Интервью  •  СИ «Омск Здесь» 12 апреля 2013, 16:04  •  печать

Александр Цимбалист

О том, как стал "подпольщиком", о неизвестном подвижнике, что подписал документы о 300-летии Омска в Москве, пока "слоны толкались", как поздравлял с юбилеями Манякина и Полежаева, чему Двораковскому у Шрейдера можно только поучиться, кого не хватает в команде Назарова, а кого – в камне и в бронзе. 

Татьяна Шкирина

Александр Владимирович, новая городская Администрация, готовясь к празднованию 300-летия Омска, не скрывает, что планирует прибегнуть к помощи омичей, давно покинувших Омск и добившихся чего-то за пределами нашего города. Вы считаете этот подход верным или нам все-таки следовало бы больше рассчитывать на свои силы?

Очевидно, речь идет о недавнем визите в Омск по приглашению губернатора Валерия Павловича Рощупкина, который сейчас возглавляет ассоциацию омичей, проживающих на территории Москвы и Московской области. Можно на кого-то надеяться, но самим надо не плошать, и тогда все будет нормально. Время еще есть, хотя по некоторым субъективным причинам мы потеряли много времени в подготовке к юбилею. Со времени подписания известного Указа Президента Владимира Путина и подписания им же, но уже в качестве Премьера РФ Постановления о мероприятиях, связанных с празднованием 300-летия Омска, прошло четыре года. Все это время два руководителя толкались, как слоны в посудной лавке, и не могли договориться: какая там подготовка к юбилею? Из омичей, наверное, никто даже и не знает, кто реально организовал подписание этих документов. Сейчас уже наверное можно, сказать, что когда застопорилось подписание Постановления, догадайтесь, кто «протолкнул» этот вопрос? Гамбург Юрий Викторович. И сегодня ему карты в руки - исполнять. Ведь это задача не только Администрации города. Мы знаем, что есть три инвестора, даже четыре: государство в лице Российской Федерации, региональный бюджет, бюджет города и как раз то, о чем Вы спросили, - привлечение каких-то сторонних инвесторов. Вероятность такая есть(улыбается).

Много говорят о том, что Омску не приходится рассчитывать на федеральные деньги, которые сначала были обещаны. Ваши прогнозы, с какими финансами мы подойдем к юбилею?

Как мы в регионе будем себя вести, так и деньги будут поступать. Не секрет, что в последние годы в Омскую область практически прекратилось поступление федеральных денег. Это связано опять же с субъективными причинами, на мой взгляд. Я достаточно много вращался за эти годы в Москве, думаю, что это правильная позиция была. Раз здесь люди не могут найти общий язык, зачем им деньги давать? Все равно ума им не придадут. Поэтому вопрос толерантности между уровнями власти - региональной и городской - на первом месте. Думаю, получить деньги в том объеме, в каком они были обещаны, - решаемая задача.

А Вы сами видите толерантность во взаимоотношениях новой городской и областной власти?

Во всяком случае, пока я это наблюдаю. Некоторые вещи в их взаимоотношениях я приемлю, некоторые нет, особенно то, что связано с имущественным комплексом Омска. Эту задачу нужно решать совместно, потому что если мира на этой территории не будет, Федерация денег не даст.

Знаковые объекты для подготовки к 300-летию, по-прежнему, метро, аэропорт, гидроузел. На ваш взгляд, насколько вообще важна реализация таких масштабных проектов?

На днях один из крупных омских предпринимателей назвал меня "подпольщиком". Наверно, он отчасти прав, потому что я долго отсутствовал здесь и был вынужден зарабатывать себе на хлеб в Москве. Здесь не надо путать одно с другим, как экономист я понимаю, что начинать решение омских проблем надо с создания рабочих мест. Эта проблема не только Омской области, но и всей Российской Федерации. Я ужасаюсь, когда слушаю отчеты о том, что официальная безработица в нашем регионе – 1,8%. Это неправда! В Москве Ольга Голодец(вице-премьер Правительства РФ - Ред.) заявила: "Куда пропали с рынка труда более 30 миллионов населения?" Я прямо скажу - это безработные. К категории безработных их нужно отнести в связи с тем, что их трудовая занятость, даже если она имеет место, не соответствует критериям отнесения их к категории "трудовая занятость". И такого трудоспособного населения в Омской области, я думаю, на селе 70%, а в городе - около 50. Я мог бы продолжать критиковать строительство Красногорского узла, потому что есть сомнения в целесообразности этого строительства, документально подтвержденные омскими учеными и специалистами. Но его строительство - это рабочие места, серьезные инвестиции и, возможно, частично, то самое решение проблем города по занятости населения. Что касается аэропорта… Я обсуждал тему с омскими предпринимателями, которые ранее состояли на госслужбе, например, в статусе Министра, с учеными, и мы подготовили записку, направленную в Правительство РФ, о том, что нужно сделать здесь для развития. Там было написано, что со строительством аэропорта "Федоровка" стоит повременить. У меня есть концепция, подписанная Сергеем Федоровичем Кругловым, там определена программа ближайшей перспективы развития авиаперевозок в Омске. И, на мой взгляд она правильная. Никто не говорит, что "Федоровка" не нужна. Конечно, нужна! Но строительство этого аэропорта нам сейчас не потянуть. По Метро. Если будет слаженная работа мэрии и областного правительства, будет и метро. Поверьте, это небольшие для федерации деньги, нужно просто слаженно работать.

А не лучше ли обратить внимание на обыкновенные омские улицы, видно ли по ним, что город готовится к празднику?

Это дело второе. Первое, повторюсь, - обеспечение омичей работой и достойной оплатой труда. И областному Правительству и городу в первую очередь необходимо решать проблему создания рабочих мест. То, что предлагают сейчас, просто смешно. Требуется начальник цеха с зарплатой 8 тысяч рублей. Кто же туда пойдет? Лучше дома на печке лежать или в огороде копаться. Но помимо развития инфраструктуры, конечно, существует и проблема развития городской среды обитания обитания. Вот как раз на этом, думаю, необходимо сконцентрироваться городской Администрации. У областного Правительства хватит сил на то, чтобы заниматься строительством метро, Красногорского гидроузла. А задачи мэрии – создание рабочих мест и наведение порядка в Омске. Каждый раз, когда я возвращаюсь из столицы домой, меня не покидает ощущение, что я прилетаю в деревню, причем в плохом смысле этого слова. Обидно за Омск. Его обликом надо заняться вплотную. Я никогда не скрывал некоторых противоречий с бывшим мэром Виктором Шрейдером, но надо быть объективным: городом он занимался. С развитием дорог он много сделал. Он в другом "напортачил", но в этом направлении он работал. Вот пример для действующего мэра. Вячеслав Викторович(Двораковский - Ред.) ничего еще не успел сделать, но перспективы у него хорошие.

Вы ранее затронули тему муниципального имущественного комплекса. Скажите, а для развития той же городской инфраструктуры важно ли сохранить муниципальные предприятия, в частности, "Омскэлектро", ну, и о возвращении в лоно горимущества "Водоконала" сегодня часто говорят.

Я хочу высказать свою позицию не как специалиста, глубоко включенного в этот процесс, а в качестве гражданина и жителя Омска. Я не согласен с тем, что со мной не посоветовались, решив отдать в частные руки такой крупный актив, как "Омскэлектро". Я совладелец этого актива, у меня городская регистрация, я живу в Омске - пусть никто не надеется на то, что я завтра отсюда уеду! Может быть, послезавтра я это сделаю, но не сейчас. Мое возмущение, думаю, многим понятно. Уже есть горький опыт с "Водоканалом", но там хотя бы что-то обещали - 4 миллиарда рублей инвестиций, тем самым "подкупив" депутатский корпус и Администрацию Омска того периода. О таких деньгах мы только мечтать могли, потому что названная сумма - это был весь годовой бюджет Омска. Мы согласились, отдали в аренду, но на очень понятных условиях, и я сожалею, что мэрия в лице Виктора Шрейдера не расторгла своевременно этот договор. Его надо было расторгнуть, потому что арендаторы не выполняли его условия. И сейчас еще не поздно. Я бы вынес на референдум вопросы по "Водоканалу" и "Омскэлектро". Тогда я как гражданин буду спокоен: приму участие, и соглашусь с мнением большинства.

Вы действительно обеспокоены этой ситуацией? Некоторые считают, что вокруг вопроса о судьбе "Омскэлектро" искусственно нагнетается нервозность?

Нет, не искусственно. В Омске энергетика - это монополия. После того, как я перестал работать первым заместителем Виктора Шрейдера в Администрации Центрального округа, стал заниматься бизнесом, мне еще два года по ночам звонили: то там беда случилась, то здесь. Это очень серьезно. Я неплохо знаю это хозяйство, знаю, что такое энергоснабжение. При всем моем уважении к иным депутатам Законодательного Собрания, к фирме "Акция", к срочно создаваемому ОАО, - я бы на их месте не рискнул, особенно учитывая недавнее заявление Президента России Владимира Путина. Ведь наступит ответственность, и уж не знаю, как они, не специалисты, будут управляться с этим активом. Кроме того, здесь придется нести ответственность перед всем городским сообществом руководителям города и, кстати, области. Не надо руководству региона дистанцироваться от этого! На сегодняшний день команда губернатора по уровню своей подготовки достаточно слаба. У мэра команды, можно сказать, нет вовсе. Тех людей, которые могли бы потащить на своих плечах проблематику, там почему-то не оказались. Поверьте, я не о себе говорю! Я мог бы назвать конкретные фамилии, но меня эти люди не уполномочили. Часто говорят: Белов и Цимбалист распродали имущество по Постановлению 306-П. Но назовите хоть один серьезный актив или здание, которые мы продали, и посмотрите, что сделала последующая Администрация - какие знаковые здания она продала и в каком виде они сейчас стоят. Это 1-й родильный дом, гостиница "Октябрь" - в каком ужасном состоянии они находятся! Да муниципальная власть должна избавляться от непрофильного имущества. Избавляйтесь на здоровье, но отдавайте его эффективным инвесторам. Для "Омскэлектро" эффективных инвесторов найдется в России не один десяток, которые придут со своими деньгами, а не возьмут их из омского бюджета или в кредит под огромный процент, а потом переложат его на плетельщика – пользователя электроэнергии. Нужно, как минимум, провести конкурсные процедуры. Это говорит об уровне квалификации работников Вячеслава Викторовича и Виктора Ивановича. Это из-за их низкого уровня подготовки и назревает острый социальный конфликт.

То есть Вы будучи Председателем Омского городского Совета на себя бы такую ответственность не взяли?

В этом и нет необходимости. В Уставе прописана процедура. Не согласны депутаты, пошли бдения. "Единая Россия" в Омске - организация очень слабая, очень эгоцентричная, которая работает под исполнительную власть. Но тогда спросите людей, проведите референдум. Это серьезнейшие активы. Поверьте, Вячеславу Викторовичу сейчас не просто. Он сделал заявление: "Мы заберем "Водоканал". Но сделать это непросто, зная нашу российскую действительность. Я знаю, кто за этим стоит в Москве. А референдум - это мнение народа, и тогда в союзниках мэра окажется и Правительство России, и Администрация Президента, если нужно будет.

Юбилейные даты - это всегда повод обратиться к истории. В России значение личности в истории сложно переоценить. Если не секрет, кого бы из "отцов" города и области, начиная с полковника Бухгольца и Ермака Тимофеевича и заканчивая Двораковским с Назаровым, вы бы увековечили в камне и бронзе?

Стыдно, что до сих пор в городе нет памятника основателю. Это обязательно надо сделать, это наш долг перед пращурами. У меня есть книга "Власть города Омска: история и современность", мне ее подарили, еще когда я работал Председателем Горсовета. Я глубоко уважаю ее авторов, всех их знаю лично и с каждым из них работал. Это Глебов Юрий Яковлевич, Павлов Геннадий Александрович и Шевченко Павел Лукич - бывший заместитель председателя Горисполкома. И вот эти люди, видимо, тоже в рамках подготовки к 300-летию Омска выпустили прекрасное издание, здорово выполненное и красочно иллюстрированное. Когда я стал знакомиться с содержанием, нашел некоторые вещи, не совместимые, на мой взгляд, с работой в рамках подготовки к 300-летию. Что конкретно мне не понравилось? Я увидел возвышение одних, причем, еще не по заслугам, и попытку показать в худшем свете других. В достаточно непривлекательном свете показаны мэры Валерий Рощупкин и Евгений Белов. А в качестве взошедшего "солнца" над городом - Виктор Шрейдер. Дескать, ждите омичи, скоро вы все будете, облиты золотом. А другие-то, оказывается, ничего и не сделали. А ведь это не так! Когда мной глубокоуважаемый Юрий Яковлевич Глебов заявил какому-то изданию, что при Шрейдере бюджет города вырос в три раза, я сразу ему позвонил и говорю: "Вы должны сделать опровержение". А он мне отвечает: "Мне Шрейдер это сказал". Я даже растерялся. Я это к тому говорю, что, наверное, к 300-летию города будет готовиться еще не один такой материал. Так пусть люди, которые этим займутся, подходят к оценкам объективно. Я ответственно заявляю, что за период работы мэром Белова Евгения Ивановича бюджет города вырос и по доходам и по расходам в четыре раза, а за время работы Шрейдера только в два раза. А это основной показатель работы любого мэра. Сейчас очень много спекуляций и инсинуаций вокруг имени Сергея Иосифовича Манякина, потому что всем сегодня хочется прислониться к его славе, она реальна! Я хорошо знал этого человека, хотя мы не были конечно близкими друзьями. С 1984 года я работал директором предприятия, он ушел в 1987-м. Я знаю, что такое бюро обкома партии, почувствовал на себе, имею скромный, но опыт в его бытность. Знаю, как там руководители, у которых звезды героев висели на груди, себя чувствовали, если они были виноваты. Но это человек, который, по сути, поставил Омскую область на ведущие места в Советском Союзе. Мы, если мне память не изменяет, были на пятом месте по объему промышленного производства в России. В сельском хозяйстве нам равных найти было трудно, хоть мы и находимся в зоне рискованного земледелия. Этот человек сделал немало, и сегодня я слышу о том, что кто-то там пытается собирать деньги на памятник, кто-то рьяно возражает. Для чего устраивать все это? Где эти люди были раньше? В конце 1994 года, когда я возглавлял Ассоциацию предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Омской области, помню, мне звонит Сергей Бабурин и говорит: "Александр Владимирович, как ты смотришь на то, чтобы помочь Сергею Иосифовичу попасть депутатом в Госдуму?" Я разумеется, был только за, собрал людей, которым можно было доверять, ведь в тот период, это была не совсем популярная тема у областного руководства. Мы, что называется, бросили шапку, собрали, что нужно было, выдвинули его от бабуринского блока "Народовластие", а поддержки народной ему и не надо было просить, так как люди за него сами проголосовали с охотой. Мы ему создали условия чисто технические, чтобы он мог прилететь. Понимали, что приобретем настоящего депутата в Госдуме, где нам нужна была поддержка. То Правительство РФ оставило этих заслуженных людей практически без средств к существованию. Эти партийные работники были людьми, которые не наворовали для обеспеченного будущего, они жили на зарплату. На тот момент Сергей Манякин ходил по Москве с холщовой сумкой и искал, где бы купить продуктов да подешевле. Когда мы сделали его депутатом Госдумы то решили две задачи, он получил не просто статус, но еще и средства к элементарному существованию а область приобрела в его лице достойного депутата. Еще вспоминаю 2003 год, я находился в служебной командировке в Москве, меня приглашают на 80-летний юбилей Манякина. Конечно, я обрадовался – такой человек пригласил меня на юбилей! Праздновали в ресторане "Васильевский" гостиницы "Россия", и он был полон, было очень много омичей, живущих в Москве: Валерий Рощупкин, Михаил Ульянов, его бывшие соратники по партийному аппарату и т.д. Мэр Белов позвонил мне и сказал что приехать не может и попросил поздравить от городской Администрации. Многие депутаты Горсовета, не тот момент, не одобрили бы моего поведения как статусного лица и я это понимал. Но пользуясь полномочиями, предоставленными мне Уставом Омска, я пришел и до самого пола поклонился Манякину от омичей за то, что он сделал для города. Ожидание всеми поздравления от официальных лиц Омской области было настолько велико, что когда мне предоставили слово в этом огромном зале была такая тишина, что писк комара можно было услышать.

А экс-губернатор Полежаев, по-Вашему, пока не заслужил таких почестей?

Все знают сложность наших взаимоотношений. Я работаю в Москве, а не в Омске, потому что там можно заработать на жизнь, а здесь в течение многих лет я не могу получить работу, которая бы соответствовала моему опыту и уровню квалификации. Но знаете, будучи в столице, я поздравлял телеграммой Леонида Константиновича с 70-летием. Отношение к тому, что он сделал для Омской области, у меня в целом положительное. Он много сделал. Но время увековечивания его памяти еще не пришло. Дай Бог ему здоровья!

Читайте также