно разросшийся за последние годы".

Самым богатым структурным подразделением мэрии следует считать Управление делами. Заместителя мэра, управляющего делами Алексея Меньшова в пору назвать Крезом администрации города. На его ведомство, занимающееся "организацией единой системы делопроизводства, формированием и актуализацией электронной базы данных правовых актов, управлением архивным делом в соответствии с действующим законодательством, взаимодействием с почётными гражданами города Омска, пенсионерами и ветеранами, ранее замещавшими должности муниципальной службы, созданием и развитием комплексной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, а также системы общедоступных информационных ресурсов" выделяется более 207 миллионов рублей. Для сравнения: на Департамент строительства, который мэр подчинил себе лично ввиду его важности перед грядущим 300-летием города, выделяется всего 24 миллиона рублей.

50,4 миллиона рублей получает Департамент городского хозяйства, который возглавляет первый вице-мэр Сергей Фролов. Департамент архитектуры и градостроительства незабвенного Анатолия Тиля довольствуется 78,7 миллиона рублей. Не жирует после скандального ухода Ильи Дубина и Департамент образования - 35,2 миллиона рублей.

Ожидаемо самым "дорогим" департаментом мэрии оказался Департамент имущественных отношений, до сих пор обладающий легендарной аурой, сформированной в период работы здесь Юрия Гамбурга и Вадима Меренкова. Сергею Хорошилову и его команде из городского бюджета перепадает 117,9 миллиона рублей. Не обидели себя и финансисты Инны Парыгиной. Департамент финансов и контроля в 2015 году получит 102,5 миллиона рублей.

Стоит ли говорить, что Департамент культуры довольствуется 26,4 миллиона рублей, Департамент по делам молодёжи, физической культуры и спорта - 24,3, Департамент общественных отношений и социальной политики - 23,7, Департамент жилищной политики - 37,2, Департамент контрактной системы в сфере закупок - 26,1, Департамент транспорта - 29,2.

Всего с учётом зарплаты муниципальных служащих, закупки товаров, работ, услуг, а также на уплаты налогов, сборов и иных платежей на структурные подразделения администрации города будет потрачено 1 042 051 747 рублей. При том, что, по информации "Омск Здесь", перед пердставлением финансовой информации Горсовету в мэрии "попрятали" многих чиновников по казённым и бюджетным учреждениям, которые не подлежат отчётности. С учётом этих данных реальная цифра расходов на городских чиновников может превысить 1,2 миллиарда рублей. Напомним, что доходная часть бюджета Омска на 2015 год равняется 13,58 миллиарда рублей. То есть на содержание мэра Вячеслава Двораковского и его команды уходит едва ли не десятая часть нищенской городской казны.

Среди всех российских городов-миллионников Омск имеет самую низкую бюджетную обеспеченность на одного жителя - 14,6 тысячи рублей на человека. Отметим, что в 2015 году в частности такую же сумму в 1,2 миллиарда рублей мэрия планирует потратить на всё жилищно-коммунальное хозяйство города. При этом у мэра до сих пор не сформировано внятной программы оптимизации чиновничьего аппарата. Хотя на уровне области губернатор уже успел объявить о сокращениях расходов на исполнительную власть на 10 %. Вчера Виктор Назаров объявил об урезании чиновничьих зарплат на 5 % и грядущем сокращении аппарата на 100 человек: "На 5 % мы снижаем зарплату всем сотрудникам органам исполнительной власти. На 20 % будут сокращены затраты на аппарат правительства. Все наши действия сегодня направлены на сокращение собственных затрат на исполнительную власть. В правительстве под сокращение попадут около ста человек".

Всё что может предложить Вячеслав Двораковский созданной в Горсовете рабочей группе по вопросам совершенствования структуры администрации города, это отказаться от ещё не созданного управления по подготовке празднования 300-летия города и лишения кресла директоров департаментов Сергея Хорошилова (Депимущества) и Гульнар Айтхожиной (Депэкономики). Их ведомства он готов подчинить вице-мэрам Елене Бреер и Александру Поповцеву. Последнего титулом первого заместителя наградили ещё в декабре 2013 года, а функционала по его таланту так и не подобрали.

Неудивительно, что депутаты сами уже готовятся реформировать структуру мэрии. Если не под будущего сити-менеджера, так уж под эффективного главу города точно. Так Александр Иванов предложил свою схему. В ней глава города имеет только одного первого заместителя, который одновременно является директором Департамента правового обеспечения и муниципальной службы. Остальные пять заместителей являются директорами профильных департаментов. Только заместитель главы по социальным вопросам не имеет директорского портфеля. Также Департамент имущественных отношений Ивановым разделён на Департамент муниципальной собственности и Департамент земельных отношений. Напрямую градоначальнику подчинены только аппарат главы и окружные администрации. Места Департаментам информационной политики, жилищной политики и общественных отношений в схеме Александра Иванова не нашлось. "По сути, новый глава города будет председателем горисполкома, - считает Иванов. - В советское время, когда наш город процветал, эта система себя хорошо зарекомендовала. Это просто хорошо забытое старое. Убеждён, что новый подход позволит убрать двоевластие и выстроить чёткую вертикаль власти в сегодняшней непростой экономической обстановке".

Первый вице-спикер городского представительного органа Василий Мамонтов предлагает убрать из подчинения мэра департаменты строительства и архитектуры: "Это два самых расстрельных департамента. Зачем эти проблемы мэру? Он должен быть белым и пушистым у нас. Мэр должен быть над всем этим. Пусть занимается только аппаратом и Департаментом информационной политики. У него есть заместители - они и должны курировать работу этих департаментов".

Также по предложению Мамонтова из структуры мэрии следует исключить Департамент социальной политики: "Социальное обеспечение мы несколько лет назад отдали на уровень области. Так зачем и для чего нам сегодня нужен целый Департамент социальной защиты?! Федерация отдала это на уровень региона, так пусть он и занимается этим. Я понимаю, что это всё нужно для выборов, но и это можно делать по-другому".

В период работы в Омском городском Совете Вячеслав Двораковский тоже имел иные взгляды на структуру и расходы администрации города. Однако переход из законодательной власти в исполнительную дался ему тяжело. Не обошлось без травматического синдрома, который выражается в оберегании чиновничьих атрибутов и формальной оптимизации ради самой оптимизации с ликвидацией ещё даже несозданных подразделений.

Читайте также