Как важно быть лучшим

Омская драма на «Маске плюс» и «Новой драме» в Москве.

Кажется, что всё это было еще вчера, кажется, руку протяни, и всё это здесь – билет на спектакль «Женщина в песках», перевернутая колба часов на малой сцене Омской драмы, японский зонтик Араки Кадзухо. И буря эмоций , и аплодисменты театрального зала в Москве на вручении Национальной премии, когда первая, вторая и третья «Золотая маска» - спектаклю «Женщина в песках».
Да только спектакль уже давно не играют, а вот «Золотые маски», полученные «оптом» в 1997 году, дали мощный толчок к покорению фестивальных вершин.

В 2011 году Фестиваль «Золотая маска» проводится в 17-ый раз. Основная конкурсная программа проходит в Москве до 14 апреля, а 15-го в Гостином дворе (сама площадка уже диктует нетрадиционный режиссерский подход к организации церемонии) состоится торжественное вручение наград. За 17 лет существования, а это для фестиваля срок немалый, «Золотая маска» стала главным и бескомпромиссным хроникером современного российского театра, представляя в Москве каждой весной наиболее значительные спектакли из городов России. Вместе с тем, она стала инициатором ряда серьезных театр альных мероприятий и проектов, среди которых международная программа «Russian Case», адресованная иностранным гостям, театральный рынок «PRO – Театр». Особое внимание «Золотая маска» уделяет гастрольной деятельности, организуя программу «Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии».
Так, 29 апреля в Омске уже в пятый раз будут показаны лучшие спектакли-лауреаты Национальной премии. Афише «Золотой маски» в Омске» может позавидовать любой регион: «Белая гвардия» МХТ - спектакль, о котором много говорили и писали критики, в котором играют Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Анатолий Белый; легендарный «Московский хор» столь же легендарного Малого драматического театра - театра Европы, с творчеством которого омичи уже познакомились на спектаклях «Братья и сестры», «Дядя Ваня»; два спектакля Московского Театра Наций «Шведская спичка» и «Рассказы Шукшина», в которых мы увидим на сцене Евгения Миронова и Чулпан Хаматову.

С 2009 года в рамках весеннего Фестиваля «Золотая маска» в Москве проходит внеконкурсная программа «Маска плюс». «Маска плюс» дополняет основную конкурсную программу Национальной премии и Фестиваля «Золотая маска» с ее определенным, сложившимся за 17 лет форматом и жесткими принципами отбора, которыми руководствуется Экспертный совет. Этот проект выполняет очень важную функцию – он представляет некий качественный контекст, в который вписаны нынешние спектакли-номинанты конкурсной “Золотой Маски”. И это, конечно, дает повод для размышлений, а общая театральная картина становится куда более объемной.

Отдельным событием программы «Маска плюс» второй год подряд становится раздел, посвященный современной драматургии, названный «Новая пьеса». В него включены эскизные показы, то есть незавершенные постановки, основная задача которых – представить пьесу не на бумаге, а в сценическом пространстве, но не выдавать завершенный результат, а сделать лишь некую пробу за пять-семь репетиций, так называемый « work in progress».
И в «Маске плюс», и в «Новой драме» в этом году участвовали Омские академики.

Не скрою, было много вопросов, почему опять мы участвуем в программе «Маска плюс», а не в основной программе, почему не вошли ни в одну номинацию, зачем в Москве играть эскизный показ современной пьесы, если у нас, в Омске, на базе театра драмы уже седьмой год подряд именно в формате эскизных показов представлены лучшие пьесы современных авторов в рамках Лаборатории современной драматургии. Ответ на все эти вопросы один. Можете ли вы себе представить, что в Москве в общем и целом работает около 300 театров, выпускают спектакли, ежевечернее собирают зрителей, приглашают для участия в постановках звезд мыльных опер и сериалов. Не буду скрывать свой горький опыт, в одном из таких московских театров работала и я, заместителем директора, специалистом по связям с общественностью. За 20 лет существования этот театр ни разу не был номинантом «Золотой маски», что говорит о его глубокой заурядности и провинциальности. Даже если бегло посмотреть афиши Национального фестиваля за 17 лет, из 300 московских театров в них вошли едва ли 15. Чем занимаются, что репетируют и выпускают остальные 285? «Золотая маска» собирает лучших, она каждый год расширяет географические границы театральной России, несмотря на стойкое мнение многих столичных театральных деятелей, имена которых преднамеренно произносить не будем, что театрального искусства не существует за пределами Садового кольца.

Вот именно поэтому спектакль «Экспонаты» Омского академического театра драмы, в свою очередь также вышедший из эскизного показа омской Лаборатории современной драматургии, был представлен в Москве в программе «Маска плюс». Известный театральный критик Елена Ковальская в престижном глянцевом издании «Афиша» представила наш спектакль очень достойно, приведу это представление полностью:

«Экспонаты»

Академический театр драмы (Омск) в Центре им. Мейерхольда, 9 марта, 19.00

Лучший спектакль Сибири и Дальнего Востока.

Постановка питерского режиссера Дмитрия Егорова год назад выиграла на фестивале «Новосибирский транзит» — сибирском аналоге «Золотой маски». Пьеса Вячеслава Дурненкова описывает историю двух провинциальных семей и столкновение двух жизнестроительных стратегий («погибать, но не сдаваться» versus «выживать любой ценой»). Дмитрий Егоров поставил самую популярную новодрамовскую пьесу в одном из сильнейших театров страны — Омской драме».

Второй проект «Золотой маски» «Новая драма» также не обошелся без участия омских академиков. Горячим сторонником нашего выступления в Москве стал Александр Вислов, театральный критик, заведующий отделом «Искусство» столичной «Литературной газеты». Эскизный показ пьесы польского драматурга Иоанны Овсянко «Тирамису» он увидел еще в Омске, на фестивале «Академия», и так впечатлился, что, став экспертом и отборщиком «Новой драмы», уже не представлял московского показа без омской работы. Нам это было вдвойне приятно, поскольку столичная «Новая джрама» сделала акцент именно на эскизных показах, именно таким способом, не сворачивая с выбранного пути, идет омская лаборатория. А значит, идет совершенно правильным путем. Виват, « work in progress»! В Москве наши актеры представили «Тирамису» в историческом театральном зале – на первой репетиционной и сценической площадке легендарного режиссера Анатолия Васильева, где рождались его лучшие спектакли «Шесть персонажей в поисках автора», «Каменный гость»… Энергетика «гения места» передавалась ежесекундно. Она как бы заставляла сосредоточиться, собраться, сыграть достойно.

Всё получилось. Полный зал, аплодисменты, цветы. Присутствовавший на показе Президент Национальной премии и Фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин сказал, что Омская драма, как всегда, оправдала его ожидания.

Достойное продолжение этой истории заложено также в этих двух днях пребывания омичей в Москве. Именно в эти дни Омская драма подала заявку на участие в основной программе «Золотой маски» 2012 года с одним из лучших спектаклей этого сезона «Август. Графство Осейдж».



Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 2
Радио Сибирь