Думал, что скульптуры делают нищеброды: интервью с проволочным мастером
Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 12 сентября 2021, 21:01  •  печать

Думал, что скульптуры делают нищеброды: интервью с проволочным мастером

"Возможно, эту технику кто-то придумал до меня, а я подсмотрел и усовершенствовал. На ум приходит название "металлическая графика", где штрихи - это металлические пруты, а скульптура - это рисунок из металла. Такой "нелёгкий" оригинальный рисунок весом от 100 килограммов, но визуально практически невесомый, воздушный. Он позволяет увидеть душу животного, а правдоподобность скульптуры погружает нас в мир природы". Так скульптор Александр Голосной сам описывает то, чем занимается последние три с половиной года.

Александр Голосной  •  скульптор

Его проволочных медведя, рысь и лося можно встретить не только в мастерской художника, но и на воле - в красивейших местах Омской области. Как рождаются металлические шедевры, и где ещё мастер хотел бы "поселить" свой зоопарк - читайте в нашем интервью.

- Александр, как вы начали заниматься изготовлением скульптур из металла?

- Я пришёл к этому спонтанно. Несколько лет подряд я делал для организаций фигуры из снега на Новый год и как-то захотел поэкспериментировать и предложил сделать Деда Мороза и Снегурочку из металлической проволоки. Абсолютно без опыта работы в металле начал выполнять заказ. Работал ручной дуговой сваркой в простой маске. Сейчас это уже для меня дикость, когда у меня есть полуавтомат и маска-хамелеон (прозрачная маска, которая во время сварки автоматически включает затемнение, - прим. ред.). Сам не знаю как, но тогда я сделал эти скульптуры. Заказчик остался доволен. А дальше пошло-поехало, стали появляться другие заказы.

- Когда вы поступали в университет на академическую живопись, вы планировали развиваться как живописец, или уже тогда вас привлекала скульптура?

- На третьем курсе мы выбирали специализацию. Меня мотало от модной в то время компьютерной графики до живописи. А про скульптуру я что-то и не думал, хотя она мне очень нравилась. Наверное, потому, что та мастерская худграфа на Лермонтова, где мы занимались скульптурой, была какая-то разваленная (её снесли уже лет 10-15 назад), и мне показалось, что скульптуры делают нищеброды, и нет смысла с этим связываться. Молодой был, глупый (улыбается).

- С чего вы начинаете создание своих скульптур?

- С наброска простым карандашом, а до этого изучаю тему, как и любой художник, работающий в стиле реализма.

- Сколько времени уходит на изготовление одной работы? И сколько метров проволоки?

- Не знаю, почему меня про это все журналисты спрашивают. Наверное, учились по советским учебникам, где про удои молока и тонны выплавленного чугуна надо было в каждом выпуске новостей сказать, хотя, может, это и хорошо было… Ладно, это лирика. Ответ такой: я не знаю точно. Проволоки, может, метров 500-700, а время - это смотря как работать. Примерно полтора месяца, это чтобы нормально, не "умирать" на работе.

- Что самое сложное при создании скульптуры из проволоки?

- Никогда не знаю, где затуплю. Всякое бывает. У скульптуры лося нос три дня делал, у рыси, к примеру, пропорции неделю не мог найти. Хотя, когда собрал рысь, опять показалось, что потерял пропорцию, но я прогнал эту мысль и правильно сделал! Всем нравится, и мне тоже.

 

- Где можно увидеть ваши работы? Их заказывают домой? Или они живут на свежем воздухе?

- По-разному бывает. Но скажу, что их можно встретить в самых красивых уголках Омской области! На озере Ленёво в Муромцевском районе и в селе Екатерининское Тарского района. И от этого вдвойне по кайфу, что мои работы живут среди красоты (улыбается).

  

- А где бы вы хотели, чтобы ещё появились ваши скульптуры?

- Я хочу, чтобы мои работы появились в городских парках. Мне кажется, что это было бы уместно и по смыслу, и с точки зрения урбанистической эстетики.

- Какую из своих работ вы считаете самой удачной?

- Я люблю все свои работы, это мой труд, я старался, делая их. Каждая новая скульптура становится самой удачной. Ну и, естественно, самая-самая удачная - это та, которая будет и которой ещё нет (улыбается).

 

- Дорогой ли материал для ваших работ?

- Ой, ну зачем так по живому! Это боль! В этом году цену на материал олигархи необоснованно повысили в два с половиной раза, и это просто катастрофа. Что им всё мало-то, этим троглодитам, не понимаю…

- С чем можно сравнить стоимость одной вашей скульптуры?

- Да недорогие они - для целевой аудитории. Дешёвые, даже я бы сказал.

- Вообще, это прибыльное дело? Создание скульптур - ваш основной источник дохода?

- Да.

- Вам поступали странные пожелания от заказчиков? По вашему инстаграму видно, что вы начали создавать скульптуры не только в виде животных, но и человека. Если кто-нибудь вам закажет скульптуру себя, сделаете?

- Пока странных пожеланий не было, но очень хочется поработать с какими-нибудь "извращенцами", а то скучновато что-то стало. Хочется новых смешных историй! Насчёт скульптуры заказчика, не знаю даже… Думаю, смогу, главное, чтобы он расплатиться смог тоже.  

- Что бы вы хотели воплотить в металле из того, что не делали?

- Проектов много, очень хочу сделать… Не скажу, а то не сделаю. Вечно, если проболтаюсь, всё срывается.

- Вы можете сказать, что нашли себя в изготовлении металлических скульптур?

- Да, в этом я нашёл себя, но есть ещё непаханое поле для новых поисков!

Фотографии предоставлены Александром Голосным

Читайте также