Президентский грант не дают тем, кто "на боку"

Наш театр получил президентскую поддержку, войдя в список тринадцати лучших театров России.

Третий год наблюдаю, как растет внимание федеральной власти к театральному делу. Русский репертуарный театр как минимум раз в полгода становится темой для детального разговора Президента или премьер-министра с деятелями культуры. Может, и вправду, сбудется мечта народного артиста, председателя СТД Александра Александровича Калягина на уровне ЮНЕСКО признать русский театр Национальным достоянием? Хотя, что это даст? А вот внимание на любом уровне управления дает многое…  


С руководителями театров федерального подчинения Путин встречался в начале этого года в Пензе. И вот еще одна встреча, теперь в Москве, в театре Ленком. Путин коротко обозначает главные пункты для разговора:
- Подвести итоги того, что уже сделано, выслушать мнения по некоторым вопросам и наметить дальнейшее движение, чтобы хотя бы первые полгода следующего года не останавливаться. Прежде всего, это вопросы экономические и административные.

Первый вопрос, который был поднят в Пензе, это право распоряжаться средствами, производить закупки и прочее (без чего невозможен выпуск спектакля) без конкурсных процедур в объеме 400 тысяч рублей. 23 ноября были внесены поправки в 94 закон. "Я бы хотел услышать, считаете ли вы это достаточным, или там есть подводные камни, которые я мог бы и не заметить?" – не успокаивается премьер-министр.  

Второй вопрос касается концепции развития театрального дела в РФ. Над этой концепцией шла работа в течение трех лет. И вот эта работа завершена. - Здесь тоже хотелось бы услышать ваше мнение, нужно ли еще там на что-то обратить внимание. Я помню вашу озабоченность в связи с развитием театров на периферии, не в столице. Нужно ли здесь еще что-либо дополнить? Во всяком случае, я готов переговорить с руководителями регионов и поручить им региональные концепции разработать, если это нужно. "С этой цифры – поподробнее".  
С 2006-го года разрабатывается и реализуется приоритетный региональный проект "Культура Омской области". В нем детально прописан путь развития театрального дела, проработаны источники финансирования творческих проектов, четко обозначено фестивальное движение, в общем, учтены все творческие амбиции серьезных профессионалов от театра. То есть, в Омском регионе всё, о чем говорится сейчас на федеральном уровне, давно проработано, есть свои оригинальные ноу-хау – как, к примеру, контрактная система академической драмы. 
Вот именно по этой причине один из театральных деятелей на встрече с премьер-министром сослался на омский опыт. Речь пошла о том, что театрам необходимо создать фонд служебного жилья, так как профессия требует перемещения по стране за режиссером, за новым интересным проектом и так далее. А в Омском регионе такой фонд давно создан.

Путин:
- Вот, во всех тех театрах, в которых Вы работали… В Омске, вы сказали, служебное жильё существует. Если б служебное жильё существовало у нас везде, тогда можно было бы людям переезжать из одного места в другое. И жители того или иного региона, они бы видели новые лица, новые творческие возможности. Могли бы жить более полноценной жизнью в регионе. Интереснее она была б, разнообразнее. И вот этот путь, о котором вы сказали, очень правильный. Если творческий работник хочет перемещаться, уехать в провинцию, потом в столицу, потом снова вернуться в провинцию, он же где-то жить должен. К этому стремиться нужно.
В беседу вступает руководитель очень знаменитого театра из Санкт-Петербурга Малого драматического, носящего статус «Театра Европы» Лев Додин:
– Да, для нас это огромная проблема.
Путин:
– Это одна из самых главных проблем. Потому что самая затратная.
Додин:
– Даже в самом престижном театре в Петербурге сегодня иметь молодых артистов очень трудно, потому что им не на что жить и негде. И у них нет надежды из их зарплат даже пойти на ипотеку, у них не хватит.
Путин: - А вот если бы театр имел вот ваш, служебное жилье там, 20-30 квартир, уже легче было бы работать!

Питер давно пытается навести с Омском административные мосты с сфере культуры. Еще на гастролях омской драмы, проходивших в БДТ, руководство города на Неве, просмотрев весь наш репертуар, познакомившись с тем, как налажено у нас дело, решили обменяться опытом. Но всё застряло на уровне желаний и громких заголовков «Десять дней, которые потрясли Петербург». И может быть, по количеству регалий омский театр драмы пока всё же уступает именитым коллективам двух столиц, но по уровню создания социальных условий, как выяснилось, может служить примером.
В 2001 году Губернатор области Леонид Полежаев возглавил Попечительский совет театра, планомерно стали решаться вопросы социального характера. За 10 лет приобретено 20 квартир для служебного пользования. А кроме всего прочего, была запланирована в региональном бюджете и проведена масштабная реконструкция исторического здания театра. Красоте здания сегодня завидуют все гости омской драмы.
За эти годы удалось возобновить работу уникальной омской лаборатории современной драматургии. 30 лет назад о ней говорила вся страна, наша лаборатория открывала имена и давала дорогу в жизнь драматургам. Так, именно в Омске зазвучало имя Владимира Гуркина, написавшего «Любовь и голуби». Пять лет назад был задуман грандиозный фестиваль – международный, театральный, с громким названием «Академия». В июне 2012 года пройдет уже третий форум, позволяющий омичам увидеть самые интересные спектакли европейских театров. Почти каждый год омский театр номинируется на самую престижную театральную премию «Золотая маска», являясь шестикратным обладателем награды. Вполне логично от Министерства культуры РФ поступило предложение сделать омский театр драмы базовым для всех театров Сибири, чтобы соседи могли перенимать у нас позитивный опыт. Всё, что горячо обсуждается сейчас на федеральном уровне, в вопросах театрального дела стабильно работает в Омской области.
- Президентский грант не дают тем, кто давно лежит «на боку». Надо дело делать, как говорил Серебряков в известной чеховской пьесе, - итожит наш разговор о предстоящем получении гранта директор омской драмы Виктор Лапухин. - Мы вошли в число 13-ти грантополучателей наряду с МХТ, Александринкой, БДТ, ГИТИСом… Грант выделяется прежде всего на создание творческих проектов. Уже договорились, что к концу следующего года к нам приедет на постановку Римас Туминас, художественный руководитель театра им. Вахтангова.
Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 2
Радио Сибирь