Омские студенты разработали аналог BlaBlaCar для болельщиков "Авангарда"
Интервью  •  СИ «Омск Здесь»  3 ноября 2020, 12:27  •  печать

Омские студенты разработали аналог BlaBlaCar для болельщиков "Авангарда"

IT-компания за время пандемии реализовала девять социальных проектов, включая путеводитель по области и каталог лавочек.

Дмитрий Рудаков  •  руководитель проектов компании Effective

В Омске IT-сфера развивается достаточно стабильно. Этот рынок не стоял ни секунды даже тогда, когда бизнес выл от безысходности во время самоизоляции. Программисты, разработчики, наоборот, использовали время "затишья" с пользой. А также решали, как прокачать студентов, чтобы потом не страдать от кадрового голода.

На IT-рынке Омска есть фирма Effective, которая ещё три года назад была одним из подразделений американской компании. То есть программисты работали в омском офисе, а дизайн и продажи вели в США. В своё время сибиряки решили отправиться в свободное плавание. Отрадно, что сотрудники занимаются не только коммерческим программированием, но и ведут активную социальную работу. В частности, под их началом в Омске работает студенческая лаборатория, которая в этом году реализовала девять проектов, нужных жителям и городу для развития.

"Омск Здесь" в рамках цикла публикаций об IT-сфере встретился с руководителем проектов компании Effective Дмитрием Рудаковым. Мы обсудили много интересных тем: социальные проекты, есть ли место девушкам в среде программистов, как IT-сфера помогает развивать город, и что происходило у них во время самоизоляции.

Дмитрий Рудаков

- С кем вы работаете, откуда ваши заказчики?

- Сейчас Effective старается работать на всех рынках, каких только можно. В штате специалисты с хорошим английским языком, и опыт работы в рамках американской компании дал понимание западного рынка. Мы стараемся брать заказы как за границей, так и в России. Но сейчас зарубежных заказчиков больше.

- Дмитрий, в чём разница работы с российским и западным рынками?

- Прежде всего, это менталитет. Например, есть такая методология, как итеративная разработка проекта, она традиционна для западного рынка. Если кратко, то мы можем начать работу, зная направление, но не имея чётких требований: например, заказывается мобильное приложение, посвящённое определённой теме, но полный его функционал не описывается на старте проекта.

Зная направление, мы как разработчики планируем первый спринт (период). Ставим цели, задачи, закладываем самые первые функции приложения, выполняем работу, после чего переходим к следующему спринту. Это очень гибкая методология, и на Западе это общепринято.

Для зарубежных заказчиков нормально оплачивать работу по часам. Спринт занимает обычно неделю, реже две. В рамках спринта могут проводиться исследования, проверяться гипотезы, и всё это оплачивается.

Российские заказчики стараются перенимать этот подход, но чувствуется, что он всё ещё в новинку. Нет чёткого понимания, как это устроено.

Наши чаще хотят так: нам нужен "дом", мы ничего про него не знаем, но вы сразу скажите, сколько будет стоить строительство целиком. Здесь начинаются трудности. В таких случаях спасает проектирование, которое становится отдельным этапом работ. И уже по техзаданию можно дать оценку всему проекту и не делить его на этапы: да, мы будем делать это полгода, и вам это будет стоить дорого. Есть, конечно, и вероятность "вылететь" за пределы оценки, потому что просчитать большой проект всегда сложно.

- В период самоизоляции бизнес выл от невозможности работать нормально, часть компаний закрылась. Как чувствовала себя в это время IT-сфера?

- Она такова, что работать можно практически из любой точки земного шара, где есть интернет. Но работать в офисе, когда можно перекинуться словом с коллегами без мессенджера, лучше. Коммуникации получаются эффективнее, реакция видна по глазам. Да и находиться в коллективе приятнее, чем одному дома. Хотя работать какое-то время полностью в онлайне - это нормально.

Пока была изоляция, IT-сфера не стояла на месте ни секунду, работы продолжались. В то же время мы заметили, что заказчики, которые могли бы в этот период дать старт новым проектам, не стали этого делать. Осенью все потихоньку стали возвращаться.

Однако время затишья дало возможность спокойно работать над теми проектами, которые не прекращались. Да, паузы в работе образовывались, но их можно было использовать для решения внутренних задач. Например, мы собрали в портфолио все последние проекты компании. Если до этого о них обычно просто рассказывали (по телефону или в переписке) и давали ссылку в интернете, то сейчас показываем оформленный кейс, из которого видно, какие проблемы клиента были решены и в чём изюминка каждого проекта.

- Но вы занимаетесь не только коммерческой разработкой сайтов и мобильных приложений. У вас есть и так называемая социальная жизнь.

- Верно. Мы стараемся сделать IT-жизнь в Омске интереснее. Именно поэтому на базе компании проводим IT-лабораторию для студентов. Она у нас работает летом и уже не первый год, но именно в этом сезоне эта деятельность была самой масштабной.

Открытие лаборатории

Это совершенно некоммерческий проект. Он требует от нас много времени и сил, но нам нравится этот формат. Он захватывает: ты видишь горящие глаза людей, которые в нём участвуют, а на выходе получаешь хороший продукт.

- Чем была интересна лаборатория этого года?

- Участвовало 30 студентов, в работе было сразу девять проектов. Мы кинули клич среди вузов, что набираем участников - программистов и дизайнеров. Среди лояльных заказчиков нашли небольшие проекты, которые можно было воплотить за лето силами студентов, и приступили к работе.

Лаборатория объединила три типа людей. С одной стороны, это заказчики, которые хотели бы попробовать какой-то проект в деле и при этом ничего за него не платить. Некоторые устанавливали символические гонорары, чтобы стимулировать участников проекта. С другой стороны, это были студенты, которые хотели получить в портфолио какой-то завершённый живой проект, который потом можно увидеть в магазине приложений или по адресу в интернете. Третьи участники всей этой истории - менторы. Это сотрудники Effective и другие дружественные разработчики, которые брали шефство над студентами. Время от времени помощь участникам требовалась, но почти всё они делали сами. Не было такого, чтобы менторы взяли и сделали всё за студентов.

Работа над проектами шла два месяца: июль и август. В конце лета мы презентовали то, что получилось. Не все проекты пришли к финишу со стопроцентной готовностью, но ребята в них вжились, и многие продолжают над ними работать. Они их не бросили.

- Расскажите хотя бы о некоторых из проектов.

- Пожалуй, самый социально значимый в этом году сделан по заказу Туристского информационного центра. Это мобильное приложение "Путеводитель по Омской области". Он получился информативным и полезным. Удобно, когда ты за городом, а у тебя в телефоне есть все достопримечательности, куда можно заехать по дороге, или посмотреть, где переночевать, если произошла незапланированная остановка.

 

 

Команда "Путеводителя по Омской области": студенты Полина Воронова и Валерия Балаганская (дизайнеры), Никита Беркутов и Максим Лукин (фронтенд-разработчики), Роман Морозкин (бэкенд-разработчик), ментор проекта Дмитрий Рудаков

Ещё один проект был сделан под крылом ХК "Авангард". Наши студенты работали с мобильным приложением клуба. Разрабатывали ту часть, где можно искать попутчиков на матчи любимой команды. Такой BlaBlaCar, но в рамках фанатского сообщества. Знаю, что он потребовал больше времени, чем могла дать лаборатория, и надеюсь, что он будет завершён.

Самым сложным для наших участников был проект от заказчика из США. Это сайт producthired.com для продакт-менеджеров и других участников продуктовых команд (как правило, речь идёт о цифровом продукте). Наша компания работала над ним больше года: мы реализовали функционал подбора нишевых вакансий и отклика на них, запустили раздел узкоспециализированных событий, наполнили сайт статьями о том, как пройти собеседование в известных компаниях.

Когда пришли студенты, у заказчика появилась новая идея: создать раздел, который сводил бы вместе желающих получить консультацию и опытных продакт-менеджеров. Последние могли бы консультировать первых за определённый гонорар. Этакий маркетплейс онлайн-встреч, где вам помогут оформить резюме, оценят ваше портфолио и дадут кучу практических советов.

Команда ProductHired: студенты Евгений Орловский и Денис Филатов (фронтенд-разработчики), Владимир Белый (бэкенд-разработчик), ментор проекта Дмитрий Рудаков

Эту часть студенты начали делать летом и хорошо продвинулись. Они оформили "витрину" коучей, реализовали механизмы подбора: по роли в продуктовой команде, по компании, в которой работает коуч, и так далее. Несмотря на внешнюю простоту, "под капотом" этого раздела довольно сложная архитектура и непростые алгоритмы взаимодействия с базой данных.

Студенты не только получили уникальный опыт вхождения в действующий проект, но и прокачали свой английский. Дважды в неделю они напрямую, без нас, общались с заказчиком. Один из участников этой группы остался и дальше работает над проектом.

- То есть, у вас теперь есть новый сотрудник, а у студента - работа?

- На сегодня он не в штате, но продолжает работу над проектом, и сможет стать постоянным сотрудником. Вообще одна из целей лаборатории - найти тех, кто хорошо себя проявит, чтобы потом их можно было взять в штат, предложить им проекты. Такое часто и случается.

Хотя бывает, что студенты не выдерживают темпа. Когда мы объявляли старт, то предупреждали, что летом этой работе надо будет уделять хотя бы 30 часов в неделю. В любом случае, это должно быть не меньше половины дня, иначе ничего не получится. Кто-то почти сразу сказал, что условия не подходят. Но большинство дошло до финала и довольно результатом.

- Оставшиеся проекты все были русскоязычные?

- Да. Хочется отметить ещё один интересный проект Omsk Seaty, в народе он стал известен как "Лавочки". Идея пришла в голову одному из наших сотрудников, и она достаточно проста: нанести на карту все скамейки, которые есть в городе.

  

Команда Omsk Seaty: студенты Андрей Краснов (фулстек-разработчик), Никита Ведькал (бэкенд-разработчик), Максим Турчин (фронтенд-разработчик), Мария Черепанова (дизайнер), ментор проекта и фронтенд-разработчик Владислав Унчурис

У каждой лавочки есть критерии: красивый вид, навес, с урной и так далее. Какую-то начальную базу лавочек собираем мы, а потом омичи сами смогут предлагать скамейки, которые стоит нанести на карту. Почти игра: пользователь из приложения фотографирует лавочку, записывается геолокация снимка, и данные направляются автору проекта на модерацию. Этот проект тоже в процессе завершения. Зимой, когда лавочки менее востребованы, туда можно включить горки. Даже такие, которые залиты во дворах.

В рамках ещё одного проекта модернизировался сайт предприятия "Электрический транспорт". Над ним работала одна девушка, дизайнер по образованию. Использовали конструктор "Тильда", чтобы пресс-служба предприятия могла поддерживать сайт, не привлекая разработчиков. Стыдно, но пока мы не можем показать его широкой аудитории, хотя за лето успели продвинуться.

Автор логотипа предприятия "Электрический транспорт": Мария Черепанова

Польза для участницы - она освоила работу с новой для себя системой, научилась делать дизайн с учётом ограничений "Тильды", впервые поработала со всеми типами материалов, которые необходимо публиковать на сайтах такого рода.

Неожиданностью для нас стала просьба со стороны предприятия проработать логотип. Это отдельный процесс, по трудоёмкости сравнимый с модернизацией сайта, но наша Мария не просто не испугалась, но и предложила очень интересный вариант, сделала его полноценную презентацию. Заказчику ход мысли и результат понравились. Думаю, не сразу, но мы увидим его на трамваях и троллейбусах.

- Среди студентов был отбор, или вы приняли всех желающих?

- Отбор был. Студенты оставляли заявки: писали о себе, на каком они курсе, какие навыки имеют. Далее они проходили собеседование с техническими специалистами из числа менторов. Ребятам совсем без опыта мы были вынуждены отказать: всё-таки лаборатория - это проектная работа, а не учебный курс.

- Как распределяли проекты среди участников? Или они сами выбирали?

- Все проекты были представлены развёрнуто: в чём суть, кто заказчик, какие бонусы могут быть на выходе. Если заказчик предлагал гонорар, то указывали примерную сумму. Если это был полностью социальный проект, то так и писали: славу вы получите, но денег здесь нет. Исходя из имеющихся данных, студенты для себя ранжировали проекты, над которыми хотели бы поработать. Так формировались команды. Многие оказались из разных вузов, им пришлось экстренно знакомиться, выстраивать командную работу. Тоже очень ценный навык, кстати.

- Как я поняла, девушек было намного меньше, чем парней. Как и в целом в IT-сфере. Почему так происходит, девушкам тут не место?

- На самом деле всё зависит от склада ума, а не от гендерной принадлежности. У нас в офисе есть девушки - прекрасные разработчики. Одна из них, Ольга Конорева, программирует приложения под Android. Очень дотошный, въедливый специалист с математическим образованием. Если ей поручить не просто интерфейсную задачу, а такую, где нужно реализовать математически сложный алгоритм, она её выполнит.

Ещё одна коллега, Светлана Кривошеева (ранее "Омск Здесь" писал о её работе - прим. ред.), работала с веб-технологиями, а сейчас программирует на Flutter и продвигает это направление в Омске. Это достаточно новая технология, ей около года. Это среда программирования, где вы один раз пишете код, а потом Flutter создаёт сразу два приложения для iOS и Android. До Flutter разработка велась параллельно двумя программистами или командами: в этом есть свои плюсы, но и стоимость разработки повышается сразу в два раза. С Flutter заказчики могут сэкономить, а со Светой - ещё и получить чистый, красивый код. Так что девушки прекрасно себя чувствуют в IT-сфере.

- Насколько сложно в Омске найти хороших программистов?

- Кадровый голод есть всегда. Всегда хочется взять кого-то с начальными навыками и "вырастить", привить правильные методологии разработки, если их не было. Это проще, чем потом переучивать людей, нахватавшихся неправильных подходов. Хороших специалистов мало. Вот объявляется лаборатория, приходит 100 заявок. Из них есть те, кто всё ещё не готов, есть те, кто приходят, но видят, что это сложно и тоже отсеиваются. Они не проявили себя в настоящем проекте, и потом трудно понять, стоит приглашать на работу таких студентов или нет.

Программисты могут "мигрировать" между проектами - кстати, грамотный руководитель будет приветствовать это. Многим важно самостоятельно выстраивать архитектуру будущей информационной системы, продумывать всё с нуля так, чтобы через год проект выдержал масштабирование. Если у человека долго в работе один и тот же проект, он может сменить место работы даже не из-за зарплаты, а просто из-за качества решаемых задач, чтобы развиваться.

- Дмитрий, вы сказали, что хотите сделать IT-сферу Омска интереснее. Как?

- Мы проводим разные мероприятия для участников IT-сферы в Омске: небольшие конференции, встречи. Появляются новые технологии, мы собираем коллег и обсуждаем. Иногда привозим спикеров, которые читают лекции, делают доклады. И студенческая лаборатория тоже вся построена на интересе.

- Как IT помогает развиваться городу?

- Во-первых, IT-сфера платит налоги. Деньги за заказы чаще поступают из других регионов и стран, а налоги остаются в Омске. По-моему, этим мы помогаем городу развиваться. Во-вторых, это развитие человеческого потенциала. Вся наша некоммерческая активность показывает новичкам, что в городе есть IT-сообщество, есть проекты, есть возможность работать с огоньком.

Кстати, не обязательно приходить в нашу область с вузовской скамьи, молодыми. В нашей практике были два новичка, которые занялись IT, когда им было под 30. Они попробовали, и у них получилось. На вхождение нужен где-то год. Необходимо что-то изучить самостоятельно и дальше расти, развиваться. Один молодой человек до этого имел гуманитарное образование. Он попробовал программировать, ему понравилось, он делал успехи и продолжает этим заниматься.

- Для этого всё же мозг должен работать иначе. Например, я полнейший гуманитарий, сомневаюсь, что смогу заниматься этим даже при большом желании.

- Да, нужен определённый склад ума. Но, опять же, IT-сфера разная. Есть непосредственно программирование. Здесь нужны хорошая логика, понимание сути разработки: все эти переменные, массивы, функции. Минимум один язык программирования нужно знать в совершенстве и уметь применять его для решения прикладных задач.

Не менее востребованы дизайнеры. Это и интерфейсы, и иллюстрации, пиктограммы - вся графика, которую мы видим на экранах, кем-то создана. При этом дизайнеры не художники, они, как правило, не занимаются академическим рисунком долгие годы, хотя им важно ориентироваться в современных стилях и иметь хороший вкус. Пожалуй, войти в IT с этой стороны гуманитарию будет проще, ведь программирования и математики здесь нет совсем.

Отдельное направление - тестирование программных продуктов. Прежде чем сдать проект заказчику, необходимо убедиться, что он корректно работает не только в идеальной ситуации использования, но и во всех "пограничных" состояниях. Тестировщики нажимают не те кнопки и не в то время, стремятся всюду ввести необычные данные, запускают проект на устройствах, давно снятых с производства, - и всё для того, чтобы выявить малейшие ошибки разработки и предотвратить фатальные ситуации у пользователей. Внимательный гуманитарий точно сможет попробовать себя в этой роли.

Есть ещё и управление проектом. Когда в команде несколько программистов, дизайнер и пара тестировщиков, менеджер проекта незаменим. Да, у него должен быть определённый бэкграунд, знания во всех сферах, которыми он будет управлять. Но на этой позиции не нужно делать работу за членов своей команды, а вот понимать, кому и какие "снаряды" вовремя поднести, очень нужно. В зависимости от проекта менеджер может глубоко погружаться в суть разрабатываемого продукта вместе с заказчиком и задавать тон всему процессу разработки. Я тоже отношу себя скорее к гуманитариям, но чувствую себя на своем месте, управляя проектами.

Да, и о копирайтерах чуть не забыли! Сфере IT нужны, например, технические писатели, которые готовят развёрнутые инструкции по использованию готовых программных продуктов. Если же речь о сайте, то в большинстве случаев требуются не только тексты, но и хорошие заголовки с нужными ключевыми словами, короткие описания страниц - всё это учитывается поисковыми машинами при индексировании сайта. Мобильному приложению как минимум нужна такая страница в магазине приложений, где с первой секунды будут понятны его основные преимущества, и всё это тоже нужно написать - кратко, ярко, интересно. Анна, определённо вы тоже найдёте себя в IT, если захотите.

В цикле публикаций о том, как IT-сфера влияет на развитие нашего города мы уже успели пообщаться с некоторыми её представителями. На самом деле это люди из разных профессий, но все они так или иначе используют IT для улучшения качества жизни населения. Например, компания "Град" во главе с Ильёй Бальцером работает над генеральным планом Омска. Он пояснил, какие нововведения каким городам подходят, а в каких не приживаются. Директор ООО "Промобит" Максим Копосов рассказал, как в целом развивается IT-сфера в Омской области и почему они отказались от использования иностранного оборудования и создают своё. Также мы поговорили с зампредседателя совета Омского регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, доцентом ОмГТУ кафедры промышленной экологии и безопасности Мариной Кубаревой о том, что в контроле за состоянием воздуха тоже применяются IT-технологии, и, если использовать все возможности, то можно значительно улучшить экологию в Омске. В беседе с предпринимателем Русланом Киямовым выяснили, зачем Омску нужна "Карта благополучия".

Читайте также