Свое дело - твой успех

Как вырастить малый бизнес? Накануне второго предпринимательского форума мы расспросили об этом Вадима Морозова, председателя правления региональной Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства.

Как вырастить малый бизнес? Накануне форума мы расспросили об этом Вадима Морозова, председателя правления региональной Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства.

- Вадим Владимирович, расскажите, каким обещает быть 2-ой предпринимательский форум? Действительно ли молодежному бизнесу будет уделено больше всего внимания, если так, то почему?

- Каждый день из предстоящей Недели предпринимательства - это форумы, площадки. Они, безусловно, будут наполнены каким-то практическим содержанием для решения вопросов развития предпринимателя и его бизнеса. Форум стартует 23 мая, мы подведем итоги детского конкурса "Мое дело". Параллельно на площадке бизнес-инкубатора молодежное студенческое предпринимательство обсудит вопросы продвижения бизнеса, которые и интересны, и познавательны, и имеют практическое прикладное значение. Ведь перспективы развития России, и в том числе Омского региона, безусловно, связаны с молодым поколением. Насколько активно оно войдет в предпринимательство, насколько оно вообще будет иметь активную жизненную позицию - это очень важно. Здесь уже, я считаю, трудно создать некую альтернативу. Насчет идей, вы знаете, есть разные оценки. Есть молодые ученые, которые уже сгенерировали и имеют тот инновационный продукт, который необходимо "отшлифовать" и дальше продвигать, и есть те, кто находится на разных стадиях. На мой взгляд, это закономерно и правильно. Мне бы хотелось подчеркнуть, что перспективы развития связаны со смелыми решениями, с не зашоренным взглядом — наверно, подход, который нужен уже, исходя из новых требований, из новой реальности. Именно молодежь, когда готовит проекты - любые, в том числе и бизнес-проекты, подходит максимально креативно. Сейчас у нас идут несколько конкурсов на лучшую инновационную идею и на лучшую бизнес-идею. Мы создали инструмент, который позволяет уже на начальном этапе оценивать предпринимателю, особенно молодому, его бизнес-идею. То есть это сокращает время, если он попадает совсем в "в никуда". "А давайте разводить розовых слонов!" Мы оцениваем, смотрим: а зачем они? То есть, может быть, красиво, но не совсем перспективно и не понятно прикладное значение этих вещей. А через эти механизмы человек как раз дальше нарабатывает первый, второй, третий шаг и так далее.

- Сегодня вы говорили о том, что задача этого форума, всей этой работы, которая ведется и в предыдущие годы, и сейчас продолжается - это создать такую систему, такой бизнес, который смог бы закрыть какие-то пустующие ниши в экономике. Если говорить об этом, то в чем омская экономика нуждается? В каких бизнес-идеях?

- В Омске конкуренция в сфере ритейла выше по сравнению с муниципальными образованиями области. Сейчас эта ниша заполняется. Мы видим: активно выходят торговые сети на Омский регион. Причем они сразу, не останавливаясь, транзитом по Омску, идут дальше, наполняя муниципальные центры Омской области. Это один из таких показательных примеров. Если говорить о других отраслях, то конкуренция по районам все-таки ниже, так как есть определенный вакуум в бытовой отрасли, в поддержке, есть вакуум в сфере дошкольного образования. Это то, что можно сейчас брать и делать. Причем когда мы обсуждали эти вопросы с главами поселений, с нами соглашаются, ведь есть практическое подтверждение, есть молодые семьи. Допустим, Любинский район - 50-60 километров от города. Но зачем возить ребенка в омское дошкольное образование, когда можно набрать местную группу - те же деньги, но ведь гораздо удобней для родителей. Сейчас через карту проектов мы запустили в каждом муниципальном образовании такую систему: фиксируем, в чем нуждается район, так называемые точки роста, служащие своеобразным показателем для предпринимателя. Он может сомневаться, ведь есть определенный риск: запускать или не запускать? Будет спрос или не будет? Деньги я вложу, а как? Мы говорим: да, эта потребность есть. В таком-то районе - минимум сто детишек на очереди в детский сад, а в таком-то нет пекарни, нет салона красоты.

Особенно динамику мы отметили по прошлому году, когда сделали акцент на переработку, хотя для производителя омского было привычнее продавать сырье. Вырастил крупный рогатый скот, свинюшек, барашков и как мясо реализовал. То же самое с молоком - сдал без переработки. Когда мы начали обсуждать в ходе бизнес-планирования, где, собственно, добавленная стоимость, дополнительный заработок? Вот он идет как раз на переработки. И нам удалось убедить наших, в первую очередь, сельских производителей, предпринимателей, что необходимо собственное производство. И по динамике заводов, которые открылись в области, видно, что нас услышали.

- То есть у бизнеса на селе по-прежнему хорошие перспективы?

- Показательны и статистические цифры, и наши собственные наблюдения: постоянно появляются новые предприятия и новые предприниматели. И еще тенденция: предприниматели, которые уже реализовались в каком-то своем бизнес-проекте, не прочь запустить следующий. То есть не успокаиваться на достигнутом, а идти параллельно с молодежью, с начинающими предпринимателями и говорить: "А давайте еще! Хочу поставить завод!" - "А я хочу дом быта. Как в Саргатке, например". Раз - и построили дом быта. А кулинарию с выпечкой? "А давайте!" Есть поселения где открылись фитнес-центры. А ведь раньше говорили что индустрия красоты только в областном центре может развиваться! А уже сейчас в поселениях об этом думают, открывают. По большому счету, пока прогноз такой, что это однозначно не сверхприбыльный бизнес, но, с другой стороны, он и не убыточен. Это очень важно в проекте, когда он выходит на некую точку самоокупаемости, а потом рассмотреть по той рентабельности, которая у него появляется. То есть перспектива, емкость рынка Омской области достаточна. Малый и средний бизнес быстро адаптируются, в общем-то неуспешных проектов нет. Мы привлекали предпринимателей, идет строительство мини-рынков по всем районам Омской области. Продовольственное направление очень прибыльное, в сельских продуктах нет "Е"-шек, это не генно-модифицированный продукт. Потребитель с удовольствием возвращается к натуральному, и это как раз то эксклюзивное преимущество, которое может предоставить сельский товаропроизводитель. У него нет огромных площадей, он не использует у себя в ассортименте все эти добавки в технологиях, у него достаточно все просто. В результате он дает качество. Если молоко пьем, то это молоко. Если едим колбасу, то это нормальная колбаса: говядина в сочетании со свининой. Рынок сразу это оценил, судя по продажам, судя по тому, что остатков у сельских товаропроизводителей нет.

- О сфере услуг в районах Вы говорили: салоны красоты, фитнес-центры. Все это ведь женских рук дело. О женщинах-предпринимательницах, которым, как известно, будет посвящен один из дней, хотелось бы поговорить.

- Гендерная политика - это такая лакмусовая бумажка в предпринимательстве. Если объективно подходить, то женщин больше по статистике. Если говорить об активности, то женщины, однозначно, не хотят уступать в активности мужчинам. Даже для молодых мам, занятых детьми, дело найдется. К примеру, швейное производство, сегодня появляются проекты, связанные с моделированием. Как правило, это эксклюзивные вещи, пошив индивидуальной одежды. Берется программа, делаются вышивки, лекала какие-то. Это, во-первых, интересно, для всех женщин: создание привлекательного образа - это совершенно понятная потребность, реализация которой приносит безусловное удовлетворение. Но самое главное, это хороший бизнес, потому что эксклюзив востребован. Сейчас мы говорим не только про Омск, но и про районы, где возникают салоны красоты, где предоставляются практически все те же услуги, что и в областном центре. Появляются дома быта, там возникают швейные мастерские, которые используют в том числе и дизайнерские проекты у себя. Не просто пошить, перешить, пуговицы поменять, а именно дизайнерский проект, которой предоставляет возможность что-то новое сделать. Ну и проекты, связанные с дошкольным воспитанием детей. Практически это женские проекты. 

- В этом году программа насыщенней, чем в прошлом. Результат этого года будет продолжением итогов прошлого, это будет целенаправленной политикой?

- Сейчас вся программа (если мы говорим о программе развития малого и среднего предпринимательства в Омском регионе) рассчитана до 2013 года. Мы для себя поставили задачи синхронизировать шаги - раз, а второе - сделать поэтапной реализацию этой программы, с оценкой тех достижений, тех практических результатов, которые есть. Это не только статистика. Дескать, увеличение произошло - это хорошо. Абсолютно нет. Мы организовали обратную связь, «мониторим» процессы, происходящие в малом и среднем предпринимательстве. Мы пытаемся разрешить еще при зарождении проблему. Как эффективный пример могу привести программу мониторинга выдачи грантов. Вопрос, действительно, возникал и не один раз. Мы сами инициировали. Выделяются государственные бюджетные деньги. А зачем? Может быть, не стоит их выделять? Какова эффективность? Мы выдали такой-то объем. Правильная ли адресность? Какой финансово-экономический эффект мы получили? Этот мониторинг ведется с 2011 года, мы отслеживаем не только качество выданных грантов, но и тот результат, который мы получили. Сейчас предварительно мы оцениваем, что на каждый вложенный рубль такой грантовой поддержки приходится бюджетных поступлений примерно 5-6 рублей.

Конечно, погрешность существует, она должна существовать. Не каждый человек сможет быть предпринимателем. Это аксиома, которую мы не изменим. Статистика потерь бывает разная. С другой стороны, нам самое главное не потерять тех молодых предпринимателей, тех людей, которые изъявили желание заниматься бизнесом. И мы это делаем. Отсев произойдет, если человек поймет, что он не может заниматься бизнесом, если это не его, здесь никакого насилия не должно быть. Не найдя себя в предпринимательстве, он как профессионал, имеющий определенный опыт и уровень образования, будет искать себя в чем-то другом.

- Кто участвует в этой работе, и как вы оцениваете работу союза предпринимательского форума?

- Если говорить о практических делах, то, наверное, нужно говорить только о серьезном включении Правительства Омской области в лице Министерства экономики. Это, действительно, то министерство, которое участвует во всех проектах, во всех программах. Оно профильное, оно и занимается профильными разработками. Безусловно, хорошая поддержка, хорошее наполнение идут из Фонда развития, который возглавляет Вячеслав Валерьевич. Это хорошая практика, у нас по всем районам Омской области выстроились очень понятные и конструктивные отношения, как раз с помощью этих решений, которые мы предлагаем, оперативно и профессионально готовим бизнес-планы на территории, а затем их ведем. Омский бизнес-инкубатор - участник наших программ, тоже поддерживает. На старте значимо участие центров занятости, ведь очень важно подготовить человека, настроить его, обучить, помочь получить деньги. Это преемственность, командная игра. Кроме Ассоциации, это все элементы и структуры государственной поддержки. Если говорить об общественных организациях, которые предпринимательские, а не отраслевые, то, на мой взгляд, очень слабое участие именно в практических делах. Это моя оценка. Безусловно, есть публичные выступления, есть мероприятия, связанные с привлечением внимания, особенно в предвыборный год. Но если брать конкретный результат от этих мероприятий для самих предпринимателей, то это в лучшем случае забава. Знаете, ходить с протестами по горкам - это, наверное, хорошо. А решить какой-то конкретный вопрос и помочь построить производство в районе - это совершенно другое. Освоить эту практику общественные организации, к сожалению, не могут. Этот публичный клубный формат остается. Наполнения именно для предпринимателей там очень мало. Мы в прошлом году пытались настроить коллег на то, что необходимо объединяться и говорить в плоскости развития предпринимательства, а не в пространных публичных выступлениях красоваться, но нам не удалось этого сделать. Есть группы людей, которые чаще всего решают локально либо свои задачи, либо задачи группы, но не более того.

По многочисленности Ассоциации можно сделать и выводы соответствующие. Двух лет работы нет, а оценка людей колоссальная. Тех, разумеется, кто действительно хочет работать.

Потому что первый вопрос на входе в Ассоциацию: "А для чего я вхожу? Для чего это надо?" Ребята собираются, можно попить чаю, можно деревья посадить, на шашлыки съездить. Допустим, берем обучающую программу, она стоит вот столько-то, все это понимают. А ты за 7 тысяч или за 15 в год получаешь не только эту юридическую поддержку, но и серию обучающих семинаров и так далее. Вопрос сразу уходит. Человек понимает, что он пришел именно туда, где это интересно, где люди решают практические вопросы предпринимателей. Это первоочередное ключевое отличие нас от Союза предпринимателей. И по форуму, к сожалению, поддержки, отклика от других омских объединений не было. Форум мы проводим при поддержке Правительства и только. Хотя мы ведем активную информационную политику и, честно говоря, ждали иной реакции от некоторых коллег. 
Белый сервис замена масла

Комментарии

Добавить свой

Еще новости

Загрузка...
новости здесь 1
Радио Сибирь