OmskZdes.ru

Статьи • 23 марта 2012, 22:58

КТОС: загадочные четыре буквы или тайна общественного самоуправления

Автор: Екатерина Криль

 

Когда у омичей спрашивают про КТОСы, в 90% случаев можно услышать встречный вопрос: "А что это такое?".

 

Более продвинутые (и менее многочисленные) горожане припоминают объявления и редкие поздравительные открытки, которые КТОСовцы расклеивают по большим праздникам (типа 8 Марта или Нового Года) по подъездам домов. Кто-то вспомнит журнал "Мэрия и омичи", который настырные активисты вручают людям лично в руки. И уж совсем считанные единицы расскажут про важнейшую миссию общественного самоуправления, про ту неоценимую роль, которую КТОСы играют в повседневной жизни города. Жить, по их словам, в городе было бы невозможно, если бы не каждодневная, кропотливая работа активистов-общественников, жертвы, которые они ежечасно приносят на алтарь благоустройства. Не стоит и говорить, что этими единицами скорее всего окажутся активисты КТОСов.

Впрочем, парадокс в том, что исторически они, конечно, правы. КТОСы - комитеты территориального общественного самоуправления - действительно задумывались и создавались как независимая общественная организация, функция которой — представлять коллективные объединенные интересы жителей того района, в котором КТОС, собственно, и существует (сфера интересов общественников огромная: от подготовки к отопительному сезону до трудоустройства подростков и охраны общественного порядка).

Например, деятельный КТОС может превратить свой район в рай для жителей и в сущий ад для местной управляющей компании и/или городских коммунальных служб,  когда активисты по каждому поводу дергают коммунальщиков и заставляют их делать то, к чему жилищные компании не привыкли (а по их глубокому внутреннему убеждению - и не должны), то есть работать. Отмахнуться от общественников себе дороже - они пойдут к власти, в средства массовой информации, там их точно услышат. А это в итоге выливается в суды, штрафы и прочие прелести Кодекса об административных правонарушениях. Вот и получается, что КТОС — самая важная структура в городе. От нее зависит самое, в сущности, главное — то, как будет жить каждый конкретный человек.

Поэтому, введение комитетов территориального общественного самоуправления в конце 90-х должно было стать началом настоящей коммунальной революции.

Но как говаривал еще Отто фон Бисмарк, революцию делают романтики, а пользуются ее плодами негодяи. Уже приводившийся выше пример показывает - горожане не то чтобы считают работу КТОСов недостаточной, они вообще не знают, что в городе, в округе, в их дворе существует какая-то общественная организация. И это при том факте, что в Омске действительно есть огромная, разветвленная система КТОСов. Похоже, что омские общественники скрываются от народа куда лучше масонских лож XVIII–XIX вв.: про них-то дореволюционное общество хотя бы слышало.

Велик соблазн обвинить горожан, дескать, люди сами по себе инертны, вот и бьются несчастные активисты как рыба об лед, пытаясь расшевелить народ. Впрочем, за последний год омичи показали, что если кто-то инертен, то явно не они. Горожане активно борются против коммунального беспредела, против произвола местных властей, участвуют в политике. Но толку от этого, к сожалению, немного: проблемы лишь туже завязываются в Гордиев узел равнодушия чиновников и халатности коммунальщиков.

Люди пытаются стучать во все инстанции, в буквальном смысле обивают пороги высоких кабинетов. Безрезультатно. На добросовестность управляющих компаний полагаться смысла нет. Обязать их работать может либо городская администрация (делать ее это обязывает новый Жилищный Кодекс), либо те же КТОСы (как выразители коллективных интересов людей). С позицией мэрии все, к сожалению, кристально ясно: в отношения между людьми и управляющими компаниями, чиновники предпочитают не вмешиваться, ссылаясь на успокаивающие рапорты КТОСов. Логика, в принципе, понятна: общественникам сделать это проще, они располагают и людьми, и нужными сведениями изнутри, они сами живут на этой территории и знают проблемы.

Что получается на практике? Ровным счетом ничего, система КТОС отчего-то не работает. Активисты ходят на собрания, аплодируют городским чиновникам на всевозможных конференциях и литрами пьют чай в пустующих приемных. А омичи тем временем удивляются, услышав странное слово из четырех букв.

КТОСы и общество оказались разделены большим барьером. Но такой ли барьер стоит между этими, так называемыми, "общественными" организациями и исполнительной властью? Попробуем разобраться. На поверку оказывается, что стены не то чтобы нет, - есть крепкий денежный мост.

Мэрия выделяет сотни миллионов рублей ЕЖЕГОДНО на финансирование КТОСов. На нужды организаций тратятся БЮДЖЕТНЫЕ средства, достаточные чтобы, например, обеспечить жильем десятки детей-сирот.

Сумма расходов на содержание КТОСов в 2011 году (105 миллионов рублей) в полтора раза больше той, что была запланирована в бюджете города на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи (всего 66,7 млн. рублей). Это касается и реализации целевой программы Омска "Обеспечение жильем молодых семей в городе Омске", на которую в проекте бюджета города на 2011 год заложена просто смешная сумма: всего 890 тыс. рублей, не хватит на жилье даже для одной семьи. На долгосрочную программу "Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных бюджетных организациях города Омска", - 55 млн. рублей - вполовину меньше, чем на КТОСы.

Куда уходят эти деньги? Естественно, общественникам зарплату из бюджета не платят. По закону не положено. Но есть немало способов косвенного поощрения. Скидки на коммунальные услуги, участие в многочисленных праздниках, бесплатные проходы на различные елки, концерты (например, на концерт по случаю Дня города попали в основном КТОСовцы и их родственники), ценные призы и прочие "вкусности". Кстати, это даже лучше, чем зарплата: если бы КТОСовцы получали деньги напрямую каждый месяц, эффект был бы куда меньше, чем от нерегулярных презентов "с барского плеча". А вот щедрыми подарками, стимуляцией за нужные действия, вполне можно воспитать нужную лояльность.

В самом КТОСе вполне можно устроить кадровые чистки, был бы нужный председатель. Тут можно сформировать и нужный состав: выгнать тех, кто не нужен, и взять тех, кто будет служить верой и правдой. Тех, для кого главным окажется не голоса жителей, а "кулаком по столу" председателя. Который в свою очередь окажется подотчетен городским чиновникам. Именно так КТОСы в масштабах всего города оказались оторваны от людей, интересы которых вроде как должны защищать, и многочисленными подачками оказались прикованы к городской исполнительной власти. Была фактически выстроена иерархия, основанная на финансовых отношениях.

Но зачем это мэрии? Иметь свою, подконтрольную, разветвленную общественную организацию не просто полезно, это ценнейшее во всех отношениях средство управления, пропаганды. В этом смысле деньги, затраченные на них, КТОСы отрабатывают на 100%. Это агитация за Шрейдера (на последних выборах мэра мы все это наглядно видели), поддержка "Омской инициативы", различные акции, пропаганда (недавно горожане получили новый номер "Мэрии и омичей", активисты разносят также" Домашнюю газету"). Прикормленные КТОСы не вмешиваются в те сферы жизни города, откуда можно извлечь прибыль. Например, при поддержке общественников вполне можно "протащить" на территорию "нужную" управляющую компанию, на месте вырубленных скверов и детских площадок построить ночной клуб, очередной торгово-офисный центр.

Впрочем, даже это не самое важное: омичи оказались лишены самого главного - инструмента воздействия на исполнительную власть, которая умело повернула оружие общества против него же самого. Если люди обратятся к власти со своими проблемами, всегда можно подключить местный КТОС, который скажет, что на вверенной территории все в порядке. А уж к кому прислушается мэрия, и так понятно.
 
Происходит самый главный социологический фокус: КТОС в глазах чиновников в омской управленческой практике ЗАМЕНИЛ СОБОЙ ОБЩЕСТВО. Нет жалоб от КТОСа? Значит, и на территории все в порядке. Точно так же можно отчитаться перед федеральными проверяющими.

Как ни прискорбно, из этой ситуации выйти очень сложно. Существующие КТОСы развращены подарками власти и отвыкли действовать самостоятельно. Даже теперь, когда ушел создатель этой системы, нынешняя городская администрация пытается сохранить свое влияние на общественников. Слишком уж это удобный и выгодный инструмент. Впрочем, теперь удержать его в руках будет на порядок сложнее: обновленный корпус депутатов Городского Совета вряд ли смирится с раздачей бюджетных денег на подарки вассалам.

Павел Ремнев, обозреватель ИА "Омск здесь"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19155.html