Политическая жизнь страны в зеркале общественного мнения (3 – 9 октября)

Избирательная кампания депутатов Госдумы проходит в спокойном русле. В отсутствие знаковых политических событий на прошедшей неделе, электоральные настроения россиян остаются стабильными.

Избирательная кампания депутатов Госдумы проходит в спокойном русле. В отсутствие знаковых политических событий на прошедшей неделе, электоральные настроения россиян остаются стабильными.

Политически активные граждане до сих пор обсуждают результаты Съезда «Единой России», на котором произошли ключевые события – рокировка «тандема», оглашены планы «партии власти» на предстоящих выборах и обозначены приоритеты развития страны на ближайшие годы. По итогам изучения состояния общественного мнения, аналитики сходятся в том, что во многом итоги съезда не однозначны. После определения ролей Д. Медведева и В. Путина в ходе ближайших избирательных кампаний, россияне склонны испытывать как оптимизм, так и некоторое разочарование.

В лагере первых присутствует надежда на сохранение стабильности, преемственности власти и, несомненно, радости возможному возвращению В. Путина на пост главы страны. Разрешение главной политической интриги повлекло рост доверия как В. Путину, так и «Единой России». Следует отметить, что изменения (+1%) настроений россиян сравнимы с размером статистической погрешности. То, что реформы в политике необходимы, понимает и высшее руководство партии. Д. Медведев в недавнем выступлении заявил, что российское правительство, которое будет сформировано после выборов, будет состоять из абсолютно новых людей. Элементом новизны, в целом неплохо воспринятым населением, стало появление Общероссийского народного фронта. Участие общественных сил в выборах отчасти повысило веру россиян в то, что следующий состав депутатов ГД РФ будет «ближе к народу».

В стане разочаровавшихся итогами Съезда высказываются мнения о том, что на предстоящих выборах партия не предлагает ничего нового и изменение мест В. Путина и Д. Медведева в вертикали власти также никак не скажется на политической обстановке. 55% россиян в ходе всероссийского опроса ВЦИОМ признались, что решения, принятые на съезде «Единой России», не были для них неожиданными. Помимо этого, с приходом Путина некоторые граждане потеряли веру в модернизацию и начало перемен, многие все еще считают «Единую Россию» партией чиновников и лиц, идущих во власть с корыстными интересами. На прошедшей неделе свою позицию в этом ключе высказал известный деятель культуры А. Кончаловский, отказаться от прямой поддержки «Единой России» решил А. Макаревич, группы «Машина Времени» и «Чайф».

Негативно на рейтинг «партии власти» сказываются слухи о том, что на предстоящих выборах «Единая Россия» собирается использовать административный ресурс. Так, газетой «Ведомости» был опубликован материал о существовании некоего поручения губернаторам от администрации президента обеспечить «Единой России» средний по стране результат выше 65 процентов. Информация была настолько серьезно воспринята, что даже Президент Д. Медведев был вынужден опровергать появившиеся слухи.


Электоральные рейтинги партий на прошедшей неделе.

По итогам минувшей недели серьезных изменений в настроениях россиян не обозначилось. После некоторого оживления, связанного со Съездом, рейтинг «Единой России» вернулся на прежние позиции – 41%. Следует отметить, что по данным Фонда «Общественное мнение» это минимальная отметка для партии с 2008 года. С начала 2011 года, «партия власти» утратила 9% потенциальных голосов россиян.

Несмотря на это, потерянные «голоса» практически не уходят к конкурентам. Позиции ближайших соперников - КПРФ за неделю ухудшились на 2%. ЛДПР по-прежнему балансирует на отметке 9-10%. «Справедливая Россия» не может преодолеть барьер в 5%.

По итогам выборов, рейтинги партий будут выглядеть более внушительными, поскольку в их пользу перераспределятся голоса «не определившихся» с выбором. На текущий момент затруднились с выбором партии 14% россиян.


Информационное освещение выборов в СМИ.

Социологи «Левада-центр» узнали мнение россиян о роли СМИ в текущей кампании. «Сообщения прессы важны, так как проясняют ситуацию» - такого мнения придерживаются лишь 10% россиян. Такие сведения привлекают внимание к голосованию и дают возможность определиться с выбором для 24% опрошенных. Около трети россиян относятся с материалам СМИ скорее негативно – 17% считают, что они могут запутать, мешают принять собственное решение, а 16% не обращают внимание поскольку в принципе не верят телевидению, газетам, радио.

Никакого влияния политические сведения в прессе не оказывают на мнения 7% опрошенных. Не обращают внимание на такие сведения, т.к. не интересуются политикой 11% респондентов.

Лидерство по количеству материалов в средствах массовой информации на протяжении последних лет принадлежит «Единой России». Следует отметить, что мнение оппозиции с каждым годом освещается все чаще, однако ни одна из политических партий не может похвастаться столь масштабным присутствием своих членов, руководителей на экранах телевизоров и в материалах газет, как «партия власти». Во многом это связано с тем, что лидерами партии являются В. Путин и Д. Медведев – самые влиятельные и часто упоминаемые политики страны, а также с тем, что «Единая Россия» - партия большинства в Госдуме и от ее позиции и решений во многом зависит жизнь страны. Если доминирующая роль «единороссов» на телевидении не вызывает сомнений, то влияние «партии власти» в Интернет пространстве страны практически незаметно. Именно этот канал информации с молодой, активной аудиторией с каждым годом набирает популярность и постепенно может стать доминантой в информационном пространстве страны. В сети позиции «Единой России» относительно слабы, особенно в блогосфере.

Активность партии в СМИ иногда может иметь и негативные последствия. Так, в соответствии с данными ФОМ россияне испытывают некоторую усталость к агитационной кампании партий. На вопрос «Какая партия совещается в СМИ слишком подробно?», 35% опрошенных назвали «Единую Россию». Таким образом, треть россиян уже устала от упоминаний «единороссов» в прессе. На втором месте ЛДПР – 7%, также в список «назойливых партийных кампаний» россияне склонны добавлять КПРФ – 5%.

Даниил Семенов

Материал подготовлен на основе исследований:

Аналитического Центра им. Юрия Левады,

Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения,

Фонда «Общественное мнение».



Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 1
Радио Сибирь