Политическая жизнь страны в зеркале общественного мнения (20 – 26 февраля 2012)

Последняя предвыборная неделя: расстановки сил, прогнозы исхода голосования.


Последняя предвыборная неделя: расстановки сил, прогнозы исхода голосования.

Явка на предстоящих выборах, по оценкам экспертов, будет довольно высока, но, скорее всего, не превысит показатели прошлых лет. В 2008 году, по данным ЦИК РФ, явка составила 69,7%, в 2004 году – 64,38%, а в 2000 году - 68,64%. В этот раз, по оценкам ВЦИОМ, на избирательные участки, скорее всего, придут 61,8% россиян. За последние годы социологи фиксируют снижение интереса к выборам Президента (с 2004 года на 7%). Падение потенциальной явки во многом обусловлено ростом скептических настроений относительно результатов выборов – как относительно их честности, так и с точки зрения предсказуемости результата.

Крупнейшие социологические агентства продолжительное время констатируют, что победа В. Путина в первом туре не станет неожиданностью для россиян, более того, они сами предсказывают данный результат. 62% россиян считают, что В. Путин победит уже в первом туре. С января 2012 года доля уверенных в этом выросла на 9%.

Сомнения в честности парламентских выборов в декабре минувшего года подрывают статус и предстоящего голосования. По данным наименее лояльного власти социологического агентства «Левада-центр», выборы 4 марта будут скорее честными, законными (так считают 44% опрошенных), заранее«грязными» их назвали 35%, каждый пятый респондент (21%) затруднился с ответом. В преддверие выборов всеми кандидатами подчеркивалась необходимость проведения честных выборов 4 марта. И действительно, сегодня прозрачность процедуры голосования «выгодна», пожалуй, всем участникам процесса – как кандидатам, так и избирателям. Кроме того, предстоящие выборы станут самыми наблюдаемыми и подконтрольными за последние годы – еще никогда о своем намерении находиться на участках не изъявляло такое число наблюдателей, по всей стране установлены прозрачные урны, а также веб-камеры, позволяющие следить за ходом голосования он-лайн.

Некоторые оппозиционно настроенные политики заранее готовы признать выборы 4 марта нечестными из-за того, что с дистанции сняты Д. Мезенцев и Г. Явлинский. ЦИК РФ обосновал отказ в их регистрации, но главное что, предстоящие выборы будут легитимными в глазах народа. По итогам общероссийского исследования, 70% опрошенных абсолютно устраивает список претендентов на президентский пост и лишь 7% хотели бы видеть других кандидатов.


На минувшей неделе россиян спросили: «Что, на ваш взгляд, прежде всего, будет определять распределение голосов, поданных за различных кандидатов на предстоящих выборах Президента России?». Главным для россиян является известность кандидата и его личные качества (50%). Вторым фактором выбора, по оценкам самих россиян, выступают «сложившиеся симпатии избирателей» - 38%. Программы кандидатов лишь на третьем месте с 31% ответов. Около четверти опрошенных (25%) отмечали важность активной и убедительной агитационной кампании. Наименее явными факторами победы того или иного кандидата россияне назвали – «нарушения при подсчете голосов» (12%), «грязные» избирательные технологии (обман, психологическое давление, подкуп избирателей и т,п,)» (11%) и «нарушения при проведении голосования (манипулирование бюллетенями, открепительными удостоверениями и т.п.)» (10%).


Предвыборная агитация.

Судя по всему, известность кандидата для россиян является одним из главных составляющих успеха. Прошедший месяц стал наиболее насыщенным информационными событиями в борьбе за президентское кресло. Активность кандидатов постоянно менялась, однако по результатам социологических исследований можно определить лидеров. Самым массированным информированием может «похвастаться» штаб В. Путина. Помимо предвыборной агитации в актив претенденту следует отнести и ежедневные новостные выпуски центральных телеканалов с подробным освещением деятельности Премьер-министра. Именно за неравность доступа к СМИ в рамках кампании, В. Путин подвергся критике основных политических противников, пожалуй, не безосновательно.


Несмотря на это, агентство «Левада-центр» констатировало, что за последний месяц на телевидении наиболее запоминаемой стала агитация не Путина, а В. Жириновского. Ее запомнили 74% граждан. Также хорошо запомнилась россиянам ТВ-ролики Г. Зюганова (72%). Агитацию В. Путина в телеэфире заметили лишь 62% респондентов. Доля остальных претендентов еще ниже: М. Прохорова – 60%, С. Миронова – 58%.

Самым запоминаемым на рекламных щитах, плакатах, перетяжках, на общественном транспорте стал также В. Жириновский. Его агитацию вспомнили 28% респондентов, второй В. Путин с 23%.

Г. Зюганов традиционно сделал ставку на распространении печатных материалов и был наиболее заметным в этом направлении – материалы коммуниста видели 17% россиян, буклеты В. Жириновского 16%, В. Путина 15%.


Несмотря на то, что агитация лидера ЛДПР является наиболее заметной, она приносит своему лидеру скорее больше вреда, чем пользы. Лозунги «Жириновский или будет хуже!», сравнение страны с ослом и прочее – все это рождает у многих негативнее эмоции. 43% россиян, видевших агитацию В. Жириновского сказали, что она вызывает у них желание «проголосовать за любого другого кандидата, кроме него» и лишь для 11% она стала убедительной.

Позитивное отношение к агитации Г. Зюганова выразили 17%, негативное – 28%. У С. Миронова это соотношение 12% на 25%, для М. Прохорова – 10% на 32% соответственно.

Единственный кандидат, чья агитационная кампания вызывает скорее не раздражение (15%), а побуждает голосовать за представленного в ней лидера (46%) – В. Путин.

Выборы Президента. Расстановки сил, прогнозы исхода голосования.

Прошедшая неделя не принесла коренных изменений в предвыборные расстановки сил, следовательно, можно предположить, что за неделю до выборов положение дел также серьезно не изменится.


Три крупнейших социологических центра в своих оценках рейтинга лидера достаточно осторожны. Опросы ВЦИОМ однозначно свидетельствуют о том, что даже электоральные рейтинги В. Путина среди всех россиян позволяют ему одержать победу в первом туре.

По оценкам фонда «Общественное мнение» анализ мнений россиян не дает окончательного ответа, однако с учетом прогнозных методик и мнений экспертов, социологи ФОМ также склонны отдавать Премьеру победу в первом туре с уверенным результатом.

Опрос наиболее либерального агентства «Левада-центр» фиксирует рейтинг В. Путина на отметке 45%, однако при отказе от голосов не намеренных участвовать в выборах и затрудняющихся с ответом, В. Путин также получает уверенное преимущество.


Прогнозы исхода выборов.


На основе представленных данных можно говорить о том, что социологи, как и россияне в целом, не сомневаются в победе В. Путина в первом туре. Более того, 57% опрошенных ВЦИОМ заявили, что это был наиболее благоприятный для страны исход.

Г. Зюганов, по оценкам экспертов, займет второе место, набрав около 15-16% голосов. Борьба за третью позицию еще не окончена. Реальную конкуренцию опытному бойцу за президентское кресло В. Жириновскому составит М. Прохоров. Бизнесмен за несколько прошедших месяцев стал значительно более известен и понятен россиянам, в результате чего за него готовы сегодня проголосовать не 1-2% как это было на старте предвыборной борьбы, а 5-6%. Эксперты же предсказывают ему 9% поддержки за счет голосов молодых людей и недовольных действующей властью. Похоже, что аутсайдером президентской гонки станет С. Миронов, который так и не смог убедить россиян в серьезности своих намерений, однако при определенных условиях и он может вмешаться в борьбу за почетное 3-е место.

Каким будет распределение голосов российских избирателей покажет время. Приходите 4 марта на избирательные участки и отдайте свой голос за наиболее достойного, по Вашему мнению!


Даниил Семенов


Материал подготовлен на основе источников:

Аналитического Центра им. Юрия Левады

Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения

Фонда «Общественное мнение»

Фотографии: Interfax, РИА Новости

Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 2
Радио Сибирь