События второй недели августа в зеркале общественного мнения

На второй неделе августа россияне продолжали следить за беспорядками в Великобритании.

На второй неделе августа россияне продолжали следить за беспорядками в Великобритании. Для молодежных выступлений характерна аполитичность участников. Жители бедных районов не выдвигают четких требований, не выступают за пересмотр социальной политики, а лишь грабят магазины одежды и техники, считая это больше развлечением, чем формой протеста. Известно лишь, что одной из причин массовых беспорядков стал протест против незаконных, по мнению погромщиков, действия полиции и убийство одного из представителей уличных группировок.

В нашей стране в настоящее время продолжается реформирование силовых структур и в частности полиции. ВЦИОМ опубликовал результаты исследования отношения россиян к переаттестации сотрудников правоохранительных органов. В наибольшей степени за новостями, относящимися к данном теме, следят жители страны в возрасте 35-60 лет. В целом среди россиян хорошо осведомленных о том, что сотрудники милиции должны пройти переаттестацию для продолжения службы, примерно 39%. Что-то слышали об этом 48%. Остальные 12% узнали об этом от исследователей впервые.

Большинство участников исследования (57%) скептически относятся к данному событию, считая, что переаттестация никак не отразится на качестве выполняемой работы. Примерно треть (28%) считают, что сотрудники правоохранительных органов станут работать эффективнее. Еще 4% настроены негативно, считая, что эффективность снизится. В целом превышение доли оптимистов над пессимистами говорит о положительном отношении россиян к данном реформе.

Эффективность борьбы с преступностью во многом зависит не только от действий полиции, но и от помощи населения правоохранительным органам. В этой связи на фоне обновления кадров полиции, ВЦИОМ узнал у россиян насколько они готовы оказывать помощь сотрудникам силовых структур. Большинство жителей нашей страны (56%) будут безвозмездно сообщать полиции о готовящихся или совершенных преступлениях. Не собираются информировать о совершенных правонарушениях 18% опрошенных, чаще всего – жители с низким уровнем дохода, мужчины 18-34 лет, жители Южного и Северо-Кавказского ФО и электорат ЛДПР.

Пресс служба МВД распространила сведения о том, что вскоре за оперативное и достоверное информирование о совершенных или готовящихся правонарушениях гражданам может быть выплачено вознаграждение до 300 тыс. рублей. На данный момент об этом шаге МВД знают или что-либо слышали лишь 18% россиян, впервые от интервьюеров узнали 80% респондентов. В оценке того, поможет ли эта мера в раскрытии преступлений, опрошенные разделились – 36% считают, что поможет, в обратном уверены 34%, затруднились с ответом – 30%. На данный момент можно предполагать не особо значимый эффект денежного вознаграждения для россиян. Среди тех, кто не был готов бесплатно сообщать полиции о преступлениях, вероятность возможного вознаграждения переубедила лишь 6% опрошенных.

Для Омской области в большей степени, чем в других регионах, актуальны экономические проблемы, чем социальные. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение». В общей структуре проблем в целом по России наиболее актуальны неудовлетворительное состояние ЖКХ, высокие цены на услуги ЖКХ (54% опрошенных назвали данную проблему главной). На втором месте находится «рост цен на товары и услуги» (49%). Для сравнения, в кризисном 2008 году наиболее актуальной была проблема цен (76%), а состояние ЖКХ – на втором месте (29%). На третьем месте находится проблема «низкий уровень заработных плат» (45% респондентов назвали данный аспект самым важным). Далее следует комплекс социальных проблем: алкоголизм (34%) и наркомания (29%).

В целом средний уровень актуальности социальных проблем – 15%, экономических проблем – 27% в России. Омская область относится к группе субъектов, где участники исследования упоминали социальные проблемы реже, чем в среднем по России, а экономические – чаще. Так, актуальность социальных проблем в регионе – 17%, экономических – 28%.

Серьезную обеспокоенность общества вызывает проблема курения. Россия давно входит в круг наиболее курящих стран мира, поэтому активные шаги по борьбе с данным социальным явлением обречены на неоднозначную оценку. В начале августа стало известно, что Минздравсоцразвития РФ готовит антитабачный закон, как говорят многие – самый жесткий за всю историю страны.

По данным опроса GATS (Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака), в России курит 60,2% мужчин и 21,7% женщин. Всего курят 43,9 млн. взрослых, что составляет почти 40% населения страны. Среднестатистический россиян выкуривает 17 сигарет в день. В результате из-за болезней, вызванных курением, ежегодно умирают 400 тысяч россиян.

Курит четверть всех подростков 13–15 лет (27% мальчиков и 24% девочек). Уровень распространенности курения среди мужского населения России является одним из самых высоких в мире, а среди подростков – одним из самых высоких в Восточной Европе.

Некоторые меры по ограничению табакокурения и рекламы сигарет были уже приняты Правительством, однако новый законопроект предполагает введение значительно больших барьеров для курильщиков и табачных кампаний, в частности следующих:

  • Полный запрет на курение в поездах дальнего следования, на пассажирских судах, в аэропортах, вокзалах и на входе в них, а также в гостиницах, ночных клубах и ресторанах.

  • Запрет на курение на рабочих местах и в подъездах жилых домов. Для оборудования в подъезде курительной зоны потребуется получить согласие всех жильцов. Оборудование курилки на работе оставляется на усмотрение работодателя;

  • Продажа табака исключительно в крупных магазинах без открытой выкладки, запрет на продажу табачных изделий в ларьках;

  • Установление минимальной розничной цены на пачку сигарет в размере 61 руб., что, вероятно, приведет к удорожанию цены сигарет.

  • Запрет на поштучную продажу;

  • Запрет на любую рекламу сигарет, спонсорство табачными компаниями любых мероприятий и соревнований. Курить запрещено будет всем героям фильмов и телепередач, снятых после вступления в силу данного закона.


Данные меры, безусловно, будут способствовать снижению числа курильщиков в России. Сейчас, пока реклама табака разрешена в печатных изданиях, производители обладают мощным маркетинговым инструментом воздействия на аудиторию. По данным Аналитического центра им. Ю.Левады, яркая картинка, используемая в качестве рекламы в журнале, привлекает, как минимум, 25% читателей; оригинальная / необычная идея – 20%; убедительный слоган – 19%. Планы Минзравсоцразвития РФ по дополнению пачек сигарет иллюстрациями последствий курения или пораженных никотином органов должны иметь серьезный эффект.

Даниил Семенов

Материал подготовлен на основе исследований:

Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения,

Аналитического Центра им. Юрия Левады,

Фонда «Общественное мнение»,

Минздравсоцразвития РФ.

Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 2
Радио Сибирь