OmskZdes.ru

Статьи • 19 мая 2011, 17:03

Марионетки в руках кукловодов или игроки на политической арене?

Автор: Татьяна Шкирина

 

К Дню пионерии мы решили порассуждать: самостоятельна ли молодежная политика, или же молодежные общественно-политические движения действуют под контролем своих теневых боссов? Ко двору ли во власти молодые люди?

 

К Дню пионерии мы решили порассуждать: самостоятельна ли молодежная политика, или же молодежные общественно-политические движения действуют под контролем своих теневых боссов? Ко двору ли во власти молодые люди?


На современном этапе развития политической жизни России, можно с уверенностью сказать: политика молодеет, и средний возраст российского политика и чиновника уменьшается. Дмитрий Медведев - один из самых молодых президентов, - в 43 года стал главой РФ. Предыдущий президент, Владимир Путин, возглавил государство в 48 лет, а его предшественник, Борис Ельцин, в 60. В СССР средний возраст был еще выше. В застойные времена средний возраст политика держался на уровне 70 лет (Константин Черненко стал генеральным секретарем как раз после семидесятилетия). Возраст главы государства очень показателен в смысле политики. В социологии и этнографии геронтократия ассоциируется с застоем, консерватизмом и даже косностью, что подтверждает советская история, особенно во время застоя. Этому есть объяснение.

Социалистический режим особо не нуждался в электоральной поддержке - на самых демократичных в мире выборах все и так голосовали за нужного (а подчас и единственного) кандидата. Поэтому молодежь (да и весь народ в принципе) была задвинута за политические кулисы и вынуждена была ограничиваться "малой сценой" - участием в спортивных, культурных и прочих объединениях, к политике имеющих слабое отношение. Известное исключение в этом смысле представлял комсомол, но и он использовался партией для того, чтобы, во-первых, иметь под рукой в нужную минуту трудовые резервы, а во-вторых, для демонстрации поддержки режима молодежью.

"...Весь смысл своей деятельности комсомол видит в претворении в жизнь великой Программы построения коммунистического общества в республиках бывшего СССР. Верный ленинским заветам, ВЛКСМ помогает обществу воспитывать молодежь в духе коммунизма, неукоснительного соблюдения Конституций республик бывшего СССР и их законов, вовлекать ее в практическое строительство нового общества, готовить поколение всесторонне развитых людей, которые будут жить, работать и управлять общественными делами при коммунизме. Сила комсомола - в идейной убежденности и преданности делу коммунизма, в сознательной дисциплине, единстве его рядов. Комсомол учит по-ленински жить, работать, бороться и побеждать.
2.2. Главная задача Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи - воспитывать юношей и девушек на великих идеях марксизма-ленинизма, на героических традициях революционной борьбы, на примерах самоотверженного труда рабочих, колхозников, интеллигенции, вырабатывать и укреплять у молодого поколения классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, готовить стойких, высокообразованных, любящих труд молодых строителей коммунизма.
2.3. Священный долг комсомола - готовить молодежь к защите своей Родины, воспитывать самоотверженных патриотов, способных дать решительный отпор нападению любого врага.
2.4. ВЛКСМ добивается, чтобы каждый комсомолец, каждый молодой человек во всей своей жизни свято выполнял ленинский завет "Учиться коммунизму" и соблюдал нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС - в моральном кодексе строителя коммунизма..."

Из Устава ВЛКСМ

Участие комсомола в союзной политике было минимальным, зато подчеркнуто демонстративным - как раз в демонстрациях молодежь и принимала активное участие.

ВЛКСМ был загнан в прокрустово ложе идеологии, его Устав был жестко регламентирован, отношения строились на системе строгого подчинения, сводившего на нет всю инициативу. Главным условием было следование коммунистической идеологии, кодексу строителя коммунизма – они "спускались сверху", по линии партии. В таких условиях молодежное движение переставало выражать интересы своих членов, превращаясь в государственный придаток. Таким образом, государство напрямую контролировало и молодежные организации и в то же время создавало формальную возможность для самовыражения и участия в политической жизни. Реально работали там, пожалуй, единицы, из тех, кто собирался и дальше строить свою карьеру в партии, и для кого активное членство в молодежных организациях было необходимым условием для дальнейшего партийного роста. Другими словами, время наивных героев из Республики ШКИД, мечтавших вступить в комсомол и таким образом социализоваться в советском обществе, ушло безвозвратно. Между тем молодежные организации должны были создать эффект всеохватности политической жизни, эффект того, что все без исключения группы населения поддерживают режим. Всевозможные гендерные, возрастные, профессиональные организации охватывали без преувеличения все население Союза. Если была бы возможность создать лигу детей-грудничков, партия непременно бы это сделала. Естественно, что партия не могла подменить собой реальную жизнь, и такие организации были сугубо формальными, воспринимающимися всеми, а особенно участниками, как необходимая дополнительная обязанность, с которой, как со сверхурочными, приходилось мириться.

И только после краха социализма, когда волна политических неурядиц смыла вместе с политической системой и подобные молодежные организации, молодежь, освобожденная от обязательного членства в "прикормленных" объединениях, смогла выйти в реальную политику. Тридцатипятилетняя тенденция, приведенная в начале статьи, ясно демонстрирует, что в политику стали приходить все более молодые люди. Налицо и разница в политической харизме: молодежь демонстрирует свой обновительный потенциал, противопоставляя его ореолу застойности и стагнации, свойственных для номенклатуры. С другой стороны, напротив, старшее поколение политиков представляет свой курс как умеренный и консервативный, направленный, в первую очередь, на поддержание социальной, экономической и политической стабильности, обвиняя молодежь в "революционности" и грозя электорату "потрясением основ". Так что изменилось? Используются ли сейчас молодежные политические организации, как когда-то комсомол,  для узкопартийных политических целей (воспитательные, мировоззренческие аспекты мы опускаем, так как не о них сейчас речь)?

Сегодняшняя молодежь активно стремится во власть, громко заявляет о своей политической окраске. Каналов выхода в большую политику не так много, и как правило, самый простой и действенный - это присоединиться к какой-либо уже существующей политической партии. При партиях специально создаются различные молодежные отделения, куда агитируют вступать молодых людей, предоставляя возможность роста. Этими мерами партии убивают сразу двух зайцев.

Во-первых, молодежь будет "при деле" и уже не пойдет в оппозиционные партии, где существуют такие же молодежные отделения. Во-вторых, партии опять же демонстрируют широту электоральной поддержки, показывая на общероссийском уровне, что их идеология пользуется широкой поддержкой всех возрастных групп населения, особенно упирая на то, что молодежь - это будущее страны.

Кроме того, молодежные движения могут использоваться как рупор партии на митингах, демонстрациях и других публичных акциях, и в этом случае голосом партии, звучащим из уст активистов молодежного крыла, подменяется голос молодежи вообще. Да и сами активисты в этом случае получают моральное право говорить от лица молодежи.

Но что происходит с политическими взглядами собственно молодежи, вступающей в партию и пополняющую ряды молодежного крыла? Как правило молодые люди, вступая в партию, еще не имеют собственных, устойчивых политических взглядов, часто склонны следовать за авторитетами, неспособны аргументировано отстоять свою точку зрения, не в состоянии сопротивляться массированному воздействию на сознание идеологии партии, в которой состоят. Другими словами, система перемалывает молодежь "под себя", создавая из них активистов, искренне разделяющих идеологию партии. Это сводит к минимуму оппозицию внутри партий: пришедшие из "молодежи", перейдя в разряд "зрелых" политиков, будут поддерживать линию партии в будущем. То есть создается необходимый слой рядовых партийцев, политически стабильная "низина", лояльная руководству.

Впрочем, такая система вовсе не означает возврата к социалистическому прошлому, строгой однопартийности и полному "промыванию" мозгов. Избиратели симпатизируют молодым политикам. Но выбор делают все равно в пользу более опытных, уже зарекомендовавших себя политиков и управленцев. Российское общество в выборе представителей традиционно, поэтому в политике мало женщин и молодежи.

Елена Быкова, выпускница юридического факультета ОмГУ:

"Молодые более амбициозны, работоспособны. Им можно доверять, хотя бы потому, что они ещё не развращены властью. Но предпочтение я бы отдала всё-таки опытному политику: они уже проворовались, а у человеческой жадности должны же быть какие-то пределы. Они уже вдоволь наэкспериментировались, с ними жизнь будет спокойной и без всяких революций".

Анна Куликова, жительница Санкт-Петербурга:

"Исходя из личностного фактора, я выбрала бы более опытного политика, нежели молодого… Молодому политику нужно еще набираться опыта, переносить издержки работы. А ошибки в политике очень сильно отражаются на простых людях. Я за опытность, конечно".

Впрочем, несмотря на традиционность электората, сейчас мы можем наблюдать за генерацией новых политиков, тех, кто пришел на политическую арену как раз после университета, минуя ранее необходимые ступени (работа на производстве, бизнес, общение с людьми). И как раз-таки в среде молодежи они находят поддержку. Так что, возможно, в ближайшем будущем мы станем свидетелями того, что следующее поколение, те, кто взрослеет сейчас и пойдут голосовать на следующих президентских и парламентских выборах, отдадут голоса вовсе не за тех кандидатов, которым пророчат победу политтехнологи. Возможно, меняется сама ментальность электората. Старая политическая харизма - умудренности и опыта - постепенно уходит в прошлое. На ее место приходит молодость, энергичность, профессионализм, умение быстро ориентироваться в меняющейся ситуации.

Ксения Гизиева, студентка ОмГУ им. Ф.М. Достоевского:

"Я за молодость, и ничего, что у него мало опыта. Зато более обучаем, может предложить новые подходы к решению разных проблем. Мне кажется, что молодой всегда в теме проблем молодежи, поэтому я за него".

Из-за отсутствия опыта формируется некоторая оторванность от современных российских реалий и некоторая идеализация жизни. Но с другой стороны, молодые люди, как правило, обладают морально-этическими достоинствами, не склонны к демагогии, не искушены в ведении "двойных игр" и действительно стараются слышать своих избирателей. Кроме того, молодые политики оказываются "заряжены" на работу - на реформирование, на позитивные изменения. Но нельзя исключать того факта, что в этом случае молодой политик будет очень сильно зависеть от партии, которая вывела его на политическую арену.


Павел Ремнев, обозреватель ИА "Омск Здесь"

 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19026.html