OmskZdes.ru

Статьи • 18 ноября 2011, 21:27

Омские политические дебаты - 2011

Автор: Екатерина Криль

 

Как "12 канал" подпортил пиджак Яну Зелинскому, лишил возможности Владимира Дорохина вволю пожестикулировать, спровоцировал "бегство" с дебатов Елены Мизулиной, не "подобрал" Вадиму Морозову и Александру Панычеву достойных оппонентов и укрепил Александра Кравца в мысли, что Омск – не Томск.

 

В пятницу в Омске завершились политические дебаты в Госдуму РФ и Заксобрание региона. В течение двух недель, в соответствии с российским законом "О выборах", представители всех политических партий могли в эфире государственных телекомпаний обозначить свою позицию по ключевым проблемным моментам развития территории.

После того как теледебаты стали неотъемлемой частью выборов президента США и многие страны, в числе которых и Россия, переняли эту американскую традицию, которая, по мнению политологов, может расцениваться как один из важнейших элементов демократии. Однако любопытно, что, по данным опроса, проведенного Фондом "Общественное мнение" на прошлой неделе в сотне населенных пунктов 43 субъектов РФ, 49% россиян межпартийные теледебаты совсем не интересны, даже федеральные, когда в эфире – настоящая схватка.

Омские дебаты "схваткой" назвать при всем желании нельзя, они больше напоминали проверку техники чтения: на "12 канале" политикам на выступление было отведено по 1 минуте 50 секунд (для дебатов в ГД РФ) и по 55 секунд (для дебатов в ЗСОО), ГТРК "Иртыш" эфирного времени предоставила чуть больше, но ненамного - 2 минуты 9 секунд на Государственную Думу и 1 минуту 15 секунд на Законодательное Собрание. Не все участники выдерживали хронометраж, предвыборные программы озвучивались сбивчиво и тезисно, на споры же с оппонентами, возражения и дискуссии времени, разумеется, не оставалось.

Однако, несмотря на жесткие временные рамки, некоторым участникам выделиться все же удалось. Самым запоминающимся событием омских дебатов-2011, пожалуй, можно назвать реверанс списочника "Патриотов России" Дмитрия Горбунова в сторону омских коммунистов. 11 ноября в прямом эфире ГТРК "Иртыш" Горбунов раскритиковал руководство омской ячейки своей партии и попросился в КПРФ. Конечно, не исключено, что именно теледебаты в одночасье изменили политическую ориентацию 34-летнего "патриота", заставив его посмотреть на Александра Кравца совсем другими глазами, однако лидер омского списка партии "Патриотов России" Владимир Дорохин склонен полагать, что все произошедшее давно и тщательно спланированное (а то и "проплаченное") компартией "дезертирство". Впрочем, как заверил нас Владимир Нефедович, на коммунистов он зла не держит, поскольку те действовали, что называется, "в темную", потому и не разглядели, стащили не очень ценный партийный кадр. Вопросы о том, что делал "бесполезный кадр" в партийном списке и сколько там еще таких, неблагонадежных, - я так и не решилась задать списочному вождю омских "патриотов".

"Мы сделали все, как и полагается сделать по закону. Мы отозвали этого человека из состава списка кандидатов. Вот вам и реакция. А какой реакции ждали? По голове набить? Или что-то еще... Да зачем? Он же не партию опозорил. Да, он неприятное для нас сделал, но при этом он сам опозорился. То есть видите, что человек не владеет собой, неадекватен. Он был раньше в ЛДПР, потом к нам пришел, теперь вот в КПРФ. Ради бога! Считаю, что это работа на публику была. То, что случилось с этим Горбуновым - это очень похоже на тактику, которую использует руководство КПРФ местное: всякие "подляночки" делать, а потом их позиционировать как свободу выбора, но ушки-то видны... То есть где-то они готовили эту совместную акцию, и сегодня выходит, что КПРФ борется с "Патриотами России". Мы на это дело смотрим так: пусть копошатся! Нас это не затрагивает. Тем более, это не такая большая потеря, чтоб вообще о ней говорить. Был у нас "нулем", ну будет тем же "нулем" там", - указал на истинное место бывшего соратника Владимир Дорохин.

Еще одна забавная история произошла уже на теледебатах "12 канала". Ведущий программы Владимир Казанин привел красочный пример, опровергающий мнение, что для кандидатов возможность высказаться на любую тему – это всегда подарок. Оказалось, что отнюдь не на любой счет у претендентов на депутатское кресло есть постоянные непоколебимые суждения. Как-то Елена Мизулина гордой поступью перешагнула порог студии ГТРК "Омск", прижимая к груди подборку материалов о ситуации в сфере ЖКХ, села на предложенное место. Предупредительный и внимательный ведущий напомнил тему, объявленную участникам намного ранее: "Сегодня мы поговорим об образовании!" - "Как об образовании?!! - возмутилась депутат ГД РФ. - Я готовилась к теме ЖКХ!" Елена Мизулина еще ретировалась к выходу, а остальные участники, уже забыв и про курьезный промах омской "справедливоросски", и, вероятно, про тему самих теледебатов, громко рассуждали о самом насущном: как "попилить" высвободившуюся эфирную минуту?

  Вообще, по мнению Владимира Казанина, самое интересное, то, что могло бы действительно охарактеризовать некоторых партийных кандидатов, происходило в моменты, оставшиеся за рамками телеэфира. К примеру, кандидаты от "СР" всегда опаздывали, а остальным приходилось их ждать, а самые жаркие политические споры проходили в коридоре. Кроме того, отмечает ведущий, некоторые оппоненты беззастенчиво прибегали к "заимствованию" текстов и "политических метафор" друг у друга. Говорить о специфике омских дебатов сложно,  Владимир Казанин поделился своими наблюдениями:  

"Роли распределены, и каждый играет, до смешного копируя манеру своих московских партийных руководителей. То есть "жириновец" наш повторяет слова Жириновского, стараясь выкрикнуть погромче, в известной манере. Ласково и застенчиво сидит в углу омское "Яблоко", такой же гиперинтеллектуальный и гиперинтеллигентный лидер у них здесь, который точно так же, как и Явлинский, ни на что не влияет, а все высказывания такие "назидательные", что кажется, будто на лекции в аудитории находишься. Партия власти, я считаю, допустила ошибку в том, что всякий раз на каждые дебаты присылала нового человека. Определенный хаос, который есть в Москве, передается и сюда. Единственный раз, когда все политические оппоненты были поставлены в тупик, это когда "Единая Россия" привела, действительно, агрария-практика Головачева, который их "убрал", если не сказать "закопал" в аграрном вопросе. "Справедливая Россия" - опять же, эта партия должна быть заменой коммунистической партии, должна быть социал-демократической, но пока этого не видно. Понимаете, очень сложно говорить про семейные ценности России, когда у руководящего состава "Справедливой России" семьи (и все сопутствующие семейные ценности) находятся, в общем-то, за рубежом. Без обид, но очевидно, что каждый играет свою игру".

По информации от источников, близких к "12 каналу", ведущий программы обвинил главного омского коммуниста Александра Кравца в том, что его партия все меньше напоминает рабочую крестьянскую, и современные партийные деятели КПРФ не стесняются даже в собственной предвыборной рекламе демонстрировать едва ли не "олигархические" интерьеры обкома. Сам же Александр Алексеевич остался недоволен интерьерами телестудий. В беседе с нашим корреспондентом признался, что хоть и прилежно участвовал в омских дебатах, но никакого интереса к происходящему не испытывал. Более того, коммунист предположил, что и зрителям подобное политическое зрелище тоже вряд ли пришлось по вкусу:

"Вы прекрасно понимаете, что никакие это не дебаты, это издевательство над самим понятием "теледебаты", "дискуссии", "представление программ", "соревнование идей", "соревнование аргументаций". Этого, конечно, не может быть, тем более "12 канал" сознательно построил политику, чтобы прекратить более чем за 2 недели появление в любом эфире, в живом исполнении этих людей. Понятно нам, что сейчас займутся тем, что будут обливать грязью оппонентов. Я так понимаю, что главная цель – это главный конкурент "Единой России", то есть мы. Я достаточно опытный человек в политике, я представляю, что там готовится, какие заготовки уже лежат. Поэтому ни в коем случае не могут устраивать ни время, ни условия, и даже сама организация дебатов демонстрирует пренебрежение власти к тем политическим силам, которые участвуют в выборах. Нет даже нормально оборудованной студии, где люди могли бы достаточно активно работать и взаимодействовать. Для сравнения, я вернулся вчера ночью из Томска, я там участвовал в радиодебатах – там совсем другое построение, там живой разговор, я думаю, это интересно телезрителям. Там партии задают друг другу вопросы, отвечают на них, кто как может, кто на что способен. А в эфире, когда представляются участники, можно изложить программу. Допустим, я имел 10 минут эфира, довольно жесткий разговор с ведущей был, вопросы она стремилась задать мне самые неудобные, но это был живой разговор, где виден был и потенциал кандидатов, и потенциал партии. Я думаю, что это интересно людям. Но Омск – не Томск..."

В общем, кандидатам всего было мало – и времени, и комфорта. Так, Владимир Дорохин, заявил, что идеологических ущемлений он не встретил, но размахнуться ему все-таки не дали, буквально заткнули рот. Микрофоном. "Мне бы хотелось, чтобы на будущее были созданы более комфортные условия для участников. Потому что когда микрофон во рту торчит, неудобно говорить… - пожаловался Владимир Нефедович. - Можно было микрофончики маленькие сделать, чтоб руки были свободны, чтоб что-то, может быть, пояснять, жестикулировать, показывать..."

Ян Зелинский тоже выявил ряд организационных недочетов. Эфирного времени было мало везде, либерал-демократ считает, что ему нужно хотя бы раз в 10 больше. Но это полбеды, рейтинги партии после этих теледебатов все равно в Омске вырастут, уверен координатор регионального отделения ЛДПР. Какие бы препятствия не чинил Яну Викторовичу "12 канал". Таковых, к слову, нашлось немало. Главные - некуда было поставить партийный флажок и пришлось в углу "декорировать" собственный пиджак:

"В плане организации мне больше понравилось, конечно, на ВГТРК, потому что все-таки они молодцы, круглый стол сделали. Не так, как мы на "12 канале" сидели: где-то в уголку нас сажали, знаете, как к стене прижали – влево-вправо нельзя наклониться!! А там большой стол, ведущий посередине. Флажки мы могли поставить. Вот мне приходилось на "12 канале" на пиджачок клеить наклейку ЛДПР, чтобы избиратель видел, какую я представляю партию".

С партийной наклейкой на пиджаке на теледебатах был замечен и Александр Кравец. То ли омские политики не были уверены, что избиратели узнают их в толпе, а то ли после случая с партийным перебежчиком решили действовать в лучших традициях оруэлловского "самостопа", чтоб не забыться и не ступить на такой опасный путь инакомыслия. А вдруг "старший брат смотрит на тебя"? Будь добр, хотя бы визуально соответствуй!  

Омские "единороссы" стремились выделиться из общей кандидатской массы не яркой партийной атрибутикой, а глубоким знанием вопроса, обсудить который, собственно, и собрались. Однако и их ждало разочарование. Со всех оппозиционных сторон сыпалась критика на партию власти, на опровержения времени не было, точно так же как и не было времени, чтобы продемонстрировать собственную высочайшую компетентность. 

"55 секунд - много это или мало?" – спросили мы Вадима Морозова. "Смотря, что нужно успеть сказать, - вполне дипломатично ответил он. - Если нужно сказать, что действующая власть плохая, а мы очень красивые ребята, то этого более чем достаточно. Если говорить предметно, то, наверное, не всегда. Тяжело сориентироваться, когда достаточно много информации, трудно ее подать, объяснить в воспринимаемом виде. Темы достаточно емкие и обширные. Вот взять хотя бы программу молодежного предпринимательства – у нас обычно выступления часовые, и не потому что "вода переливается", а потому что надо объяснить какой этап за каким следует, какая связка между ними и к какому результату это приводит. А популистам времени хватает за глаза".

Александр Панычев, ректор ОмГУПСа, уверен, что во время теледебатов столкнулся с политической "дремучестью" и явным непрофессионализмом. Поразило то, что люди, которые рассуждали о развитии транспортной системы, легко готовы были перекроить бюджет по собственному вкусу за 1 минуту, как клоуны, "жонглировали" статьями, не боясь показаться смешными и уж точно не задумываясь о том, что каждое непродуманное изменение способно изуродовать всю систему. Политический баланс кажется устойчивым только на словах, а каково это на деле балансировать – из собравшихся никто не проверял:

"Все должно быть сбалансировано и выверено как раз для того, чтобы разумно развиваться и сохранять принятые на себя обязательства. Вот это в глаза профессионалам всегда бросается. Тем более, когда говорят: "Мы вот это, и вот это, и вот это – мы бы все сделали!"... А что же мешало? В условиях ограниченности ресурсов мало кто из наших оппонентов когда-то работал, тем более в реальном деле, на реальном руководстве этим делом".

И напоследок снова цифры: все тот же Фонд "Общественное мнение" приводит следующую статистику: 64% опрошенных оказались твердо уверены, что теледебаты никак не могут повлиять на решение избирателя. И лишь 22% респондентов признались, что ТВ-выступления политиков способны оказать на влияние на их выбор 4 декабря.



Татьяна Шкирина

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19770.html