Нужны ли людям депутаты — мажоры?

Или почему мажоритарная избирательная система не выживает в суровых условиях омской политической зимы.

    Сегодня мы можем видеть, как активно реформируется законодательство, в том числе и то, которое касается выборов в органы местного самоуправления. Теперь местные парламенты, в составе которых действует более 20 депутатов, будут избираться либо полностью по пропорциональной системе, либо по смешанной. А значит и омскому горсовету придется менять правила игры, - и на следующих выборах депутаты будут выбираться уже по другой избирательной системе. Какой, - определит Законодательное Собрание Омской области.    А теперь попробуем разобраться, зачем нужно менять одну избирательную систему на другую, и в чем преимущества пропорциональной системы именно для горсовета в Омске, а в перспективе, - для омичей. И придет ли с наступлением лета тепло в замерзший от политической стужи городской Совет Омска?   На данный момент, в городе сложилась плачевная ситуация, - городской Совет, замороженный мэрией до состояния сада ледяных скульптур, фактически перестал играть роль представительного органа и выражает чьи угодно интересы, - но не горожан. Почему? Корень зла видится законодателям в системе выборов.    Депутаты, избираемые по мажоритарной системе (принятой сейчас), слишком самостоятельны на бумаге и де-факто слишком зависимы от власти на местах. С одной стороны, депутат горсовета, как черепаха, имеет настолько сильный панцирь законных иммунитетов, что процедура снятия становится возможной только через решение самого городского Совета, или в результате отзыва депутата своими же избирателями, - мера, практически не используемая.    Для чего созданы такие сильные защитные механизмы? Безусловно, причины благие, - депутат должен как можно меньше зависеть от органов исполнительной власти. Для этого же, исключена процедура снятия депутата, скажем, по решению мэра, губернатора, или президента - так достигается их независимость на всех уровнях власти. Но, как оказалось, мажоритарная система создана явно не для Омска. Городской Совет, вместо того, чтобы защищать интересы омичей, попросту обслуживает исполнительную власть города. Депутаты тоже люди, при желании можно найти рычаги влияния на каждого из них. В этом случае, при мажоритарной системе городская администрация, мэрия Омска, может контролировать депутатов еще на стадии формирования городского Совета, - то есть тогда, когда депутаты еще не сели в свои кресла. Делается это так:   «Нужным» кандидатам предоставляется помощь в рекламе, им оказывается содействие при организации встреч с избирателями и прочая поддержка - мало ли у исполнительной власти административных ресурсов. Другим же депутатам, - то есть тем, которые в составе горсовета не будут следовать указаниям «свыше», - чинятся всевозможные препятствия. Таким образом формируется городской Совет, состав которого будет подконтролен мэрии.    Становится понятным механизм, с помощью которого исполнительная власть при мажоритарной системе выборов может контролировать законодательную власть. Но зачем это делать чиновникам? Чем так привлекателен городской Совет исполнительной власти? Ответ прост. Достаточно сказать, что тот, кто контролирует горсовет, фактически контролирует город. Это и бюджет, и муниципальная собственность и многое другое. В этой ситуации горсовет становится незаменимым для чиновников. Составленная из подконтрольных депутатов, городская дума примет любые решения, которые от нее потребует мэрия. Это очень хорошо видно на примере продажи муниципальных рынков, банкротства муниципальных предприятий, продажи городской земли в частные руки и другим фактам. Горсовет в этой ситуации становится «щитом», за которым можно спрятаться и переложить ответственность за принятие решения на самих же омичей, интересы которых якобы представляют депутаты.    Впрочем, такое раздолье долго оставаться незамеченным не может. Общество уже обратило внимание на климат в горсовете: с легкой руки общественных организаций раскрываются нелицеприятные подробности деятельности депутатов. Мажоритарная система оставляет депутата в «свободном плавании», - после того, как он займет кресло в горсовете, поддержка избирателей перестает быть ему нужной. А избиратели, в свою очередь, не могут проконтролировать действия своего избранника. При пропорциональной системе, появляется процедура отзыва. Депутат, если он в горсовете не представляет интересы людей, избравших его, может быть отозван, а его место замещено депутатом, следующим за ним по партийному списку. При голосовании по пропорциональной системе определяющую роль играют политические партии. Именно им предстоит стать мощным заслоном на пути сохранения независимости депутата перед городской администрацией. И у пропорциональной и у мажоритарной системы есть свои преимущества и свои недостатки, - но в данном случае, главным фактором является то, что при пропорциональной системе, депутата не сможет контролировать исполнительная власть, чиновники, в своих интересах. Которые не всегда, а точнее, всегда не совпадают с интересами людей. Пропорциональная система доказала свою эффективность в российских условиях, - это более зрелая избирательная система, которая требует развитых демократических институтов и устоявшихся политических партий. И российское общество уже готово к этому, - ведь и в Госдуму голосование проходит по пропорциональной системе.
Павел Ремнёв, обозреватель ИА "Омск Здесь"
Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 2
Радио Сибирь