OmskZdes.ru

Статьи • 3 июня 2011, 11:11

Игорь Мураев

Автор: Татьяна Шкирина

 

"О мерах, принимаемых органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области по снижению административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг"

 

"О мерах, принимаемых органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области по снижению административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг"


На территории региона в рамках действующей с 2006 года Комиссии по проведению административной реформы реализуется комплекс мер организационного, правового, кадрового, информационного характера с целью снижения административных барьеров при предоставлении государственных и муниципальных услуг.


Первое и ключевое направление этой работы  – регламентация оказываемых гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг. Это позволяет добиться прозрачности административных процедур, повышает ответственность каждого чиновника и тем самым снижает возможные коррупционные риски.

Порядок разработки органами исполнительной власти административных регламентов утвержден региональным Правительством в ноябре 2010 года (постановление Правительства Омской области от 24 ноября 2010 года № 229-п). 

Соответствующие порядки по муниципальным услугам подготовлены и приняты во всех муниципальных образованиях области.

По состоянию на 1 июня 2011 года утверждены и действуют 120 административных регламентов предоставления государственных услуг и свыше 500 – по муниципальным услугам, разработано порядка 170 проектов регламентов (в сферах имущественных отношений, сельского и лесного хозяйства, ветеринарии, строительства, здравоохранения, соцподдержки населения).

Все разработанные проекты регламентов проходят независимую общественную экспертизу для исключения возможности коррупции. Напомню, согласно Федеральному закону № 210-ФЗ (от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") все адм. регламенты должны быть разработаны и приняты до 1 июля 2012 года, но в целом в регионе мы ориентируемся на конец текущего года.

Работа активно ведется региональными ведомствами,  однако в разрезе муниципалитетов она не везде на должном уровне – это видно на слайде. До сих пор не утвержден ни один административный регламент в Азовском и Большеуковском районах.

Не регламентирована ни одна муниципальная услуга в городе Омске. То есть более половины жителей области сегодня получают муниципальные услуги без соответствующей нормативной базы, а значит – нет и возможности проконтролировать качество их оказания.

Например, недавно появившийся на сайте Администрации города Омска сервис – "постановка на очередь в детский сад". Омичам предлагается направить заявление через Интернет. (Даже если отвлечься от того, что проблемы это не решает – очереди в детские сады города продолжают расти и получить извещение, что твоя очередь 36 тысячи первая…).

Но ведь порядок приема заявлений и документов для получения этой услуги, утвержденный приказом директора департамента образования Администрации города Омска (от 27 апреля 2010 года № 47), не предусматривает возможности оказания этой услуги в электронном виде. Куда в таком случае попадают заявления граждан, направленные через официальный сайт Мэрии, кто и в какие сроки обязан их рассмотреть? Какова юридическая ответственность за её предоставление?

Второе направление, а вернее, продолжение работы по регламентации услуг – мониторинг их качества и доступности. 

 Мониторинг организован в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными на заседании Комиссии по проведению административной реформы (2 апреля 2010 года А.В. Бесштанько).

Что он показал. Среди положительных результатов внедрения регламентов – сокращение сроков предоставления услуг – в среднем на 3-7 дней, а по отдельным услугам в сфере социальной защиты населения – на 10-15 дней. Количество подаваемых заявителем документов удается сократить в среднем на 2 – 5 документов. Происходит сокращение максимальных сроков ожидания в очереди, повышается комфортность мест предоставления государственных услуг.

Например, назначение ежемесячного пособия на ребенка. За этой услугой ежегодно обращаются порядка 60 тыс. человек. При проработке адм. регламента по этой услуге удалось не только исключить 3 справки (выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над детьми опеки, справка о размере пенсии из ПФР, справка о неполучении пособия другим родителем) из перечня подаваемых заявителем документов, но и сократить срок ее оказания с 30 до 10 дней.

Однако в ряде случаев мы сталкиваемся с формальным подходом к этой работе, вплоть до фальсификации данных.

Так, согласно данным доклада Мэра города Омска В.Ф. Шрейдера в соответствии с Указом 607, средняя продолжительность оказания городской администрацией услуги по предоставлению земельного участка для строительства составляет 14 дней. На практике процедура предоставления земельных участков из муниципальной собственности связана с переформированием земельного участка путем раздела и с возникновением и регистрацией муниципальной собственности на земельные участки. Фактически вся процедура вместо 14 дней занимает от 3 до 6 месяцев.

Третье. В настоящее время всеми органами власти ведется работа по устранению из нормативных правовых актов положений, создающих условия для коррупционного поведения служащих при предоставлении услуг.

Это определение четких сроков оказания услуг, перечней необходимых документов и развитие системы межведомственного взаимодействия (сокращенно – СМЭВ), которое в текущем году приобретает особую актуальность. Потому как на основе СМЭВ будет осуществляться основной объем работ в рамках оказания услуг органами власти. На федеральном уровне (Федеральный закон № 210-ФЗ) установлены крайне сжатые сроки перехода на такое взаимодействие при предоставлении государственных и муниципальных услуг – с 1 июля 2011 года. Сейчас прорабатываются вопросы технологической и технической организации этого процесса, в ближайшее время будет утверждено распоряжение Губернатора Омской области, которое определяет ответственные органы власти.

Проведен анализ всех услуг, предоставляемых в регионе, в том числе подведомственными учреждениями. В итоге появилось 2 перечня.

Первый содержит сведения и данные, которые имеются в распоряжении различных ведомств и которыми органы будут обмениваться в рамках СМЭВ, освобождая заявителя от их представления. Для таких услуг сформирован проект схемы информационного взаимодействия между органами власти различных уровней.

Всего выявлена возможность обмена более чем 100 (104) документами в электронной форме при организации межведомственного взаимодействия по 155 услугам. На слайде показана новая схема работы с использованием СМЭВ на примере назначения социальных выплат по безработице.

Во второй перечень (Перечень необходимых и обязательных услуг) войдут сведения, отсутствующие в ведомственных базах данных, которые граждане по-прежнему будут предоставлять при обращении за услугами. Этот перечень – исчерпывающий, то есть исключается возможность требовать с граждан дополнительные документы и справки. Проект соответствующего Указа Губернатора Омской области нами также подготовлен и в ближайшее время будет передан на подпись.

Аналогичная работа сегодня проводится органами местного самоуправления, однако её сроки, на наш взгляд, затягиваются. В проекте решения отмечена необходимость ускорить эту работу Администрации города Омска.

Четвертое направление – внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в работу органов власти.

В целях снижения коррупционных рисков при взаимодействии власти и граждан реализуется комплекс мероприятий по переводу услуг в электронную форму.

Распоряжением Правительства Омской области (от 27 апреля 2011 года № 55-рп) утвержден План-график перехода на предоставление государственных услуг в электронной форме. Соответствующие правовые акты приняты в 31 муниципальном районеза исключением Калачинского района и города Омска. И это тоже показывает отношение этих муниципалитетов к вопросам повышения доступности и качества услуг.

 На областном уровне в соответствии с Планом-графиком продолжается переход к предоставлению услуг в электронной форме. По состоянию на 1 июня 2011 года на Портале государственных и муниципальных услуг Омской области размещены сведения о 340 услугах, в том числе о 123 федеральных услугах, 128 региональных услугах и 89 муниципальных услугах, которые содержат перечни необходимых документов, информацию об ответственных органах власти, общих сроках предоставления услуг и пр.

Сейчас мы готовим предложения по определению дополнительного перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями в рамках государственных или муниципальных заданий, которые будут включены в Реестр государственных или муниципальных услуг для предоставления в электронной форме.

По наиболее востребованным и социально значимым услугам еще в 2010 году начата работа по переводу в электронный вид на завершающем этапе.

Во всех сельских муниципальных учреждениях здравоохранения области внедрена электронная запись на прием к врачу через Интернет.

Жители 32 сельских районов Омской области могут записаться практически ко всем врачам-специалистам, работающим в центральных районных больницах. Аналогичная работа проведена в областной детской клинической больнице, онкологическом диспансере, медико-хирургическом центре, диагностическом центре. Что это дало. Прежде всего, упорядочение работы – для амбулаторно-поликлинического звена. Для граждан – доступность медицинской помощи за счет упрощения процедуры записи. Для органов власти – снижение коррупционных рисков, связанных с искусственным созданием дефицита талонов.

Несмотря на позитивный опыт регионального Министерства здравоохранения по внедрению электронной записи на прием к врачу, Администрацией города Омска принято решение о самостоятельной реализации данной работы.

Городской сервис по электронной записи к врачу размещен на сайте Администрации города Омска и уже вызвал негативный отклик. Записаться на прием через Интернет можно только к ограниченному кругу специалистов. Причем количество талонов в день минимально – от 1 до 4-х. Это видно на слайде.

А чаще всего – просто предлагается позвонить для записи на телефон регистратуры. При таком подходе это не только не упрощает получение услуги для пациентов, но фактически сводит на нет идею перехода к электронным услугам.

Пятое. В 2010 году область получила поддержку из федерального бюджета в рамках исполнения федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)", став пилотным регионом по реализации трех проектов в сфере информатизации государственных услуг.


Одним из инструментов повышения качества и доступности услуг, и, одновременно, снижения коррупционных рисков, выступают многофункциональные центры.

В 2010 году проведена их реорганизация в регионе, в итоге обеспечено выполнение таких требований федерального законодательства (постановление Правительства РФ от 3 октября 2009 года № 796), как правовая форма организации деятельности МФЦ, осуществление приема заявителей не менее 60 часов в неделю, наличие отдельного окна для информирования граждан о предоставлении услуг в МФЦ. Всего в 2010 году в МФЦ принято более 90 тысяч граждан, за январь – апрель 2011 года – 42,4 тыс. граждан.

В текущем году предусмотрена работа по расширению перечня услуг, оказываемых в МФЦ, в том числе по принципу "одного окна". Мы также планируем развивать систему услуг по поддержке малого и среднего бизнеса.

В рамках развития системы государственной поддержки предпринимательства действует бизнес-консультационная сеть. Заключены соглашения между Минэкономики, службой занятости и 10 федеральными органами власти для предоставления разъяснений и информации по развитию предпринимательства на территории региона. С открытием Дома предпринимательства перечень услуг для субъектов малого бизнеса, организованных по принципу "одного окна", планируется значительно расширить за счет работы консультационных и информационно-справочных центров, представительств организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, кредитных и общественных организаций. Это задача на ближайший год.

В наиболее сложной и востребованной сфере – земельные отношения – для повышения "прозрачности" создан дополнительный информационный ресурс в сети Интернет (www.guzromsk.ru), где размещены сведения о земельных участках, планируемых к предоставлению на аукционах, созданы справочные сервисы для арендаторов.

В целом эти меры дают положительный эффект, однако на территории города Омска отмечается ухудшение предпринимательского климата. Это подтверждается не только стат. данными сокращения числа индивидуальных предпринимателей (за 2010 год их количество в городе Омске уменьшилось на 7,6 процента или на 3868 единиц).

 Приведу простой пример. При растущих очередях в детские сады (уже 36 тыс. человек) в городе не только не развивается сеть негосударственных дошкольных учреждений, но в 2010 году численность детей, которые их посещают, сократилась более чем на 30 процентов (всего 905 детей). Доходы населения растут, услуга дефицитна, а это само по себе означает наличие в городе тех самых административных барьеров, которые необходимо устранять.

Шестое –  в рамках снижения адм. барьеров для предпринимательства продолжена реализация Федерального закона № 294-ФЗ (от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"). Реализация контрольно-надзорных полномочий региональными ведомствами и муниципалитетами осуществляется в соответствии с утвержденными административными регламентами и в сроки, установленные графиками проведения плановых проверок на 2011 год. Такие графики размещены в открытом доступе на официальных сайтах органов власти в рамках Портала Правительства и на официальном сайте прокуратуры области в сети Интернет (www.prokuratura.omsk.ru), в том числе и по муниципальным проверкам. 

Продолжается снижение общего числа проверок, в 2010 году областными ведомствами было проведено 5404 проверки, это на 30 процентов меньше, чем в 2009 году (7706 проверок), а по сравнению с 2008 годом – снижение почти в 2 раза (10451 проверка).

Однако хочу обратить ваше внимание – на слайде это показано – что при общем снижении число внеплановых проверок в 2010 году уже почти в 3 раза (в 2,7 раза) превысило количество плановых.Это, на наш взгляд, имеет непосредственное отношение к вопросу снижения административного давления на бизнес. И тенденция довольно тревожная, поэтому мониторинг реализации 294-го закона будет продолжен как на федеральном, так и на областном уровне.

В настоящее время Министерством экономики разрабатывается проект программы  Омской области по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных услуг на 2011 – 2013 годы, в рамках которой планируется продолжить реализацию обозначенных сегодня направлений.

Самое главное, что мы пытаемся вложить в эту программу – отказ от формализации работы. Должна быть реальная отдача от проводимых мероприятий – для бизнеса, для граждан, получающих государственные услуги.


 

Постоянный адрес страницы: https://omskzdes.ru/articles/19017.html